Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Атомизм
Полный отказ от социального активизма в этике мы встреча- ем у знаменитого материалиста Эпикура (341—270 годы до н. э.)^? учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лук- реций Кар (ок. 99 — 55 годы до н. э.).
Отдельный человек, а не общественное целое — вот отправ- ной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматри- вает определение человека, данное Аристотелем. Индивид — первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благо- получия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реаль- ным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них — вещи и явления видимого мира, весь кос- мос в целом,— это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.
В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греч. hedone— «удовольствие»): целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное пред- ставление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключи- тельно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятеж- ность, а такое состояние может быть достигнуто только при ус- ловии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпику- рейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традицион- ной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед
загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказы- вает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться,— убеждает греческий материалист,— ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.
Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различие между ними весьма существенное: идеал стоиков более суров, они держатся альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударами судьбы; идеал же эпикурейского муд- реца не столько моральный, сколько эстетический, в его основе лежит наслаждение самим собою. Эпикурейство — это просве- щенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.
4.
Date: 2015-05-05; view: 495; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|