Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дипломный проект «Жилой комплекс по Новослободской ул.». Фрагмент, рук. В. А. Плишкин, 1992 г
Глава 2. Высшее архитектурное образование Жилой дом в Берлине, арх. А. Росси, 1990-е гг. легитимны. С енедрением этих моделей студенты получили даже несколько больше возможностей при выборе для себя удобной формы образования. Но сроки учения значительно сократились но сравнению с англо-американской моделью, и это не может не сказаться уже в ближайшее время на качестве отечественного образования. Но с введением этих моделей в отечественном образовании создалась новая ситуация со своими сложностями. Так, например, если человек может за 4,5 года сделать дипломный проект и мир среди других, равных ему миров. Всякая процедура их с-равнения или попытка их унифицировать означает нивелировку личности, чем и страдает наша общая образовательная школа. Образовательно-воспитательный процесс — процесс индивидуальный и уникальный. К воспитаннику нужно подходить не с заранее выбранной меркой, а, наоборот, исходить из того, что он сам есть мера самого себя. Обученчес-кая парадигма базируется на внедрении в менталитет человека внешней меры, некоего стандарта, ведущих чаще всего к у-равнению, под-равнению, к тиражированию «среднестатистического человека». Пожалуй, это не столько вина нашей школы, сколько ее беда. Истоки ее следует искать в ценностях и принципах техногенной цивилизации. На исходе Х/Х века Ф. Ницше показал, что новое человечество в виде сплоченной массы требует человека определенного типа. Типический человек формируется независимо от нашей воли и нашего сознания. Будучи включенным в социальные технологические структуры, в том числе и технологизированный обученческий процесс, человек социализируется прежде всего как элемент этих структур. Ролевые функции здесь изначально заданы, их не нужно даже проигрывать, их нужно просто исполнять по образцам. Школа в этих условиях превратилась в сферу производства. Школа нуждается в новой парадигме. Такая парадигма должна базироваться на качественно иных формах взаимоотношений человека и мира. Господствующая ныне деятельностно-преобразова-тельная парадигма, в рамках которой (если иметь в виду ее нормативно-цен-ностною шкалу) человек довел до абсурда свои отношения с миром, вплотную подвела человечество к необходимости ее переосмысления и замены. Это не означает того, что деятельность, как таковая, — во зло жизни человека, — она была и есть способ его существования в качестве социального существа. Речь идет, в конечном счете, о взаимном ношении искусственного естественным и естественного искусственным. Формой такого взаимного ношения, в котором возникает, рождается и сотворяется всякое новое качественное состояние человека и мира, является образование. Образовательная «парадигма» (в ней нормативно-ценностная шкала сама постоянно пре-образуется) ориентирована на пробуждение к жизни потенций человека к самообразованию, к возрождению, к само-со-творению. Личность — это человек, вписывающийся в мир и в единстве с ним со-творящийся. Часть II. Направление развития архитектурного образования
Дипломный проект «Школа искусств», 1992 г. Гиглавый А. В.: Вы находитесь на том этапе, который похож но то, что мы пережили в 1983—1984 годах, когда было решено вводить в школы компьютерную грамотность. Ни о какой тотальной модели тогда речь не шла. Степанов А. В.: Мы не собираемся делать всех архитекторами, но говорим, что все должны знать архитектуру. Абаева И. М.: Мы не должны учить детей архитектуре специально. Целый ряд задач необходимо ставить с учетом развития потребности к творчеству в широком культурном контексте. Вся мировая культура — подспорье. Степанов А. В.: Не кажется ли вам, что эту мет^рдику невозможно описать? Что вы берете из современного искусства? Здесь нет системы, и это прекрасно. Это — динамическая система, она очень подвижна. Но я не могу представить, как ее можно объяснить, объективно списать, кроме общих принципов, которые понятны. Методика для непосвяи^енного человека будет сложна. Абаева И. М.: Почему мы, архитекторы, должны заниматься воспита- Композиционное упражнение. Пластика фронтальной поверхности, 1994 г функционировать как архитектор, то вроде бы дальше и не надо его учить: он уже профессионально работает. Но здесь налицо два опасных исхода. Первая опасность — этот специалист не будет востребован практикой. Вторая опасность — он будет вос- Глава 2. Высшее архитектурное образование Проект жилого дома в Москве, 1996 г.
требован так, что заменит собой традиционного специалиста — архитектора. Тогда мы можем остаться на 4,5 годах высшего профессионального образования. С аналогичной ситуацией столкнулись несколько раньше Германия и Польша, и от нее они с трудом ушли, ибо это явное понижение профессионального уровня. Здесь — реальная опасность потери того, что уже наработано в образовании этой сложнейшей профессии, потери того, что мы с трудом укладываем и в шесть лет. Не случайно только две профессии имеют 7-летний срок подготовки профессионала — медики и архитекторы: одни столь долго учат для того, чтобы нием личности и не говорил! о своих профессиональных вопросах? Для чего эта самость? Для чего мы воспитываем индивидуальность? Почему мы должны заниматься выявлением и развитием индивидуальности? Петрова Т. Г.: Формировать личность — это страшно ответственная задача. Мы можем попытаться только помочь раскрыть способности каждого. Остальное — дело высших сил. Наша максимальная задача — привить чувство гармонии. Степанов А. В.: Есть две красоты, которые окружают человека: естественная красота и искусственная. Нужно, чтобы ребенок это осознал через рисование. Надо, чтобы ребенок сумел посмотреть другими глазами на мир, который его окружает: на дорогу, на птицу, на дерево. Большего давать пока не нужно. Если человек понял, что мир вокруг него прекрасен, это уже другой человек. Ашмарнна И. Н.: Неверно думать, что только на наших уровнях дети столкнулись с понятием красоты. Они с этим живут с самого детства. Но мы, как профессионалы, должны расшифровать эту красоту, помочь увидеть форму, раскрыть секреты выразительности. На своих уроках в первом классе, уже в сентябре, я ввожу детей в мир архитектуры, и они знают, что такое план, фасад, разрез. Например, я приношу в класс зеленый перец, мы его рассматриваем, определяем план, фасад, разрез, представляя его домом, собором и т. д. Таким образом, мы начинаем видеть вторую природу вещей (дом-мост, дерево-город, «рыба-кит»-остров). Считаю важным цикл упражнении на «выразительность движений». Например, необходимо изобразить, как извивается дорога, и все, что стоит вдоль дороги: дома, деревья, облака и т. д. — тоже извиваются. Мне важно, чтобы дети представили себе образ будущего изображения, добились выразительности в рисунке. Одна из форм нашей работы — летние практики у старшеклассников по реконструкции помещений школы, реставрации памятников архитектуры, археологические раскопки. Проработав в школе первые полгода, я столкнулась с необходимостью создания двух программ: одной для общеобразовательной школы и второй — программы довузовского архитектурного образования. Программа эстетического воспитания для общеобразовательной школы охватывает блоки архитектурно-художественных и театрально-декорацион- Т Часть II. Направление развития архитектурного образования ных дисциплин, тематика которых подчинена изучению истории мировой культуры, а результатом являются театральные постановки литературных произведений, демонстрирующие стили исторических эпох, где основным сти-леобразующим и синтезирующим элементом является архитектура. Петрова Т. Г.: Моя программа по рисунку рассчитана на то, что ее можно давать с 1 класса, только удельный вес разных заданий будет разный. Это как бы общий ход, не исключая занятий другими видами художественной деятельности. Нельзя сказать, что это совершенная программа, это канва. От 10 до 12 лет надо рисовать перспективу. Графика — это определенный условный язык, и ему надо учить. Существует масса приемов, чтобы передавать пространство на плоскости. Этому надо обучать тогда, когда ребенок сам этого захочет. В 7—8 классах задания могут быть более сложными. В 10 классе они очень хорошо с этими заданиями справляются. Это то, что называется техническим рисунком, т. е. это чертеж от руки. Это профессиональная вещь для архитектора, для дизайнера, для прикладников. Детей надо насытить впечатлениями, чтобы потом можно было ставить разные задачи, включая память, проектное мышление и т. д., то есть сначала подспудно научить, а потом требовать выполнения задачи. Чем больше развит человек, тем он более способен к творческой работе в любой области. Степанов А. В.: Я считаю, что слишком много профессионализма в рисунках. Прекрасные рисунки. Меня пугает то, что они очень хороши, особенно для школы. Они пугают меня именно высоким качеством исполнения. Date: 2015-06-08; view: 889; Нарушение авторских прав |