Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человека
Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий ис- пользует материалы, которые в конечном счете взяты у природы,
и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему, не принадлежат — они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, про- дуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при- надлежащих, «чуждых» ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве,— средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.
Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможность существования. Но такой труд — это «не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребно- стей...» '. Далее. Рабочий и в процессе труда остается подчи- ненным — контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий осво- бождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свобод- ным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще рас- положась у себя в жилище, украшая себя и т. д.» 2, то есть осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма жизнедеятельности специфически человече- ская! — для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античе- ловеческим занятием.
В-третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек — природное существо, его жизнь нераз- рывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в котором главное — труд, производство: «...производст- венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождаю- щая жизнь» 3. Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.
В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкури- руют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управ- ляет им.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90-91.
2 Там же. С. 91.
3 Там же. С. 93.
Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное социальное отношение. Не только рабочий теряет в условиях от- чуждения свою человеческую сущность и родовую жизнь — все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчужден- ными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на факт существования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же это происходит? Почему человек становит- ся отчужденным человеком?
Отчужденный труд равнозначен существованию частной собст- венности. Частная собственность — основа экономической жизни, та самая фактическая основа, которую политэкономы не обсуж- дают, считая «естественной предпосылкой». На частнособственни- ческой экономике «держится» вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что экономическая история — ключ к понима- нию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государст- во, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону» '. Жизнь лю- дей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает «частичными индивида- ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духов- ных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания» 2.
Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но на- дежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе — в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития человека и человечества — в преобразовании основы основ, в унич- тожении отчужденного труда.
Date: 2015-05-05; view: 546; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|