Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схоластики





Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схо-
ластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский
(1225/26 —1274), ученик знаменитого средневекового теолога,
философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193—
1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные
принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы
оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из
ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у
Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие.
Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир,
как о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность
(существование и сущность), Фома тем не менее не противопостав-
ляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.
Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоя-
тельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств),
которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выво-
дится различение так называемых субстанциальных и акци-
дентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи


простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто
возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акци-
дентальная же форма — источник определенных качеств, а не
бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потен-
циальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из
актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько
бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет
четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их
актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то
есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет
лишь внешнюю определенность вещи (causa forrnalis); сюда от-
носятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступе-
ни форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи,
которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная
Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей тело
изнутри,— таковы растения. Третий уровень — животные, здесь
форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее
имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения.
На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю,
организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма
предстает уже не как организующий принцип материи, а сама
по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это
дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не
будучи связана с материей, человеческая разумная душа не поги-
бает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя
«самосущего». В отличие от нее, чувственные души животных не
являются самосущими, а потому они и не имеют специфических
для разумной души действий, осуществляемых только самой
душой, отдельно от тела — мышления и воления; все действия
животных, как и многие действия человека (кроме мышления и
акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души живот-
ных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа —
бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую
среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде
всего ее разумное определение, каковым он считает способность
различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле прак-
тический разум,
то есть разум, направленный на действие, а не
на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизнен-
ным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете
индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специ-
фику как томистской онтологии, так и средневекового естество-
знания, предмет которого — действие индивидуальных «скрытых
сущностей» — «деятелей», душ, духов, сил. Начиная с бога, кото-
рый есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных


сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятель-
ностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть
по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся
на иерархической лестнице.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние
века, римская церковь официально признала его. Это учение воз-
рождается и в XX веке под названием неотомизма — одного из наи-
более значительных течений католической философии на Западе.

Date: 2015-05-05; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию