Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение к природе в средние века





В средние века формируется новое воззрение на природу.
Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по
большей части было в античности. Учение о божественном все-
могуществе лишает природу самостоятельности, поскольку бог


не только творит природу, но и может действовать вопреки
естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

В христианском вероучении внутренне связаны между собой
догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа
«сама для себя недостаточна» (выражение Августина) и что
человек призван быть ее господином, «повелевать стихиями». В си-
лу всего этого в средние века меняется отношение к природе.
Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания,
как это было в античности (за исключением некоторых учений,
например софистов, Сократа и других); основное внимание теперь
сосредоточивается на познании бога и человеческой души. Эта
ситуация несколько меняется только в период позднего средне-
вековья — в XIII и особенно в XIV веках. Во-вторых, если даже и
возникает интерес к природным явлениям, то они выступают
главным образом в качестве символов, указывающих на другую,
высшую реальность и отсылающих к ней; а это — реальность
религиозно-нравственная. Ни одно явление, ни одна природная
вещь не открывают здесь сами себя, каждая указывает на поту-
сторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий
символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только
во благо, но и в поучение.

Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитан-
ный в первую очередь на священном писании и его толкованиях,
был в высшей степени изощренным и разработанным до тонко-
стей. Понятно, что такого рода символическое истолкование
природы мало способствовало ее научному познанию, и только в
эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как
таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия,
физика, биология.







Date: 2015-05-05; view: 720; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию