Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы развития архитектурного образования





Сегодня на рубеже П-Ш тысячелетий, на пороге становления постиндустриальной цивили­зации, происходят качественные изменения во всех сферах и в сфере образования в том числе. Изменяется все: и социальный заказ на образование, и само архитектурное образование. Оно становится все более «антропным» — открытым (гражданским) и креативным.

Хотя, несмотря на то, что перед нашей цивилизацией стоят одни и те же вызовы, ответы на них в разных странах будут различными. И не только потому, что разные страны вступают в XXI век с разных исходных позиций, но и с точки зрения той роли, которую играет архитектура в жизни общества, с точки зрения положения архитектора в этом обществе, а также общего состояния высшей школы и архитектурного образования. Например, в то время как в США Американский институт архитекторов формирует обязательную систему непрерывного образования для архи­текторов, главным делом в постсоциалистических странах является физическая защита профес­сии, совершенствование законодательной базы, выживание высшего архитектурного образова­ния. Но различными ответы на одни и те же вызовы времени будут и потому, что «различие» и систем образования, и архитектурных школ — есть базовое условие устойчивого развития профес­сии, которое как особая социальная ценность будет всегда культивироваться и национальными, и международными профессиональными сообществами, как например декларировано в «Хартии МСА-ЮНЕСКО об архитектурном образовании»: «Разнообразие архитектурных школ есть куль­турное богатство мира».

Конечно, происходящие качественные изменения в архитектурном образовании повлекут за собой и соответствующие изменения в архитектуре. Причем, прорыв к новой архитектуре будет в значительной степени зависеть от прорыва в решении не столько научно-технических, сколько социальных, особенно духовных, проблем в сфере образования. Всплески будущей пионерской архитектуры будут там, где глубже и быстрее выйдут на понимание и учет проблем конкретного человека, в том числе и личностного творческого образования. В этом найдет свое логическое завершение та волна гуманизации образования, которая началась во второй половине XX века вкрадчивым вкраплением в различные предметы вопросов человеческой проблематики.

В связи с этим, основной путь решения проблем развития отечественного образования на современном этапе мы видим не в создании для всех школ единой модели функционирования, а создание условий для свободного саморазвития образовательной системы и составляющих ее школ по различным региональным и индивидуальным моделям. Такой подход может быть прием-" лемым для всех субъектов образования и может стать действенным средством демократизации сферы образования на пути построения открытого образования. Поэтому, базовыми ориентирами на пути развития Российского архитектурного образования, как особого типа в системе архитек­турного образования Мирового сообщества, мы усматриваем следующие:

1. Изменение социального статуса архитектурного образования путем расширения области его воздействия. Кроме профессионального архитектурного образования, которое желающие по­лучают в специализированных вузах, необходимо также и массовое общекультурное архитектур­ное образование в системе общеобразовательных школ, понимаемое как базовое творческое обра-


Заключение

зование граждан страны. Эта идея нашла поддержку и в «Хартии об архитектурном образовании» МСА-ЮНЕСКО. Она — одно из основных требований времени. В решении этой идеи Россия нуждается и, главное, готова более других стран. От успешности ее решения во многом зависит способность страны выйти в пространство устойчивого социально-экономического развития.

2. Изменение концептуальной направленности образования с «формирования специалиста» (как квалифицированной рабочей силы) для народного хозяйства на «развитие творческой личД ,у. ности». Системообразующим ядром образовательного процесса должна стать саморазвивающая-1 -ся и тем самым самообразовывающаяся личность, а не средства обучения.

3. Преобразования образовательной системы должны носить эволюционный и постоянный! it^ характер и осуществляться должны непосредственно самими субъектами образования. Револю-^ ционные и внешние по природе преобразования только разрушают систему образования, и тем самым стагнируют социально-экономическое развитие страны.

4. Теоретические и экспериментальные исследования предметного и методического содержания учебных процессов должны стать приоритетным направлением в занятости субъектов образования.


От широты и развитости архитектурно-дидактических исследований напрямую зависит профессио- ^^^ нальная индивидуальность архитектурных школ и их ценность как культурных феноменов.

5. Основным принципом развития системы образования должен стать не принцип поиска и фиксации одной модели для всех архитектурных школ страны, а принцип открытия возможнос­тей для возникновения различных неповторимых образовательных моделей в архитектурных школах.

6. Сложившуюся в России сеть архитектурных вузов и факультетов следует и далее расши­рять как региональную основу для культурного и профессионального развития страны.

7. Вузовская наука и педагогика должны развиваться по пути обобщения эксперименталь­ных новаций в образовательной сфере и разработки моделей развития архитектурного образо­вания на этой основе.

Научно-исследовательская проработка концепции развития непрерывного отечественного
образования с последующей детализацией до уровня моделей учебных процессов, гибких учеб­
ных планов и стратегии составления авторских учебных программ, конечно, должна быть продол­
жена, и даже более активно, чем было до сих пор. Это обусловлено не только незапланированным
вторжением в отечественную систему образования англо-американской модели в результате при­
казной фискальной диверсификации, но и непрерывно возрастающей в наше время динамикой во
всех сферах занятости человека, требующей адекватной реакции на эти быстро меняющиеся
условия жизнедеятельности и системы образования.,


Библиография

1. Архитектурное образование в СССР. — М., 1988.

2. Архитектурные школы мира. — М., 1993.

3. Высшее образование в Европе. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.

4. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. — М.: Университетская книга, 1997. 'Н° 4. С. 26-35.

5. Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. — М., 1998.

6. Концепция непрерывного образования: Проект. Всесоюзный съезд работников образова­ния. — М.: Госкомобразования СССР, 1988.

7. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изз^ению всемирного историко-педагогическо-го процесса. — М., 1994.

8. Кудрявцев А. П. Архитектура и власть. Взаимоотношения с государством // Архитектзфный диплом 94. — М., 1995.

9. Куликов В. Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. — Сверд­ловск, 1988.

10. Метленков Н. Ф. Концепция высшего архитектурного образования России // Архитектур­
ная наука в МАРХИ. - М., 1996.

И. Метленков Н. Ф. Философия саморазвития // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. - М.: РФО, 2001. С. 52-58.

12. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образова­ния // Сб. научных трудов. - М.: НИИВО, 1997.

13. Миронов В. Б. Образование в истории человеческой цивилизации. — М., 1991.

14. Пряникова В. Г., Равнин 3. И. История образования и педагогической мысли. — М., 1995.

15. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. — М., 1993.

16. Савельев А. Я., Момот А. И. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. - М.: НИИВО, 1995.

17. Современные модели высшего архитектурного и строительного образования в России. Стенограмма Круглого стола РААСН от 22.02.1995.


18. Степанов А. В. Время для раздумий // АСД. 1996. № 3.

19. Субетто А. И. Системологические основы проектирования образовательных систем. — Воронеж: ВПИ, 1998.

 

20. Татур Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера, сегодня, завтра. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалис­тов, 1994.

21. Федоров И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Ми­ровые тенденции. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.

22. Философия образования для XXI века. — М., 1992.

23. Хартия об архитектурном образовании МСА-ЮНЕСКО. — Барселона, 1996.


Оглавление

Введение............................................................................................................... 3

Актуальность проблемы.................................................................................................... 3

Изученность проблемы в России и за рубежом............................................................. 5

Научная новизна................................................................................................................. 6

Структура работы............................................................................................................... 7







Date: 2015-06-08; view: 1463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию