Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия на службе





истории»

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после
получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое
призвание защиту интересов «бедной, политически и социально


обездоленной массы...» '. Этой цели и должна служить философия.
Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие
установки немецкой классической философии, и в частности,
представление о роли философии в обществе. Философия —
«духовная квинтэссенция своего времени» — призвана вносить
в общество мудрость и разум и тем самым содействовать обще-
ственно-историческому прогрессу. Но традиционные формы фило-
софской деятельности — университетское преподавание и сочи-
нение ученых трактатов — Маркса не удовлетворяли. Он ре-
шил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа
в «Рейнской газете» (1842—1843) — статьи о свободе печати и
цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сель-
ского малоимущего населения, о бедственном положении крестьян
Примозельского края, о бюрократизме чиновников — вызвала пре-
следования правительства. Марксу пришлось уйти с поста ре-
дактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе
в Германии.

Свой первый опыт в решении практических проблем Маркс
счел неудачным. Ему стало ясно, во-первых, что государство (по
Гегелю, государство — воплощение разума) руководствуется инте-
ресами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено
прислушиваться к голосу философского критического анализа.
Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительным
оказался и сам уровень исследования практических проблем.
Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и
корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти — в мате-
риальных, экономических отношениях людей. Один только фило-
софский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, обществен-
ный отклик на публикации «Рейнской газеты», конечно, был очень
и очень ограниченным.

Последнее соображение, видимо, было наиболее веским. В то
же самое время, в начале 40-х годов, младогегельянцы — филосо-
фы, коллеги и в какой-то степени единомышленники Маркса ^-
активно выступили против всякой религии, в особенности против
христианства в его протестантской разновидности. Надежды на
важные общественные перемены молодые радикалы связывали с
проповедью атеизма, исследованиями истории раннего христианст-
ва, разоблачением религиозных тайн и чудес, спорами о Христе.
Однако ожидания эти затягивались, время шло, а ничего осо-
бенного в обществе не происходило. Философское просвещение
оказалось бессильным против «опиума народа»; не менялись и
официальная идеология и политика. Некоторые младогегельянцы
(Б. Бауэр) пытались объяснить провал философской критики
религии ссылками на косность, консерватизм и невежествен-
ность «массы».

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 125.


Поиски Маркса обратились в другую сторону. Начиная еще с
1842 года он изучает новое для Германии общественное движе-
ние — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали-
стической и коммунистической традицией Франции и Англии,
анализирует первые выступления немецких социалистов и ком-
мунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс вступает в кон-
такт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником
коммунистического движения. Почему Маркс стал коммунистом?
Что привлекло его, человека из другой социальной среды, извест-
ного публициста, ученого, к пролетариям, людям, стоящим на
неизмеримо более низком уровне образования и культуры? Маркс
никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком нахо-
дились пролетарии его времени. Достаточно вспомнить его зна-
менитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков 50-х го-
дов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от
лица пролетариата, ежели он сам — не рабочий. Маркс ответил,
что право это он взял сам и доказано оно исключительно нена-
вистью, которую к нему питают правящие классы. Гордое «Я
никогда не льстил пролетариям» — убедительное свидетельство
тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван
не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории
и собственной исторической роли.

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото-
рого является уничтожение существующего миропорядка. Проле-
тарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста
преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс,
необходимо следует за развитием крупной промышленности и
ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролета-
риата; уничтожение частной собственности — путь к освобожде-
нию. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других
групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как прак-
тическую силу,
в союзе с которой философия может осуществить
свое призвание: «Подобно тому как философия находит в про-
летариате свое материальное оружие, так и пролетариат нахо-
дит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли
основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится
эмансипация немца в человека» '. (Последние слова о «немце»
имеют тот смысл, что в статье «К критике гегелевской фи-
лософии права. Введение» (1844), из которой взято это высказыва-
ние, речь идет еще применительно к условиям Германии.)


Высоко оценивая утопические проекты преобразования обще-
ства, Маркс тем не менее хорошо видел их теоретические слабо-
сти, а порой и беспомощность. В образы будущего авторы утопий
вносили немало фантастики; они не имели серьезного историче-
ского обоснования, включали в себя архаические религиозно-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 428.


христианские элементы. Это препятствовало развитию коммунисти-
ческих идей и их распространению. Следовало, таким образом, дать
философское обоснование смысла коммунизма.

Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал
пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х
годов. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса
заключалось кроме материалистической общей установки еще и в
том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек —
высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллю-
зий,
с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями
о гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Фило-
софия будущего» Фейербаха многим в Германии 40-х годов каза-
лась основой нового понимания мира и человека. Мысли об осво-
бождении человека, о реализации им своих природных способ-
ностей («родовой сущности») выглядели революционными и не
оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей
социальной мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом
1844 года Маркс в письме к Фейербаху высказывает общую
оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали со-
циализму философскую основу... Единение людей с людьми,
основанное на реальном различии между людьми, понятие чело-
веческого рода, перенесенное с неба абстракции на реальную
землю,— что это такое, как не понятие общества!» ' Иными слова-
ми, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека и
отношений между людьми философское изображение общества,
которое сделали своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон,
Луи Блан и др.).







Date: 2015-05-05; view: 498; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию