Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломный проект «Жилой комплекс по Новослободской ул.». Фрагмент, рук. В. А. Плишкин, 1992 г






Глава 2. Высшее архитектурное образование




Жилой дом в Берлине, арх. А. Росси, 1990-е гг.

легитимны. С енедрением этих моделей студенты получили даже несколько больше возможностей при выборе для себя удобной формы образования. Но сроки учения значительно сократились но сравнению с англо-американской моделью, и это не может не сказаться уже в ближайшее время на качестве отечественного образования.

Но с введением этих моделей в отечественном образовании создалась новая ситуация со своими сложностями. Так, например, если человек может за 4,5 года сделать дипломный проект и


мир среди других, равных ему миров. Вся­кая процедура их с-равнения или попыт­ка их унифицировать означает нивели­ровку личности, чем и страдает наша общая образовательная школа.

Образовательно-воспитательный процесспроцесс индивидуальный и уникальный. К воспитаннику нужно под­ходить не с заранее выбранной меркой, а, наоборот, исходить из того, что он сам есть мера самого себя. Обученчес-кая парадигма базируется на внедрении в менталитет человека внешней меры, некоего стандарта, ведущих чаще всего к у-равнению, под-равнению, к тиражи­рованию «среднестатистического че­ловека». Пожалуй, это не столько вина нашей школы, сколько ее беда. Истоки ее следует искать в ценностях и принци­пах техногенной цивилизации. На исхо­де Х/Х века Ф. Ницше показал, что новое человечество в виде сплоченной массы требует человека определенного типа. Типический человек формируется неза­висимо от нашей воли и нашего сознания. Будучи включенным в социальные техно­логические структуры, в том числе и технологизированный обученческий про­цесс, человек социализируется прежде всего как элемент этих структур. Ро­левые функции здесь изначально заданы, их не нужно даже проигрывать, их нуж­но просто исполнять по образцам. Шко­ла в этих условиях превратилась в сфе­ру производства.

Школа нуждается в новой парадиг­ме. Такая парадигма должна базировать­ся на качественно иных формах взаимо­отношений человека и мира. Господству­ющая ныне деятельностно-преобразова-тельная парадигма, в рамках которой (если иметь в виду ее нормативно-цен-ностною шкалу) человек довел до абсур­да свои отношения с миром, вплотную подвела человечество к необходимости ее переосмысления и замены. Это не оз­начает того, что деятельность, как та­ковая,во зло жизни человека,она была и есть способ его существования в качестве социального существа. Речь идет, в конечном счете, о взаимном но­шении искусственного естественным и естественного искусственным. Формой такого взаимного ношения, в котором возникает, рождается и сотворяется всякое новое качественное состояние человека и мира, является образование. Образовательная «парадигма» (в ней нормативно-ценностная шкала сама по­стоянно пре-образуется) ориентирова­на на пробуждение к жизни потенций че­ловека к самообразованию, к возрожде­нию, к само-со-творению. Личностьэто человек, вписывающийся в мир и в единстве с ним со-творящийся.



Часть II. Направление развития архитектурного образования



 


Дипломный проект «Школа искусств», 1992 г.


Гиглавый А. В.: Вы находитесь на том этапе, который похож но то, что мы пережили в 1983—1984 годах, когда было решено вводить в школы компью­терную грамотность. Ни о какой то­тальной модели тогда речь не шла.

Степанов А. В.: Мы не собираемся делать всех архитекторами, но гово­рим, что все должны знать архитек­туру.

Абаева И. М.: Мы не должны учить детей архитектуре специально. Целый ряд задач необходимо ставить с учетом развития потребности к творчеству в широком культурном контексте. Вся мировая культураподспорье.

Степанов А. В.: Не кажется ли вам, что эту мет^рдику невозможно описать? Что вы берете из современ­ного искусства? Здесь нет системы, и это прекрасно. Этодинамическая система, она очень подвижна. Но я не могу представить, как ее можно объяснить, объективно списать, кро­ме общих принципов, которые понят­ны. Методика для непосвяи^енного че­ловека будет сложна.

Абаева И. М.: Почему мы, архи­текторы, должны заниматься воспита-


Композиционное упражнение. Пластика фронтальной поверхности, 1994 г

функционировать как архитектор, то вроде бы дальше и не надо его учить: он уже профессионально работает. Но здесь налицо два опасных исхода. Первая опасность — этот специалист не будет востребован практикой. Вторая опасность — он будет вос-



Глава 2. Высшее архитектурное образование



Проект жилого дома в Москве, 1996 г.


Композиционное упражнение. Пластика глубинно пространственной композиции, 1992 г.

требован так, что заменит собой традиционного специалиста — архитектора. Тогда мы можем остаться на 4,5 годах высшего профессионального образования. С аналогичной ситуацией столкнулись несколько раньше Германия и Польша, и от нее они с трудом ушли, ибо это явное понижение профессионального уровня. Здесь — реальная опасность потери того, что уже нарабо­тано в образовании этой сложнейшей профессии, потери того, что мы с трудом укладываем и в шесть лет. Не случайно только две профессии имеют 7-летний срок подготовки профессионала — медики и архитекторы: одни столь долго учат для того, чтобы


нием личности и не говорил! о своих про­фессиональных вопросах?

Для чего эта самость? Для чего мы воспитываем индивидуальность? Почему мы должны заниматься выявле­нием и развитием индивидуальности?

Петрова Т. Г.: Формировать лич­ностьэто страшно ответственная задача. Мы можем попытаться только помочь раскрыть способности каждо­го. Остальноедело высших сил. Наша максимальная задачапривить чув­ство гармонии.

Степанов А. В.: Есть две красоты, которые окружают человека: есте­ственная красота и искусственная. Нуж­но, чтобы ребенок это осознал через ри­сование. Надо, чтобы ребенок сумел по­смотреть другими глазами на мир, кото­рый его окружает: на дорогу, на птицу, на дерево. Большего давать пока не нуж­но. Если человек понял, что мир вокруг него прекрасен, это уже другой человек.

Ашмарнна И. Н.: Неверно думать, что только на наших уровнях дети столк­нулись с понятием красоты. Они с этим живут с самого детства. Но мы, как про­фессионалы, должны расшифровать эту красоту, помочь увидеть форму, рас­крыть секреты выразительности.

На своих уроках в первом классе, уже в сентябре, я ввожу детей в мир архитектуры, и они знают, что такое план, фасад, разрез. Например, я прино­шу в класс зеленый перец, мы его рас­сматриваем, определяем план, фасад, разрез, представляя его домом, собором и т. д. Таким образом, мы начинаем ви­деть вторую природу вещей (дом-мост, дерево-город, «рыба-кит»-остров).

Считаю важным цикл упражнении на «выразительность движений». На­пример, необходимо изобразить, как из­вивается дорога, и все, что стоит вдоль дороги: дома, деревья, облака и т. д.тоже извиваются.

Мне важно, чтобы дети предста­вили себе образ будущего изображения, добились выразительности в рисунке.

Одна из форм нашей работылетние практики у старшеклассников по реконструкции помещений школы, реставрации памятников архитекту­ры, археологические раскопки.

Проработав в школе первые пол­года, я столкнулась с необходимостью создания двух программ: одной для об­щеобразовательной школы и второйпрограммы довузовского архитектур­ного образования.

Программа эстетического воспи­тания для общеобразовательной школы охватывает блоки архитектурно-худо­жественных и театрально-декорацион-



Т

Часть II. Направление развития архитектурного образования


ных дисциплин, тематика которых под­чинена изучению истории мировой куль­туры, а результатом являются теат­ральные постановки литературных произведений, демонстрирующие стили исторических эпох, где основным сти-леобразующим и синтезирующим эле­ментом является архитектура.


Петрова Т. Г.: Моя программа по рисунку рассчитана на то, что ее мож­но давать с 1 класса, только удельный вес разных заданий будет разный. Это как бы общий ход, не исключая занятий другими видами художественной дея­тельности. Нельзя сказать, что это со­вершенная программа, это канва.

От 10 до 12 лет надо рисовать перспективу. Графикаэто опреде­ленный условный язык, и ему надо учить. Существует масса приемов, чтобы пе­редавать пространство на плоскости. Этому надо обучать тогда, когда ребе­нок сам этого захочет.

В 7—8 классах задания могут быть более сложными. В 10 классе они очень хорошо с этими заданиями справляются. Это то, что называется техническим рисунком, т. е. это чертеж от руки. Это профессиональная вещь для архитекто­ра, для дизайнера, для прикладников.

Детей надо насытить впечатлени­ями, чтобы потом можно было ставить разные задачи, включая память, проект­ное мышление и т. д., то есть сначала подспудно научить, а потом требовать выполнения задачи. Чем больше развит человек, тем он более способен к твор­ческой работе в любой области.

Степанов А. В.: Я считаю, что слишком много профессионализма в ри­сунках. Прекрасные рисунки. Меня пуга­ет то, что они очень хороши, особенно для школы. Они пугают меня именно вы­соким качеством исполнения.








Date: 2015-06-08; view: 889; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию