Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Над разумом





Как уже отмечалось, средневековая философия вобрала в
себя две различные традиции: христианское откровение и антич-
ную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напро-
тив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в
рамках которой воля (прежде всего божественная воля — все-
могущество бога) стоит выше разума и определяет его. Расцвет
номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его глав-
ные представители — Уильям Оккам (1285—1349), Иоганн Бу-
ридан (конец XIII—XIV век), Николай из Отрекура (XIV век)
и др.

В номинализме пересматривается характерная для аристоте-
левской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка
бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущно-
сти. Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью
(ибо только в боге бытие и сущность совпадают), однако считал,
что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий.
А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом,
то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с дру-
гой — иерархическая структура тварного мира. В номинализме
определяющее значение получает идея божественного всемогу-
щества, а творение рассматривается как акт божественной воли.
Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота (ок. 1266 —
1308), который обосновывал зависимость разума от воли и считал
божественную волю причиной всякого бытия. Однако номиналисты
пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле бога был
выбор сущностей, которые он хотел сотворить, то Уильям Оккам
упразднил само понятие сущности, лишив его того основания,
которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса
о существовании идей (общих понятий) в божественном уме. Идеи,
согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве
прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи
возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.


Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, по дают его филосо-
фии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Ари-
стотеля о первичной сущности как единичном индивидууме.
Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая
пещь вне души единична, и только в познающей душе возни-
кают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция)
утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего, которому
принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций:
бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не
нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различе-
ние субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значе-
ние, и главное понятие томизма — понятие субстанциальной фор-
мы — больше не признается необходимым. В результате умопости-
гаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное
бытие (явление) оказываются тождественными. Номинализм не
признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической
иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям
эмпирического мира. Ориентация на опыт — характерная черта
номинализма, которую впоследствии перенимают наследники сред-
невекового номинализма английские философы эмпирического
направления — Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.

Номинализм формирует новое представление о познании и при-
роде познающего ума. Поскольку познание направлено не на
сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитив-
ное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом
оказываются акциденции, и знание трактуется как установление
связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелев-
ской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция
есть условие возможности отношений (не случайно в томизме
гносеология — учение о познании не существует независимо от
онтологии — учения о бытии). Теоретическая способность в
номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы
больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных
сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие,
а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номи-
нализме формируется представление о субъекте, противостоя-
щем объекту как особого рода реальности, и о познании как
субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделе-
нию гносеологии в самостоятельную область исследования. Но од-
новременно возникает субъективистское истолкование ума, челове-
ческого духа, рождается убеждение, что явления психического
ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредствен-
но, тогда как физические — опосредованно. В теологии при этом
подчеркивается приоритет веры над знанием, воли — над разумом,
практически-нравственного начала — перед теоретическим.

В целом номинализм в значительной мере определил направ-
ление и характер развития как философии, так и эксперимен-


тально-математического естествознания XVI—XVII веков. Имен-
но с номинализмом было связано также и развитие материализма
в эпоху Возрождения и в новое время.







Date: 2015-05-05; view: 494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию