Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть II. Направления развития архитектурного образования России
Направления развития архитектурного образования России Глава I Довузовское архитектурное образование — Концепция пропедевтического архитектурного образования — Концепция общекультурного архитектурного образования F Пронин Е. С: Кокая-то связь с первыми двумя годами обучения — это, может быть, будет слишком самоуверенно сказано. Но мне хотелось попытаться найти как бы некое продолжение в этом ряду. Я, может быть, не совсем корректно выразился, я не отрицаю всех этих методических построений, они, безусловно, нужны. Я просто хочу сказать, что их нельзя абсолютизировать, т. е. они должны быть, но не всякие из них являются бесспорной ценностью, что без них нельзя прожить. Конечно, можно и нужно разными путями идти. Но что касается в данном случае комбинаторики, то мне кажется, что продолжение я усматриваю в том, что во всех упражнениях приоритетной является художественная задача. Я так и пишу: каким бы примитивным не казалось упражнение — из hpex кубиков сделать композицию, — все-таки смысл оно приобретает только тогда, когда оно нацелено на решение какой-то художественной задачи, т. е. это должно быть сделано красиво. Если этого нет, то вся эта игра не стоит свеч. Это первое. Второе. В большинстве упражнений так или иначе задействованы те навыки, которые уже должны быть приобретены. Это представление о ритме, о Из существовавших и существующих концепций допро-фессионального архитектурного образования сегодня выделяются две одновременно существующие концепции: пропедевтическая концепция (концепция ранней профессионализации, то есть раннего погружения детей в архитектурную профессию) и общекультурная концепция (концепция творческого развития личности). До недавнего времени существовала лишь одна (первая) концепция. Но в последние годы в свете активно происходящих социально-демократических преобразований в обществе и складывающихся тенденций к открытости образования, вторая концепция все настойчивее заявляет о себе, претендуя в перспективе на роль ведущей. В последние годы средства этих двух концепций стали взаимопереходящими, но тем не менее на существование обеих концепций как относительно самостоятельных это не отразилось. 1.1. Концепция пропедевтического архитектурного образования Проблема пропедевтического архитектурного образования. В прошлом все допрофессиональное архитектурное образование было именно пропедевтическим — предваряющим профессиональное и непосредственно подготавливающим к нему, то есть по сути было формой ранней профессионализации. Ко- Глава I. Довузовское архитектурное образование Университет культуры для школьников при Центральном доме архитектора (Москва) нечно, в разное время это образование было разным по содержанию и по формам, но суть его оставалась вплоть до XX века неизменной — это пропедевтическое образование. Ученики набирались на учебу практикующим архитектором, с которым они работали в первую очередь практически, помогая ему выполнять различные технические операции при разработке проекта или изготовлении моделей. И только в свободное от этой работы время они занимались рисунком, живописью или другими предметами, углубляющими их архитектурную образованность. Архитекторов без учеников практически не было. И учеников без практикующего архитектора не существовало. Дети входили в профессию только в процессе работы с мастером. По сути, процесса образования, не связанного с профессией, не было. В j^e-ники-набирались, главным образом, дети, которые в дальнейшем хотели связать свою судьбу с архитектурной профессией или их родители этого желали. Ученики поэтому и проходили неоднократно вместе с мастером все профессиональные операции проектирования или строительства объектов. В XX вбке эта традиция прервалась. Вошедщее в культуру академическое образование разрущило этот опыт. Практикующий архитектор и ученики развелись по сторонам как два независимых друг от друга явления. Теперь практикующий архитектор, который ушл учеников, — большая редкость. А если и учит, то только вне трудового процесса, в специальном пространстве студии или школы. Характерно, что основная нагрузка по общему воспитанию и образованию детей в XX веке легла на специальные учебные метрическом ряде, о пропорциях, о плоскостной композиции, о глубинной композиции, о ее трехмерных составляющих и т. д. Ив ряде случаев, скажем, ритм выступает как некое организующее начало в этой комбинаторике. Просто там у вас были абстрактные плоскости, кубики, а здесь предлагаются конкретные вещи: окна, двери, архитектурные детали и т. д. То есть это приближено к нормальному проекту. Кроме того, в вашей программе нет такого раздела, как работа с типовыми элементами, с комбинацией типовых и индивидуальных элементов. То есть на отвлеченном формальном уровне может быть составлена целая серия упражнений, очень важных с точки зрения развития навыков решения обычных нормальных задач, связанных с компоновкой фасадов, планов и т. д., где есть повторяющиеся одинаковые элементы рядом с индивидуальными. Единичными. Следующая группа упражнений — это работа как на формообразующей основе как плоской или трехмерной решетке. Понимание возможностей формообразования на этой организующей и регулирующей основе очень важно, творчество некоторых архитекторов целиком находится в этих решетках. Студент работает с какими-то комбинациями решетчатого элемента трехмерного, плоскостного и плюс некий нестандартный элемент. Так что тренировка в этом направлении мне кажется очень полезной. Еще одна сфера, которой у вас тоже нет, но она в некоем отвлеченном смысле очень важна: работа с архетипом. То есть некие известные детали, известные элементы, фигуры, плоскостные и трехмерные, которые практически во всех зданиях так или иначе присутствуют. Использование этих устойчивых сочетаний: квадрата, круга, треугольника, куба, цилиндра, решетки с плоскостью и т. д., там много есть вариантов на эту тему: фронтон и стена, портал и решетка, — важно. Одним словом, этот ряд архетипов очень большой. Они есть простые, есть усложненные. Поэтому, в этом смысле тренировка такая тоже могла бы быть. Таким образом, я возвращаюсь к тому, о чем уже говорил. Как проходить это. Это может быть некий спецкурс, который можно было бы сопроводить циклом лекций об архитектурной комбинаторике. Это некая теория формообразования, очень объемная. Или это просто разрозненные упражнения, ко- Часть II. Направления развития архитектурного образования России торые вклиниваются в учебный процесс в качестве напоминания о том, что они уже освоили на курсе объемно-пространственной композиции, но в тесной увязке с текущим проектом. Это все должно быть как бы адаптировано и приспособлено за счет дополнительного ряда упражнений: архетипы, решетки, типовые и индивидуальные элементы, линии, плоскости и т. д. Мне кажется, здесь можно было бы с этого начать. Абсолютно самостоятельный курс эти упражнения вряд ли могут составить. Они могут существовать как параллельный курс, потому что научить только на этом архитектурному проектированию невозможно. Конечно, мы должны отдавать себе отчет в том, что многоплановость, сложность комплексного проектного процесса не допускает полного отстранения от каких-то составляющих и увлечения только одной комбинаторикой или одной пространственной композицией. Тут весь этот набор должен присутствовать. Комбинаторика может быть только неким дополнением. Конечно, должна быть экспериментальная проверка их, прежде чем что-то конкретное рекомендовать. Можно попробовать сделать цикл вполне конкретный и посмотреть, что из этого выйдет. Пока нет экспериментальной проверки, трудно что-то сказать. Первые пробы показали, что в подготовке студентов есть пробелы, которые можно восполнить этими упражнениями либо в режиме отдельных вставок, либо попробовать специальный курс организовать, которого пока нет в учебном процессе. Программа требует очень большого времени. Может быть, даже целый учебный год можно было бы этому посвятить. В этом сборнике 50 упражнений, каждое упражнение состоит из 3—4-х деталей. Значит, порядка 150 упражнений. Чтобы все их проделать, требуется довольно интенсивный курс в течение года, чтобы посмотреть, что из этого получится. Т Орлов В. И.: Комбинаторику нужно вынести за скобки, потому что она здесь играет явно подчиненную роль. И это правильно и хорошо. Ясно, что эти макеты говорят о том, что наконец-то на старших курсах появилось прямое и явное продолжение того, чем мы занимались на первых курсах. Особенно если говорить о втором курсе, где фактически объемно-пространственные композиции яв- Детская студия «Старт», руководитель И. М. Абаева (Москва) заведения — обш;еобразовательные школы. Казалось бы, и архитектурное образование, как и любое другое (математическое, географическое, историческое и т. д.), должно было тоже развертываться в обш,еобразовательных школах. Но, к сожалению, общеобразовательная школа как особый социальный институт складывалась, в основном, в период становления промышленной цивилизации. Соответственно, и содержание ее сложилось под социальный заказ промышленного производства, индустриального обш;ества. А для промышленной цивилизации нужны были, в первую очередь, грамотные исполнители, разработчики. В связи с чем творческие предметы, а тем более цель — учить творчеству, не вошли в школьные планы как ненужные. По этой причине и архитектура как одна из ведущих творческих профессий не нашла отражения в ряду школьных учебных предметов. Так архитектура осталась вне общеобразовательной школы. Вследствие этого выпускники средних школ намного меньше знают об архитектуре, чем о других профессиях, представленных в школе литературой, физикой, химией, биологией и т. д. Иначе говоря, выпускники остаются не сориентированными школой на архитектуру как профессию, и конечно, они и по существу не готовы сразу после школы поступать в архитектурный вуз. Неподготовленный абитуриент, как правило, не может справиться со вступительными экзаменами в архи- Глава I. Довузовское архитектурное образование
тектурный вуз (академический рисунок, композиция, черчение), а если с трудом и справляется, то нередко уходит из вуза (обычно с 1-2 курсов), поняв, что эта профессия не для него. То есть уходит студент из вуза по существу по той же причине — по причине отсутствия довузовской архитектурной ори-, ентации. Поэтому для архитектурной профессии проблема со-ч риентированного и подготовленного к поступлению в архи-'' тектурный вуз абитуриента многие годы является одной из ключевых и трудно решаемых. !/ ляются композиционной поддержкой текущих проектных заданий. Это композиционный парафраз на тему какого-то функционального сооружения: будь то жилой дом, будь то выставочный зал или что-то еще. То есть тема связи ОПК с конкретными заданиями по проектированию всегда у нас обсуждается. И мы этим путем идем, кто-то в явной форме, кто-то в завуалированной. И здесь то же самое. Тут более сложные сооружения, другие задачи можно ставить, но это могло возникнуть только после того, как они уже побывали в наших руках, на первых курсах. Это совершенно очевидно. И тут я хотел бы сказать пару слов по поводу темы нашей встречи, то есть образование, пионерные какие-то новации и т. д. Я думаю, что вообще любые новации в образовании возможны только на каком-то стройном, существующем теле консервативных систем. Тогда они не будут столь разрушительными. Здесь очень важно, чтобы пропорция между телом и новообразованиями (они могут иметь разный характер — злокачественные, доброкачественные или просто прогрессивные) соблюдались. И в этом смысле мне кажется, что правильнее было бы сказать, что система больше любого из нас, отдельно взятых. Московский архитектурный институт больше любого преподавателя. То есть если не будет любого человека — работал человек, потом заболел и умер — то и ничего не произойдет в Московском архитектурном институте, потому что институт представляет из себя школу. А что такое школа? Школа — это некая определенным образом соотнесенная система, состоящая из определенных частей. Существуют некоторые методики, которые противоречат друг другу; одни описаны слишком рационально, другие иррациональны. Существует дерево, на котором возможны какие-то новообразования. В одной отдельно взятой группе один отдельно взятый преподаватель может начинать с диплома, а заканчивать первыми заданиями по объемно-пространственному проектированию. Результат будет почти такой же, потому что это происходит в лоне этого дерева. Ранев В. Р.: Снова поднялся вопрос, в моем представлении очень важный: отношения педагога и студента. В институте есть форма самостоятельного обучения. Такие упраж- Date: 2015-06-08; view: 692; Нарушение авторских прав |