Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философский анализ политической экономии
Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом коммунистических доктрин — таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в то же время эта исследова- тельская программа значительно расширилась. Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году само- стоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлеченного философией Фейербаха. Но, в отличие от Маркса, Энгельс, проживавший с 1842 по 1844 год в Англии, уже был хо- рошо знаком с организованным массовым рабочим движением — чартизмом, с английской социалистической и коммунистиче- ской литературой и, что самое важное, с политической эконо- мией великих англичан А. Смита, Д. Рикардо и др. В журнале
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 381.
«Немецко-французские ежегодники» рядом со статьями Маркса была опубликована критическая работа Энгельса об английской политической экономии («Наброски к критике политической эко- номии», 1844). Энгельс критиковал эту науку с позиций защит- ника интересов пролетариата. Для Маркса в этой небольшой статье открылась новая область знания, освоить которую он посчитал со- вершенно необходимым для создания нового мировоззрения.
Так в 184 Ί году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоз- зренческой концепции. Политико-экономический анализ действи- тельности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источники марксиз- ма — наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется на создание интернационального, все- мирно-исторического учения.
Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуще- ствлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожа- лению, рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.
Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глу- боко проанализирована в немецкой классической философии. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс высо- ко оценил работу по осмыслению проблемы отчуждения человека, проделанную Гегелем и Фейербахом, и вместе с тем выявил прин- ципиальные недостатки их концепции отчуждения. У Гегеля уничтожение отчуждения человека изображается как чисто духов- ный акт, осуществляемый философом как олицетворением уни- версального разума. Фейербах видел корень зла в религиозном отчуждении, которое Маркс справедливо счел вторичным, произ- водным видом отчуждения. Фундаментальным, базисным для вся- кого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд.
Date: 2015-05-05; view: 548; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|