Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия на службе
истории»
Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально
обездоленной массы...» '. Этой цели и должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки немецкой классической философии, и в частности, представление о роли философии в обществе. Философия — «духовная квинтэссенция своего времени» — призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать обще- ственно-историческому прогрессу. Но традиционные формы фило- софской деятельности — университетское преподавание и сочи- нение ученых трактатов — Маркса не удовлетворяли. Он ре- шил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в «Рейнской газете» (1842—1843) — статьи о свободе печати и цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сель- ского малоимущего населения, о бедственном положении крестьян Примозельского края, о бюрократизме чиновников — вызвала пре- следования правительства. Марксу пришлось уйти с поста ре- дактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе в Германии.
Свой первый опыт в решении практических проблем Маркс счел неудачным. Ему стало ясно, во-первых, что государство (по Гегелю, государство — воплощение разума) руководствуется инте- ресами «привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти — в мате- риальных, экономических отношениях людей. Один только фило- софский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, обществен- ный отклик на публикации «Рейнской газеты», конечно, был очень и очень ограниченным.
Последнее соображение, видимо, было наиболее веским. В то же самое время, в начале 40-х годов, младогегельянцы — филосо- фы, коллеги и в какой-то степени единомышленники Маркса ^- активно выступили против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. Надежды на важные общественные перемены молодые радикалы связывали с проповедью атеизма, исследованиями истории раннего христианст- ва, разоблачением религиозных тайн и чудес, спорами о Христе. Однако ожидания эти затягивались, время шло, а ничего осо- бенного в обществе не происходило. Философское просвещение оказалось бессильным против «опиума народа»; не менялись и официальная идеология и политика. Некоторые младогегельянцы (Б. Бауэр) пытались объяснить провал философской критики религии ссылками на косность, консерватизм и невежествен- ность «массы».
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 125.
Поиски Маркса обратились в другую сторону. Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движе- ние — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали- стической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и ком- мунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс вступает в кон- такт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения. Почему Маркс стал коммунистом? Что привлекло его, человека из другой социальной среды, извест- ного публициста, ученого, к пролетариям, людям, стоящим на неизмеримо более низком уровне образования и культуры? Маркс никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком нахо- дились пролетарии его времени. Достаточно вспомнить его зна- менитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков 50-х го- дов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от лица пролетариата, ежели он сам — не рабочий. Маркс ответил, что право это он взял сам и доказано оно исключительно нена- вистью, которую к нему питают правящие классы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» — убедительное свидетельство тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории и собственной исторической роли.
В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото- рого является уничтожение существующего миропорядка. Проле- тарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролета- риата; уничтожение частной собственности — путь к освобожде- нию. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как прак- тическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание: «Подобно тому как философия находит в про- летариате свое материальное оружие, так и пролетариат нахо- дит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека» '. (Последние слова о «немце» имеют тот смысл, что в статье «К критике гегелевской фи- лософии права. Введение» (1844), из которой взято это высказыва- ние, речь идет еще применительно к условиям Германии.)
Высоко оценивая утопические проекты преобразования обще- ства, Маркс тем не менее хорошо видел их теоретические слабо- сти, а порой и беспомощность. В образы будущего авторы утопий вносили немало фантастики; они не имели серьезного историче- ского обоснования, включали в себя архаические религиозно-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 428.
христианские элементы. Это препятствовало развитию коммунисти- ческих идей и их распространению. Следовало, таким образом, дать философское обоснование смысла коммунизма.
Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек — высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллю- зий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Фило- софия будущего» Фейербаха многим в Германии 40-х годов каза- лась основой нового понимания мира и человека. Мысли об осво- бождении человека, о реализации им своих природных способ- ностей («родовой сущности») выглядели революционными и не оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей социальной мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме к Фейербаху высказывает общую оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали со- циализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие чело- веческого рода, перенесенное с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!» ' Иными слова- ми, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи Блан и др.).
Date: 2015-05-05; view: 498; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|