Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Атомизм





Полный отказ от социального активизма в этике мы встреча-
ем у знаменитого материалиста Эпикура (341—270 годы до н. э.)^?
учение которого получило широкую популярность и в Римской
империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лук-
реций Кар (ок. 99 — 55 годы до н. э.).

Отдельный человек, а не общественное целое — вот отправ-
ной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматри-
вает определение человека, данное Аристотелем. Индивид —
первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят
от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных
соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно
Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благо-
получия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок
к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне
соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реаль-
ным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что
составляется из них — вещи и явления видимого мира, весь кос-
мос в целом,— это лишь вторичные образования, лишь агрегаты,
скопления атомов.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична
(от греч. hedone— «удовольствие»): целью человеческой жизни
Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако
подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы
без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям.
Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен
идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное пред-
ставление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключи-
тельно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего
остального. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал
невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятеж-
ность, а такое состояние может быть достигнуто только при ус-
ловии, что человек научится умерять свои страсти и плотские
влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпику-
рейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традицион-
ной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей
безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед


загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказы-
вает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит
из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо
бояться,— убеждает греческий материалист,— ибо пока мы есть,
смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти
не существует ни для живых, ни для умерших.

Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской
этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков
более суров, они держатся альтруистического принципа долга и
бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского муд-
реца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе
лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство — это просве-
щенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.

4.







Date: 2015-05-05; view: 495; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию