Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема разума и воли. Свобода воли
Личный характер христианского бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: бог имеет свободную волю. «И никакая необходимость,— обращается к богу Августин,— не может прину- дить Тебя против воли Твоей к чему бы то ни было, потому что божественная воля и божественное всемогущество равны в сущест- ве божества...» '
Соответственно и в человеке воля выступает на первый план, а потому в средневековой философии переосмысливается гре- ческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании,
1 Августин. О граде божием. Ч. IV. С. 165.
то в средние века он — в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Так, в частности, для Августина все люди суть не что иное, как воли. Наблюдая внутреннюю жизнь человека, и прежде все- го свою собственную, Августин с сокрушением констатирует, что человек знает добро, однако же воля его не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно,— пишет Августин,— а следовал другому...» ' Это раздвоение человека Августин называет болезнью души, неподчинением ее самой себе, то есть высшему началу в себе. Именно поэтому, согласно средне- вековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, то есть без благодати.
Как видим, в средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса — он как бы вырван из космической, природной жизни и поставлен над нею. По замыслу, он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. У него нет даже того твердого статуса — быть выше всех животных, какой ему давала языческая античность. Двойственность положения человека — важнейшая черта средневековой антропологии. И отношение человека к выс- шей реальности совсем иное, чем у античных философов: личный бог предполагает и личное к себе отношение. А отсюда — изме- нившееся значение внутренней жизни человека; она становится теперь предметом внимания даже более пристального, чем то, ко- торое мы находили у стоиков. Для античного грека, даже прошед- шего школу Сократа («познай самого себя»), душа человека всегда соотнесена либо с космической жизнью и есть «микрокосм», либо же она соотнесена с жизнью общественного целого, и тогда человек предстает как общественное животное, наделенное разу- мом. Отсюда античные аналогии между космически-природной и душевной жизнью или же между душой человека и социумом. Августин же вслед за апостолом Павлом открывает «внутрен- него человека», целиком обращенного к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека скрыты даже от него самого, они, согласно средневековой философии, доступны только богу. А в то же время постижение этих глубин необходимо для челове- ческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очиститься. По этой причине приобретает важное значение правдивая исповедь. Ново- европейская культура обязана исповедальным жанром именно средневековью с его интересом к человеческой психологии, к внутреннему миру души. «Исповедь» Жан Жака Руссо, так же как Л. Н. Толстого, хоть они и различаются между собой, восходят тем не менее к общему источнику — «Исповеди» Авгу- стина.
1 Августин. Исповедь. Киев, 1980. С, 210.
Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не столько с внешним — природным или социальным — миром, ско- лько с трансцендентным, творцом, порождает у человека обо- стренное чувство своего «Я», которого в такой мере не знала античная культура. В философском плане это приводит к от- крытию самосознания как особой реальности — субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.
Наше знание о собственном существовании, то есть наше само- сознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной досто- верностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внут- реннего человека» в себе мы получаем знание о собственном су- ществовании; для этого знания мы не нуждаемся во внешних чувствах и в каких бы то ни было объективных свидетельствах, которые подтверждали бы свидетельство самосознания. Так в сред- ние века начался процесс формирования понятия «Я», ставшего отправным пунктом в рационализме нового времени.
Date: 2015-05-05; view: 531; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|