Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На открытии выставки. Ректор МАРХИ в то время А. П. Кудрявцев, атташе по культуре посольства Италии в Россини Витторио Страдо
ции наиболее целесообразна для знакомства специалистов с самыми разнообразными проблемами текущей профессиональной практики. Наиболее активно и целенаправленно работают: курсы Центра повышения квалификации при МАРХИ (вопросы законодательства, градостроительной политики, самоуправления, градостроительного кадастра и др.); Академия реставрации: знакомство с практическими и тематическими вопросами и требованиями к реставрации памятников и произведений архитектуры в современных условиях; курсы дизайна и курсы и семинары по ландшафтной архитектуре, организованные профильными кафедрами МАРХИ; учебный (предлицензионный) центр в «Суханове»; постоянно-действующие семинары по законодательной и нормотворческои практической деятельности в Центральном Доме Архитектора; краткосрочные тематические семинары при крупных вузах и местных организациях Союза архитекторов. Аспирантура. В настоящее время стимулов для подготовки диссертации и успешного завершения аспирантуры становится все меньше. Трудно становится в современных условиях составлять долгосрочные тематические программы подготовки научных и педагогических кадров через аспирантуру, увязанные с перспективными программами НИР. И тем не менее институт аспирантуры в сфере архитектурной и градостроительной деятельности продолжает работать. Стажировка. Мотивация для прохождения стажировки в центральных научных, проектных и учебных организациях страны резко сузилась. В современных условиях специалисты различного уровня, как молодые, начинающие свою деятельность в профессии, так и опытные — со стажем, предпочитают стажиро- Глава 3. Послевузовское дополнительное образование и переподготовка архитекторов Экспозиция колледжа Архитектуры и строительного искусства (Москва) в помещении ЦПКА МАРХИ. Отчетная выставка по итогам курса повышения квалификации преподавателями архитектурных дисциплин в колледже. 1998 г. ребенок не будет общаться адекватно с тем, кто рядом, если мы его направим только вглубь себя, это не будет истиной. Технологическое умение, которое обеспечивает художественный язык общения и освоения мира, жизненно нерб-ходимо. Оно должно быть дано ненавязчиво, чтобы детей не угнетали трудности овладения этим языком. Надо стараться совмещать с игровым моментом более сложные моменты в освоении техники рисунка и живописи, синтезируя их с заданиями, выполняемыми в технике аппликации, коллажа, мозаики, макетирования. Метленков Н. Ф.: Не надо только забывать, что такие вроде безобидные и даже правильные призывы к «личности» или «технологии» при некритическом к ним отношении могут уводить педагогов в две методологические крайности. Одна из них скрыта в красотах восточных систем воспитания, ориентирующих человека на то, чтобы человек услышал свой голос, свои космические силы путем медитации. Когда человек обучается этому, то он, как правило, отдаляется от технологических условий нашей цивилизации и не вписывается в наш деятельностный мир, т. е. такие люди углубляются в себя и не могут по сути творить социальные ценности нигде кроме внутри самих себя. Другая крайность скрыта в красотах иного рода, в красотах технического совершенства, технологического виртуозничества. Но ведь технология или язык технических средств — это лишь техника дела, одна из сторон творчества, но такая сторона, через которую больше всего врываются всякого рода культурные и бескультурнь/е штампы мышления, поведения, деятельности. А штампы, конечно же, уводят от собственного пути творчества. Кроме того, при чрезмерной ориентации на технику дела включаются в большей мере рациональные структуры (в ущерб эмоциональным проявлениям человека), в том числе и метод сравнения — это главное средство современной технической науки. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что когда мы ориентируемся на средства сравнения, сопоставления, то мы тем самым ориентируемся по преимуществу на результаты деятельности или на других людей, а не на себя: не на свой личностный метод и не на свои качества и возможности личности. Иначе говоря, техники и технологии эмпирически и методологически уводят от личности. Когда же мы увлекаемся технологиями, мы можем забывать, что это — не путь к языку личности, а только к не- Часть II. Направление развития архитектурного образования коему промежуточному звену. Язык личности — это по сути личностный метод творческого бытия, а они лежат намного глубже, чем эти технические средства. И задача образования как раз и должна бы заключаться в том, чтобы сориентировать ребенка на метод выявления и освоения своего собственного языка, собственного творческого отношения к миру, то есть того, что мы и называем личностным, индивидуальным, творческим методом. Степанов А. В.: Мне показалось существенным то, что, несмотря на разницу подхода, все как правило пользуются двумя инструментами: рукой и глазом. Как писал И. Павлов «Глаз учится у руки» и это суш,ественно, а эффект второстепенен. Наши сигналы, а их два — это рука и глаза ребенка. Он: предметы особой заботы наставника. Как мы поставим руку, как дадим простую технологию для реализации фантазии ребенка, как заставим смотреть глаз, так мы будем способствовать закреплению самобытности маленького творца. Метод же сравнения, по-моему, невозможно обойти, потому что человек, кроме всего прочего, биологический вид, который подчиняется законам биологии, а законом биологии является то, что одна особь сравнивает себя с другой особью. Метленков Н. Ф.: Думаю, что действительно сегодня основной целью образования предстают не какие-либо знания и умения, а сам человек как личность: его духовный мир. Но чтобы в системе образования идти по пути не к знаниям и умениям, а к личности, нужно по-другому смотреть на человека: не как на умеющего что-то делать а как на индивидуальность, способную создавать только свое, выражать только себя, высказывать только свою точку зрения на мир или на какой-либо его фрагмент, аспект. В частности, применительно к вузу такой подход должен в конечном счете привести к изменению и форм и содержания учебного процесса, и программы вступительных экзаменов. Мы ведь не проверяем сейчас самое главное — творческий личностный потенциал человека, а только тестируем его умение рисовать. А какое же место занимает архитектура в этом новом типе образования, в образовании личности. Архитектура, как условие, цель и средство активного пространственного бытия, только способствует проявлению и становлению личности. И в этом роде, пожалуй, нет более эффективного средство, чем архитектура, поскольку она включает в себя как никакой другой Опорный план территории Московского планетария. Предпроектное историко-архитектурное исследование, проведенное в ЦПКА МАРЖИ. 2000 г. ваться за рубежом. Такая форма повышения квалификации представляет несомненный интерес, но очень важно найти способ включения ее в систему послевузовского повышения квалификации, в том числе и предлицензионной подготовки. ФПК при МАРХИ. По согласованию с Министерством общего и профессионального образования, УМО по архитектурным специальностям, ректоратом института и ведущими кафедрами ФПКП наряду с традиционными формами обучения попытался «нащупать» возможные в наших условиях новые формы повышения квалификации. Исходя из задач двух-целевого предназначения системы послевузовского образования, на факультете: — перешли на индивидуальное, адресное составление программ, с учетом интересов обучающихся и требований направляющих кафедр; — предоставили возможность дискретного во времени обучения (необходимое число часов может собираться в несколько приездов на факультет); — попытались отойти только от пассивных форм обучения (лекции) к более активным, требующим усилий самообразования (творческие семинары, участие в конференциях, подготовка публикаций); — подготовились к проведению крупных, долгосрочных творческих программ, к участию в которых приглашаются все потенциальные «слушатели» ФПКП. В частности: подготовка и проведение конференции «Москва: пространство ВХУТЕМАС», семинара «Промышленность в современном городе» (совместно с Миланским политехническим институтом), с теми же партнерами, несколько ранее — Глава 3. Послевузовское дополнительное образование и переподготовка архитекторов «Современный архитектурный проект», «Роль потребителя в создании городской среды» (совместно со Стратклайдским техническим университетом г. Глазго), постоянно действующие семинары по современным философским проблемам архитектуры, «Мастера архитектуры об архитектуре», выставка и семинар, обобщающий опыт работы архитектурного отделения Колледжа архитектуры и строительных искусств и др. Самостоятельная профессиональная деятельность при различных, в первую очередь долгосрочных формах послевузовского образования способствует созданию необходимой творческой атмосферы для повышения квалификации, расширения кругозора, обретения нового знания, очевидно повышает его авторитет в профессиональной среде и, что, пожалуй, самое важное, выводит его за границы узко трактуемой «системы обслуживания» сиюминутных задач профессиональной практики. В конечном итоге именно это может дать определенные основания для формирования полноценной системы получения послевузовского образования, как одной из составляющих триады непрерывного профессионального архитектурного образования. Междисциплинарные формы организации повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации. Параллельно с послевузовским повышением квалификации архитекторов функционирует аналогичная система послевузовской подготовки специалистов в области строительства, экологии, экономики. Они тоже не имеют полноценного государственного статуса в своей деятельности, которая в основном сосредоточена в сфере предлицензионного обучения и подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру.
Совмещение усилий по повышению квалификации специалистов отрасли в целом позволит ставить вопрос о формировании единой целевой программы повышения качества профессиональной деятельности в области архитектуры и строительства вид деятельности такую фундаментальную составляющую человеческого бытия как пространство. Поэтому, только активно преобразуя пространственную составляющую своего бытия, человек может эффективно изменять собственные базисные качества, вплоть до формирования в себе личностных и творческих начал. Нам бы, архитекторам, в первую очередь надо поднимать вопрос о новом образовании, о новой парадигме, о новой теории образования, в основе которых мы должны бы положить пространственное лично-стно-творческое содержание. Ашмарина И. Н.: Западные институты отличаются тем, что но экзаменах там дается очень много вопросов. Может быть, у нас не следует ограничиваться экзаменом, а давать сумму вопросов Каждый экзамен у нас очень специализирован, мы теряем возможность глубокого изучения особенностей и факторов, которые говорят нам о личности. Миронов Г. Ф.: Безусловно, проект такого образования можно было бы разработать. Проект этот должен базироваться на образующе-порождающем характере и содержании архитектуры, о следовательно, и на выполняемых в этом содержании образовательно-воспитательных возможностях. Здесь справедлив будет тезис о том, что формирующаяся в ходе социокультурного процесса архитектура образует человека, а человек образующийся порождает и творит новые архитектурные реалии. Архитектурное пространство и пространственная структура деятель-ностно-продуктивного процесса, с точки зрения их типологических свойств, тождественны. В качестве образующейся реальности выступает сам человек, погружаемый (погружающийся) в ситуацию и проявляющий в ней свою активность. Такой ситуацией в нашем случае будет архитектурная ситуация: организованное пространство места нашего пребывания — архитектурная среда; предметно-вещная и интеллектуально-мыслительная деятельность в ней — опредмечивание-распредмечивание пространственных форм; симбиоз проявления активности с пространственными структурами — формообразование. Образовательно-образующийся момент архитектурной ситуации — это формообразование. В образовательно-воспитательном процессе это выглядит как погружение в пространство, в котором воспитанник будет реализовать свои «проекты». На этой стадии активность проявляется на иных уровнях его духовных состояний — созерцания, пережива- Часть il. Направление развития архитектурного образования ния, эмпатии, — чем, скажем, интеллектуально-мыслительная деятельность. На уровне же мышления человек эксплицирует содержание вновь возникающих пространственных форм, а в процессе предметно-вещной деятельности вновь их видоизменяет, благодаря чему возникают новые формы. Обратим внимание на то обстоятельство, что возникновение пространственных форм и формирование человека оказываются взаимно со-творяющимся. Пространство, в котором и с которым имеет дело архитектура, неоднородно (здесь как раз и обнаруживается неправомерность редукции одного вида пространство к другому, сведение одной метрики пространства к другой). Одно дело — геометризированное пространство, другое — семантическое, третье — перцептивное, четвертое — смыслообразующее и т. д. Оперируя этими разнородными пространствами, можно опять-таки создавать прецеденты образовательно-образующихся ситуаций. Воспитанник, погружаемый в такие пространства, оказывается как бы на их пересечении, что и, с учетом их постоянно меняющихся соотношений, повышает степень вероятности появления образовательного эффекта. Архитектурные многомерно-многокачественные пространственные формы несут на себе свойства, признаки, особенности всех иных реалий мира и человека, что позволяет увидеть во всем — «архитектурное», а в архитектурном — «весь мир». Архитектура, «растворяясь» в мире и человеке, делает их архитектурно содержательными, а человек, сотворяющийся с миром, делает архитектуру мирообразующей. В образовательно-воспитательном процессе это выглядит как поиск архитектурных форм в любых явлениях мира и человека, и наоборот, как поиск проекций состояний человека и мира в архитектурные формы. Все отмеченные особенности архитектурных средств образовательно-воспитательного процесса высвечивают то место — средоточие («здесь») и то время — мгновение («сейчас»), в которых человек.^образуется, возрождается, исполняется в новом качестве. Архитектурные образовательно-воспитательные средства в предлагаемой модели образующе-порождающихся состояний выглядят как способы пространственно-временной локализации многого в одном и одного во многом. Предельной интегральной реальностью для человека выступает образование как экзис-тенциал его бытия: быть — это возрождаться в качестве смыслонесущего и Макет застройки Арбатской площади и ее окружения по проекту К. С. Мельникова. 1927 г. В процессе работы (для экспозиции «К. Мельников: диалог с городом» в ГНИМА им. А. В. Щусева в Москве и в Милане. 1999 г.) И придания такой программе статуса федеральной и трактовать ее как одну из полноценных (актуальных) форм повседневной деятельности Российской академии архитектуры и строительных наук совместно с другими заинтересованными организациями, ведомствами и городскими (федеральными) структурами. Модели послевузовского образования. Система послевузовского образования должна обеспечить выбор организационных форм и содержания подготовки специалистов. Наряду с этим важно создать в системе повышения квалификации структуры, способные помочь специалистам в решении различных актуальных проблем. Концепция системы повышения квалификации архитекторов. Приобретенный у нас в стране опыт повышения квалификации архитекторов мало работоспособен и перспективен в современных условиях как из-за своей обезличенности и ус-редненности, так и из-за несводимости в единую систему. Неопределенность и безадресность образования для дипломированного специалиста лишает сложившуюся систему повышения квалификации привлекательности именно как системы корректировки существуюш:их у специалистов знаний. Отсутствие юридических оснований рассматривать послевузовское повышение квалификации как одну из форм предлицензион-ной подготовки усугубляет это положение. Однако опыт отечественных творческих и медицинских вузов показывает, что принципиальная возможность создания системы повышения квалификации суш;ествует и для архитектурной профессии. Реально могут сосуш;ествовать три уровня ФПК. В этом видится одна из основных особенностей предлагаемой концепции формирования системы послевузовского образования архитекторов. Она должна быть тесно увязана с практическими задача- Глава 3. Послевузовское дополнительное образование и переподготовка архитекторов
Макет на тему параболы Н. А. Ладовского и его авторского свидетельства на «Универсальный пространственный каркас» (1931 г.) для конкурса «Интертекстуальность», проводимого Международным центром дизайна в Осака (Япония), Ю. Волчок, А. Герасимович. 1999 г. МИ на различных уровнях профессиональной деятельности в архитектуре (проектная, научная, педагогическая, организационно-административная). Для творчески одаренных молодых специалистов в рамках аспирантуры проводится подготовка квалификационного проекта. Также необходимы долгосрочный прогноз развития профессии и повышение квалификации преподавателей архитектурной высшей школы. В идеале этот уровень повышения квалификации должен быть ориентирован на специалистов, жела-юш;их посвятить себя научной работе и педагогической работе j в вузе. Они должны либо закончить аспирантуру, либо (и); предложить подготовленный ими курс, рассчитанный на доста- | точно долгое время своей эксплуатации, и соответственно им! приходится предъявить, показать перспективность своей трак- ' товки содержания того или иного курса. Современный уровень дифференциации архитектурных специальностей требует дополнительной подготовки для лиц, желающих сосредоточить свои профессиональные усилия в сфере маркетинга, оценки недвижимости, работе в муниципальных городских службах, экспертизе и т. д. Переподготовку архитекторов для работы в этих областях деятельности также уместно организовать в системе повышения квалификации, определив соответствуюгций стандарт государственного образца для таких специализаций. САныслообразующего вселенского существа. Персонифицированная форма проявления, выражения, демонстрации такого качества в человеке составляет его личностное начало. Абаева И. М.: Непонятно, почему надо выявлять личность? Что такое школьная программа вообще? Это есть культура, это квинтэссенция того, что сделано человечеством. Каждый из учителей дает то, что считает нужным. Миронов Г. Ф.: В чем феномен образования? Речь идет о том, как и при каких условиях деятельностно-целево-го (процессуального) пространства организованного бытия человека возможны акты его образования, переход в иные качественные состояния. Методическое обеспечение создания, когда возникают и одновременно порождаются собой (а это и есть акты) новые качественные состояния человека, как раз и призвано решать задачи такого рода. С инструментально-технологической точки зрения это задача приведения человека в состояние его возрождения в каком-то ином качестве. Для человека быть в иных качествах — значит порождать новые смыслы. В обученческой парадигме (в отличие от образовательной) исходным является процесс реализации человека по за- 141 Часть II. Направление развития архитектурного образования \
ранее заданным обучающим технологиям, который (процесс) чаще всего ведет к стереотипизации мышления на основе этих технологий. В образовательной парадигме (в отличие об обученческой) исходным является акт образовывания как такое состояние, из которого проистекает та или иная форма проявленности человека. Методическое обеспечение актов образования призвано направить «процессы» на человека, где он будет выступать как средоточие, а акты образования превратить в источник проявления вновь возникающего в человеке. Схема модели акта образования (если его соотнести с процессами) выглядит как постоянная смена метрик пространства путем свертывания одной группы метрик (исчезновение одних масштабных отношений, а вместе с ними и потеря смысла всех суждений сответ-ствующей им пространственно-метрической логики) и развертывания других метрик (возникновение новых масштабных отношений, а вместе с ними и возникновение новых смысловых структур в соответствующей им — масштабным отношениям — новой пространственно-метрической логики). Исходя из этой модели актообразования, методику архитектурного образования можно свести к процессам насыщения места пребывания человека качественно разнородными, анизотропными пространственными структурами. Чем выше степень насыщения пространства, в котором пребывает человек и реализует свою активность, том выше степень вероятности вновь возникающего, образующего и рождающегося в нем смысла. Смыслообразо-вание выступает как естественный акт «пересечения» разнокачественных пространственных структур в данном человеке, в данном месте, в данное время. Просветительская традиция в образовании и воспитании исходила и исходит, казалось бы, из очевидного факта: освоение и реализация знания в деятельности и есть необходимое и достаточное условие достойного пребывания человека в мире. Знание, умения и навыки, предваряющие действия человека, должны обеспечивать успех его бытия. Знания и действия* таким образом, несли определенные значения. Вопрос о природе смысла оставался открытым. В просветительском варианте образования и воспитания смысл в лучшем случае мыслился как реальность уже существующая, ее нужно только открыть. В предлагаемой концепции образования смысл — возникающе-рождающа-ясяреальность. Рождение смысла можно помыслить как смыслообразующее пространство. И в этом качестве оно Четвертый уровень условно можно определить как «консультационный». Удачно организованная система краткосрочных семинаров должна быть готовой удовлетворить «сиюминутные» конкретные запросы специалистов. Сведение различных зфовней послевузовской подготовки архитекторов в единую государственную систему позволит сформировать юридически ответственный пакет стандартов и иных требований, предъявляемых к уровню послевузовской подготовки. Привлечение ее возможностей для решения различных реальных задач, стоящих перед архитектурой, позволяет значительно актуализировать всю систему повышения квалификации, поднять ее Date: 2015-06-08; view: 635; Нарушение авторских прав |