Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектурного образования
В Советском Союзе система послевузовского образования существенно отличалась от распространенных на Западе. Но в условиях планового хозяйственного механизма она так или иначе отвечала двойной цели повышения квалификации: обслуживание современной практики профессиональной деятельности и подготовка специалистов, способных поддержать и развивать прогностические тенденции. Деятельность, отвечающая юридическому статусу послевузовского образования, в Советском Союзе осуществлялась в трех направлениях: Повышение квалификации. При этой форме обучения учащийся получал то или иное свидетельство о прохождении курса. Пожалуй, только в медицине (ординатура) эта форма имела полноценное значение. В архитектуре свидетельство о новы- чить из цепочки нельзя, никуда от этого не денешься. Жилкина 3. В.: Это называется педагогика сотрудничества. И так во всем. Степанов А. В.: Пассивное рассмотрение абсолютно ничего не дает. Начинать надо с того, чтобы у ребенка возник вопрос. Метленков Н. Ф.: В школу или студию ребенок приходит уже с каким-то изобразительным шта'мпом, который ему подсунули родители, воспитатели в яслях, в детсадах. А в студии или в школе педагоги подсовывают ему другие штампы. И, таким образом, ребенок обогащается лишь изобразительными штампами. Но это — проблема педагогики рисования, а не творчества. Умение рисовать я считаю чисто техническим навыком и эстетическим чутьем. Этому научить просто, подсовывая ребенку различные приемы изображения (изобразительные схемы и технические средства). Это делают с самого раннего детства уже родители) когда дают ребенку карандаш и показывают как надо рисовать дерево, лицо и т. д. Творчество — это не умение рисовать, а постоянное «перечеркивание» этого умения, постоянное вытеснение одних изобразительных схем и технических приемов другими, постоянное развитие умения рисовать (или умение что-то другое делать). Понятно, что это разные педагогические задачи по сложности и по используемым средствам. Так вот, не подменяем ли мы процесс обучения творчеству процессом обучения рисованию? Петрова Т. Г.: Я согласна, что дело не в том, чтобы подражательно рисовать, а чтобы заниматься творчеством через познание окружающего мира. Как говорят психологи, 90 % воспринимаемой информации — зрительная информация. Поэтому подражательность, особенно сначала, будет. Это явление, с которым надо считаться. Разнообразие визуальных образов у маленького ребенка невелико. Ирина Николаевна заставляет детей мыслить, но они все равно рисуют подражательно. Этому не надо сопротивляться. Это надо умело использовать. Ребенок не может придумать то, чего нет. Самопознание — это не значит создать то, чего нет. Это осознание своего места в мире и познание мира. Научить ребенка — как нарисовать — очень трудно. Это требует от личности ученика и учителя работы. Наша информация может быть как от натуры, так и от книги, слайда. Метод копирования, который так активно применялся в прошлом веке, нужно и можно
Часть II. Направление развития архитектурного образования использовать. Сегодня он незаслуженно забыт. Метленков Н. Ф.: Этот метод подражания не имеет ни начала, ни конца. Если вы начинаете обучать ребенка от дерева, то неважно, чем закончите обучение, ведь есть объект подражания. И таких объектов — бесконечность. А у человека есть свой путь саморазвития, есть свой язык. А когда мы говорим: нарисуй дерево, значит мы его насилуем, заставляем работать не своими средствами и, возможно, для него это не нужно. Мы не ориентируем тем самым ребенка на саморазвитие. Это особенно важно на первых этапах становления творчества. Здесь очень опасно навязывать детям внешний для них язык, язык взрослых, язык профессионалов. К такому языку он должен прийти сам, только тогда он будет его собственным языком. Наш опыт воспитания — это главным образом опыт навязывания ребенку языка взрослого. Это видно по детским книжкам, пестрящим рисунками и чертежами взрослых. То же самое и с творчеством в детских студиях, где ребенка включают в практическое проектирование параллельно с учителем-архитектором, и ребенок вынужденно «говорит» языком мастера, языком профессионала. Причем нередко иным языком он уже не может действовать. Профессионалом часто это явление оценивается положительно. Но наблюдения показывают, что в этих случаях ребенок с большим трудом (и даже не всегда) может выйти за рамки учительского языка, а значит, он не может саморазвиваться: строить свой индивидуальный метод, язык. Через игрушки мы детям тоже навязываем свое видение пространства, через которые они потом так и видят архитектуру некой заформализованной, каталожной, кубковой, плиточной и т. д. Иначе говоря, активным вмешательством в мир детства (конечно же, из благих побуждений) мы способствуем отчуждению и архитектуры, и творчества от детей, причем стараемся это делать как можно раньше. А потом удивляемся: почему же большинство сначала детей, а потом и взрослых так индифферентны к архитектуре и к творчеству. Но есть и другой метод обучения творчеству, не метод подражания, сравнения, а метод саморазвития через смысло-образование. Для этого ребенок должен самостоятельно образовывать новые смыслы своего личностного бытия и таким образом саморазвиваться. Его не нужно учить как рисовать дерево, он его сам нарисует, если поймет, что ему это надо. Поэтому я предлагаю де-
шении квалификации практически не влияло на дальнейшее продвижение по службе и не давало никаких льгот учащемуся. В отличие от этого на Западе сертификат об окончании подобных курсов имеет определенный социальный вес. В наших условиях для многих это была стадия подготовки для поступления в аспирантуру.
Аспирантура. Данная форма обучения предполагала трехлетнее написание теоретического исследования под руководством профессора. Образование как таковое, то есть чтение лекций, семинарские занятия, собираюпсие всех аспирантов учебного заведения, фактически не предусмотрено. Обучение проводится индивидуально под руководством профессора (руководителя работы). Диссертационная форма «пост градуэйт» в СССР была направлена на написание диссертационной работы, рассматриваемой как крупное теоретическое исследование. Диссертационный период — это фактически оплачиваемый период для подготовки к квалификационному экзамену. На Западе курсы «пост градуэйт» — это полноценное обучение с прохождением курсов лекций и семинарских занятий. Окончание этого курса не всегда и не везде совпадает с той или иной квалификационной процедурой. Глава 3. Послевузовское дополнительное образование и переподготовка архитекторов
Особый методический интерес для нас сегодня имеет опыт создания и деятельности Академии архитектуры в советское время. Академия была сформирована в основном как учебное заведение. Аспирантура Академии готовила профессионалов высшей квалификации в первую очередь для архитектурного творчества. Отсюда основная форма подготовки аспирантов осуществлялась через проектирование. Подготовка научно-обоснованного концептуального проекта была главной целью и содержанием прохождения аспирантуры.
Стажировка. Стажировка в СССР фактически являлась формой обучения молодых специалистов профессиональным навыкам в вузах. Она предполагала внедрение стажера в учебную группу с целью получения педагогической практики или внедрение в исследовательский коллектив с целью приобретения навыков научной работы. Обычно стажера направлял на обучение какой-либо вуз или иное учреждение по плану соответствующего министерства. Таким образом, стажировки входили в общегосударствен- тям рисовать то, кто что захочет. Дети рисуют линии, точки, квадраты, деревья, то есть то и так и тем, к чему у них заложено какое-то предпочтение. Если мы даем им возможность зацепиться за то, что у них есть, тогда они улавливают логику своего становления, тогда они будут жить, творить, саморазвиваться и скорее всего уйдут в искусство, в профессиональное творчество, чем при обучении их методом подражания. Степанов А. В.: Не слишком ли мы придаем значение первоначальным этапам? Самое неправильное было бы, если бы мы оценивали подражательность с точки зрения примитивного нежелания искать глубинные связи. При умении в простом увидеть сложное снимается вопрос о подражательности. Это уже не подражание. Если задача поставлена мудро, то не важен ее изначальный предмет. Важно, куда мы направляем движение души ребенка. И менее важ:но то, что было изначально. Былинский С. И.: Я буду показывать, что такое конструкция. Потом давать задачу и рассказывать, почему стакан не рассыпается, что его держит. Я буду объяснять и показывать учебный фильм. Я буду рассказывать истории набережных, мостов, как их отроили, почему мост не падает, какой мост красив, а какой не красив с точки зрения художника. Почему один мост долго стоит, а другой быстро мож.ет сломаться. В 5—8 классах я ввел бы работы композиционного характера, декорации театра, композиционное решение любого спектакля, как если бы дети сами сделали декорации для такого-то спектакля. Затем улица — старая и новая, дом старый и новый, какая между ними разница. Я бы все это давал постепенно. Надо, чтобы они могли во всем этом ориентироваться. Даю несколько стихотворений. Ученик делает иллюстрации к этим стихотворениям, но с вводом архитектурных сооружений. Макаревич В. Г.: Сразу видно те работы, которые срисованы, а мы в институте должны учить людей не срисовывать. Я убедился, что научить рисовать то, чего нет в натуре, сложно. Надо сказать, что есть рисунок архитектора. Мы этому тоже мало учим... Рисунки, которые делают студенты, воспринимаются как срисованные с натуры. В то же время мы должны учить рисовать из головы. Между тем у вас есть вещи, которые дают ход прямому воображению. То есть вещи, которые будят вообра- Часть II. Направление развития архитектурного образования жение. Это рисование из ума, что у нас не делается. По существу эта кафедра никому не нужна, она не выходит на диплом. Это покинутая Богом кафедра. И виноваты в этом сами преподаватели. Ашмарина И. Н.: Я ставлю задачей втянуть кафедру в этот разговор. Но это невозможно. Нет оценки детского творчества. На кафедре рисунка бесполезно заводить этот разговор. Есть определенная ценность, за которую мы на кафедре держимся: развитие наблюдательности, бережное отношение к культуре, к натуре. Макаревич В. Г.: Классический рисунок был, потом это прошло. Мы не можем проектировать, потому что люди не могут ничего выразить, свою мысль не могут выражать. Ваша кафедра никому не нужна. Вот в чем дело. Работ было на выставке очень много, но ни одной работы из головы. Это доказывает, что это не архитектурный вуз. Могли бы Вы написать по пунктам, что делать нашей кафедре, чтобы наши студенты рисовали хотя бы так же хорошо, как дети? Травинский В. И.: Критерий для искусства нельзя вводить, но критерий художественного развития ребенка можно вводить. Критерий — это качественный признак, по которому оценивается достоинство или недостаток того или иного? Степанов А. В.: Для архитектора важнее воспитание фантазии. А здесь на кафедре проводится другая метода — что вижу, то и рисую. Должно прийти новое поколение преподавателей. Жилки на 3. В.: Тихонов говорит, что рисунок — это только язык. Степанов А. В.: Язык — это буквы, из букв можно складывать слова, а дело не доходит до слов, не говоря уже о предложении. Может быть, лучше знать меньше слов, но уметь применять. Травинский В. И.: Во всяком образовании должно преобладать развитие в учениках индивидуальных сторон жизненных отношений, в то время как высшее образование производится преимущественно для развития общественных или социальных сторон жизни, всегда сопряженных со специализацией. Если с этой стороны подходить, то в школе развиваются личные творческие потенциалы, а в вузах — другие задачи. Ив школе — две цели. Первая цель: мы готовим профессионалов, ремесленников для вузов. Вторая цель: среднее специальное образование, учить рисовать то, чего нет в натуре. Идет индивидуальный подход. Метленков Н. Ф.: Самостроительство — это, по существу, главная ную систему подготовки и переподготовки кадров и финансировались ею. Западная система также имеет институт стажеров, однако процедура приема стажера в то или иное учебное заведение (или проектную мастерскую) аналогична, как правило, процедуре приема на работу. Кроме того, законодательства многих стран предполагают определенные налоговые льготы учреждениям, берущим молодых исследователей или педагогов на стажировки. Общественные формы повышения квалификации. Кроме этих направлений послевузовского образования, повторим, имеющих соответствующий юридический статус и государственную поддержку, в нашей стране сложились и «самодеятельные» общественные формы повышения квалификации. В первую очередь, тематические комиссии и секции Союзов архитекторов всех уровней: от центрального правления до секций СА в крупных проектных институтах. Такая форма повышения квалификации была весьма активной и действенной, поскольку предоставляла возможность профессионального общения на «своем уровне» и широкого обмена информацией. По существу эта форма профессиональной активности по. содержанию своей деятельности отвечает современным представлениям о системе постоянно действующих семинаров, соответствующей основным условиям повышения квалификации:
возможность выбора; реализация творческой активности в форме самообразования; возможность общения в отвечающей собственной самооценке профессиональной среде, авторитет этой среды (формы общения) в профессиональном сообществе. Возможно, одним из наиболее ярких и плодотворных примеров такой общественной формы повышения профессиональной квалификации может служить деятельность Рабочей группы перспективных проблем развития архитектуры, сформированной на рубеже 1980-х годов А. Э. Гут-новым, при Правлении Союза архитекторов. Глава 3. Послевузовское дополнительное образование и переподготовка архитекторов На выставке «Архитектура послевоенного десятилетия» в помещении ЦПКА МАРХИ. 1997 г. Говоря об опыте профессионального образования в Советском Союзе, нельзя в нашем случае не вспомнить о системе очно-заочного высшего образования. В настоящее время эта форма получения базового вузовского образования полностью разрушена, но организационный опыт ее может оказаться весьма полезным для формирования па современном уровне дистантного послевузовского обучения. Date: 2015-06-08; view: 702; Нарушение авторских прав |