Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человека





Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный)
Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий ис-
пользует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,


и получает в результате труда нужные для жизни предметы,
вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему,
рабочему, не принадлежат — они ему чужие. Чем больше исходных
материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, про-
дуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при-
надлежащих, «чуждых» ему. Природа делается для рабочего
только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются
в производстве,— средствами жизни, физического существования.
Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего
принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать,
поскольку не может иначе обеспечить возможность существования.
Но такой труд — это «не удовлетворение потребности в труде,
а только средство для удовлетворения всяких других потребно-
стей...» '. Далее. Рабочий и в процессе труда остается подчи-
ненным — контроль, регулирование, управление принадлежат не
ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий осво-
бождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свобод-
ным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще рас-
положась у себя в жилище, украшая себя и т. д.» 2, то есть
осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными.
А труд — форма жизнедеятельности специфически человече-
ская! — для рабочего, напротив, представляется унижением в себе
человека, употреблением человека в животной функции, античе-
ловеческим занятием.

В-третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще
отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет
в природе. Сам человек — природное существо, его жизнь нераз-
рывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с
природой, в котором главное — труд, производство: «...производст-
венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождаю-
щая жизнь» 3. Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство
для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не
жизни «рода». Рабочий относится к производству и природе
не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно,
как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего
отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между
людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкури-
руют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие
чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда.
Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управ-
ляет им.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90-91.

2 Там же. С. 91.

3 Там же. С. 93.


Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное
социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях от-
чуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь — все
прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчужден-
ными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и
различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс
указывает на факт существования первичных и вторичных видов
отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становит-
ся отчужденным человеком?

Отчужденный труд равнозначен существованию частной собст-
венности. Частная собственность — основа экономической жизни,
та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуж-
дают, считая «естественной предпосылкой». На частнособственни-
ческой экономике «держится» вся человеческая история, вся жизнь
людей. Это значит, что экономическая история — ключ к понима-
нию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государст-
во, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды
производства и подчиняются его всеобщему закону» '. Жизнь лю-
дей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только
рабочих) искажает, калечит их, делает «частичными индивида-
ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная
собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что
какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им
обладаем... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем,
носим на своем теле, живем в нем и т. д.,— одним словом, когда
мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духов-
ных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство
обладания» 2.

Негативная философская оценка «атомарного индивида» и
жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но на-
дежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает.
Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе —
в труде, в производственной деятельности.
Перспективы развития
человека и человечества — в преобразовании основы основ, в унич-
тожении отчужденного труда.







Date: 2015-05-05; view: 546; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию