Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полемика реализма и номинализма





Многие характерные особенности средневековой философии
проявились в происходившей на протяжении нескольких веков
борьбе реализма и номинализма. «Реализм» в его средневековом
понимании не имеет ничего общего с современным значением
этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно
которому подлинной реальностью обладают только общие понятия,
или универсалии,
а не единичные предметы, существующие в эм-
пирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый реализм
сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием
обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и
изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реали-
стам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли,
идеи в божественном разуме. И только благодаря этому челове-
ческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта
сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что
для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033—
1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь
разум способен постигать общее.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием
приоритета воли над разумом и носило название номинализма.


Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen»,
что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия —
только имена; они не обладают никаким самостоятельным су-
ществованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим
умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда
эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем по-
нятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особен-
ностей отдельных людей и оставляем только то, что является
общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушев-
ленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие
человека входят именно эти признаки: человек есть живое суще-
ство, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номи-
налистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Край-
ние номиналисты, к которым принадлежал, например, Росце-
лин (XI—XII века), даже доказывали, что общие понятия суть не
более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное,
а общее — только иллюзия, не существующая даже в челове-
ческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой
единичного и общего, как она ставилась еще у Аристотеля, раз-
личавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося
в определении онтологического статуса тех и других.

Фома Аквинский —







Date: 2015-05-05; view: 530; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию