Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Над разумом
Как уже отмечалось, средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и антич- ную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напро- тив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля — все- могущество бога) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его глав- ные представители — Уильям Оккам (1285—1349), Иоганн Бу- ридан (конец XIII—XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.
В номинализме пересматривается характерная для аристоте- левской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущно- сти. Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью (ибо только в боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом, то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с дру- гой — иерархическая структура тварного мира. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогу- щества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота (ок. 1266 — 1308), который обосновывал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия. Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле бога был выбор сущностей, которые он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.
Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, по дают его филосо- фии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Ари- стотеля о первичной сущности как единичном индивидууме. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая пещь вне души единична, и только в познающей душе возни- кают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различе- ние субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значе- ние, и главное понятие томизма — понятие субстанциальной фор- мы — больше не признается необходимым. В результате умопости- гаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт — характерная черта номинализма, которую впоследствии перенимают наследники сред- невекового номинализма английские философы эмпирического направления — Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.
Номинализм формирует новое представление о познании и при- роде познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитив- ное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелев- ской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология — учение о познании не существует независимо от онтологии — учения о бытии). Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номи- нализме формируется представление о субъекте, противостоя- щем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделе- нию гносеологии в самостоятельную область исследования. Но од- новременно возникает субъективистское истолкование ума, челове- ческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредствен- но, тогда как физические — опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли — над разумом, практически-нравственного начала — перед теоретическим.
В целом номинализм в значительной мере определил направ- ление и характер развития как философии, так и эксперимен-
тально-математического естествознания XVI—XVII веков. Имен- но с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в новое время.
Date: 2015-05-05; view: 494; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|