Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и человек как творение бога





Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего,
сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу.
Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять,
поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название
креационизма — от латинского слова «creatio», что значит «тво-
рение», «создание».

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на
сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые
были как бы родственны природе, христианский бог стоит над
природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным
богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное
творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и
передается богу; в средневековой философии космос поэтому не
есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 495.


одушевленное целое, каким его считали многие из греческих фи-
лософов.

Другим важным следствием креационизма является преодо-
ление характерного для античной философии дуализма проти-
воположных начал — активного и пассивного: идей или форм,
с одной стороны, материи — с другой. На место дуализма прихо-
дит монистический принцип: есть только одно абсолютное нача-
ло — бог; все остальное — его творение. Водораздел между богом
и творением — непереходимый: это две реальности различного
онтологического ранга. Строго говоря, подлинным бытием обла-
дает только бог, ему приписываются те атрибуты, которыми ан-
тичные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, само-
тождествен, ни от чего другого не зависит и является источником
всего сущего. Христианский философ IV—V веков Августин
Блаженный (354—430) говорит поэтому, что бог есть высшее
бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма,
высшее благо. Отождествляя бога с бытием, Августин следует
священному писанию. В Ветхом завете бог сообщает о себе
человеку: «Я есмь Сущий». В отличие от бога, сотворенный мир
не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благо-
даря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство,
изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в
мире. Христианский бог, хотя сам по себе недоступен для позна-
ния, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение
явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть
основной путь богопознания.

Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божест-
венном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъес-
тественным путем, и ключом к такому познанию является вера —
способность души, неведомая античному языческому миру. Что же
касается тварного (сотворенного) мира, то он — хотя и не до
конца — постижим с помощью разума; правда, о степени его пости-
жимости средневековые мыслители вели немало споров.

Понимание бытия в средние века нашло свое1 афористическое
выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо
обратимы). Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все,
что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать
бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том,
что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная
реальность, не есть сущность. Так, дьявол, с точки зрения средне-
векового сознания,— это небытие, прикидывающееся бытием. Зло
живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро пра-
вит миром, а зло хоть и умаляет, но не в состоянии уничтожить бла-
го. В этом учении выразился оптимистический мотив средневеко-
вого миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней
эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпику-
рейства.








Date: 2015-05-05; view: 643; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию