Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объемная композиция. 2 курс, 1964 г
разевания, уже не педагог, а студент становится главной фигурой в учебном процессе. Учащийся сам себе определяет свой индавидуальный путь становления в архитектуре. А это означает, что теперь в вузе учащегося уже не нужно более об)^ать каким-то одним, чаще всего, практическим путем, в процессе трудовой деятельности, обучать лишь проектному ремеслу как какой-то прикладной деятельности. Сегодня нужно лишь предоставлять условия для того, чтобы з^ащийся сам определялся и самообразовывался в архитектуре в соответствии со своими способностями и возможностями. А при таком подходе естественно ожидать, чтожроме узкопрофессиональных направлений образования могут возникнуть и общекультурные нанравления, в соответствии с которыми учащиеся могут и более полно, и более направленно сами из себя делать и различных специалистов (причем не только как узких специалистов-проектировщиков, но и как специалистов иных возможных в архитектуре специализаций — как исследователей, как педагогов, как менеджеров и т. д.), и культзфно развитых граждан (как нравственных творческих личностей, созидателей, способных з^аствовать в сотворчес- Ещераз хочу подчеркнуть, что это самое начало. Прежде чем требовать от студентов, чтобы они сделали то, о чем вы говорите, их предварительно этому надо научить. Матвеенко А. И.: Студент должен чувствовать, что он занимается композиционными проблемами, т. е. что он творит какую-то композиционную форму. А в этих упражнениях чувствуется другой подход. Если это просто схоластическая форма, то тут как бы мы просто теряем время. Студента надо сразу в композиционные проблемы вводить. Богомолов И. И.: В композиционном процессе два процесса сидят: одна его половинка — сочинять форму, а другая — анализировать сочиненную композицию. Когда мы говорим о студентах, то мы должны очень честно разделить эти два ряда упражнений. Поэтому сначала он сочиняет отдельно, никакой композиции как таковой здесь нет. А потом эти же упражнения мы прогоняем через второе полушарие, где он уже анализирует все отношения. Пронин Е. С: Я впервые пытаюсь выступить на семинаре подобного рода. В последние годы накопился какой-то материал. Речь идет о серии упражнений по комбинаторике. Сформировался набор упражнений, которые могут принести определенную пользу в учебном процессе. Прежде чем говорить об этой стратегии, я хочу сделать как бы неожиданный вывод. В последние 2—3 года некоторые из этих упражнений попробовали мы учебном процессе в режиме контрольных клаузур. Здесь представлены 4 схемы по этим упражнениям. Студенты в течение 6 часов выполняли эти упражнения в контрольном режиме. Тема была для них открыта буквально в начале занятий, никакой предварительной подготовки не было. Вывод такой: на 3—4-м курсах ребята умеют достаточно быстро и достаточно содержательно решать очень сложные формальные задачи, по построению композиции, построению объема и т. д. Из этого я делаю вывод, что независимо от тех методик каким-то образом происходит этакое чудо. Через 3—4 года они оказываются в общем достаточно способными для решения очень многих формальных архитектурных задач. В этой связи, мне кажется, ценность любой методики, которую бы мы ни обсуждали, очень условна и очень од- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Здание СЭВ, арх. М. Посохин, 1965 г. Проект (слева) и постройка (справа) нотипна. В этом смысле, я согласен с Ильей Георгиевичем в том, что нельзя абсолютизировать некую методику, некий принцип. Мне кажется, что обучение при любой программе дает некий осадок в голове у каждого: в одном месте студент ухватил одно, в другом — другое, в третьем — третье, и т. д. И по мере обучения через несколько лет из этого он выхватывает умения, приспособления, которые позволяют студенту, независимо от того, каким методом он обучался, решать довольно интересные задачи. Мы видели живые примеры, когда к нам приезжает группа иностранцев или, наоборот, наши студенты едут за границу, когда проводятся семинары проктич,еские, и видим, как люди, абсолютно по разным системам обучаемые, решают задачи. Хуже или лучше, это зависит еще и от индивидуальности студентов, но мы видим, что задачи решаются. То есть яЪо^вращаюсь к тому, что все эти методЗки очень локальны по своему значению, их нельзя абсолютизировать, а применять только как вспомогательный материал. Хотя, с другой стороны, есть практические примеры. Они оказались очень мощными, универсальными, открытыми для всяких новаций. Они выхватили из области обучения какие-то фундаментальные вещи, которые, как бы мы их ни проводили, как бы конкретно этим вещам не обучали. КОМ Процессе совершенствования социального пространства в его современном многоликом виде). Общество сегодня как никогда ранее испытывает потребность в том, чтобы учащийся становился в сфере образования как раз тем, кого всегда и требовала архитектурная профессия в теоретических представлениях — социально ориентированным созидателем. А это означает, что сегодня студент сам может и должен делать из себя такого архитектора, какого он в себе чувствует и видит, выбирая, изменяя и даже создавая новые программы своего саморазвития в архитектуре по личному усмотрению, в соответствии с собственными склонностями и возможностями. Педагоги же здесь выполняют тоже важную, но совсем иную роль, чем прежде. Они подчинены этому ведущему процессу самообразования в архитектуре, процессу самоопределения студентов в профессии, для чего, прежде всего, создают необходимые пространственно-информационные и социально-психологические условия для такого рода творческого саморазвития студентов в архитектурном образовании как личностей, граждан, творцов. Таким образом, с социальной точки зрения, целью и проблемой образования постиндустриального общества является построение творческого гражданского образования как самообразования, чтобы получение каждым желающим учиться таких социально-экономических и профессиональных условий, в которых его творческое самообразование (в соответствии с собственными склонностями и возможностями) было бы возможным. Средства развития образования в условиях гражданского общества — это средства самообразования, и прежде всего сред- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России ства самоопределения и саморазвития, одно из главных отличий которых — их динамика. В процессе постоянного совершенствования должны находиться и сеть архитектурных учебных заведений, и состав и содержание архитектурных учебных дисциплин, и типология образовательных программ, включая и создание условий для построения личностных образовательных траекторий самим учащимся. Жесткая стандартизация и унификация образования как ведущее направление в настоящее время не только не актуально, но и является тормозом в развитии образовании. Система образования, работающая по стандартам, которые принимаются один раз на десятки лет вперед без последующих изменений, сама становится заложницей этих стандартов и в конечном счете — тормозом развития и себя, и общества. Современное же образование уже давно не идет в унисон с обществом, и расхождения их стали настолько значительны, что для их сближения недостаточно никакой единовременной реформы. Поэтому сфера образования должна постоянно совершенствоваться. Только в этом случае стандарты можно использовать с пользой — когда они сами будут динамичными. В свете этого важной проблемой выступает проблема создания таких условий, при которых непрерывное совершенствование образования должно стать нормой и потребностью самих субъектов.
Модель самообразования требует для развития и содержания самого образования соответствующих динамичных форм все равно они дают поразительные результаты. Возвращаясь к архитектурной комбинаторике, хочу сказать, что с тех пор, как я этим начал заниматься, мне показалось, что за несколько лет работы со студентами можно сделать такой вывод: имея в голове след в качестве нашего обучения, вначале некоторые звенья оказываются проваленными. При получении задания работа очень часто идет туго. Студент не знает, что ему надо сделать на какой-то стадии. А если ему открыть некие возможности в той же комбинаторике, где композиционное начало — это некая высшая категория, она над этим всем доминирует, комбинаторика как бы технический процесс, так что за счет этих процедур можно было бы заметным образом продвигать и развивать свой замысел и т. д. Рассуждая по этому поводу, у меня появилось несколько групп упражнений. Это упражнения связаны с использованием элементарных комбинаторных процедур: размещение элементов относительно друг друга, изменение их размера, изменение количества элементов в комбинации, изменение качества самих элементов. Там — несколько базовых процедур, которые в своем сочетании дают обширную палитру действия. Надо иметь в виду, что композиционная идея для всех этих действий и операций должна вноситься дополнительно. Это должно формулироваться как некая цель, ради которой существует комбинаторный процесс. Комбинаторика ради комбинаторики — это безумное занятие, бесцельное, бессмысленное и не дающее никакого в принципе результата. Это как генератор случай-^ ных чисел. Его можно зарядить, он может годами продуцировать какие-то вещи, которые никому не нужны. Значит, идея сразу регламентирует процесс и направляет его в нужное русло. Упражнения, которые мы попытались сделать, дают возможность и построены на ограничениях, довольно жестких. В каждом конкретном случае определялся набор элементов, из которых можно было сочинить некую композицию, имитирующую здание. В этом смысле мы попытались как бы попробовать найти мостик, переход от чисто объёмно-пространственной композиции к композиции нормальной функциональ-
Дипломный проект, 1970 г. самоуправления. Ведь быстро меняющейся и весьма многоликой педагогической деятельностью (какой она предстает в модели самообразования) невозможно эффективно управлять извне. Только самоуправление способно справиться с такой динамикой в сфере образования. В этом случае и процесс постоянного совершенствования системы образования будет проходить более спокойно, в рабочем режиме каждодневных дел, и более эффективно. Поэтому заглавной проблемой развития образования предстает проблема разработки общественно-профессионального механизма непрерывного самосовершенствования многообразного содержания образования «снизу» — непос- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
редственно самими субъектами образования, а не «сверху» чиновничьими единоразовыми реформами. Изменение содержания образования должно стать прерогативой учебных заведений и их постоянной работой. Образование должно не столько реформироваться, сколько самореформироваться. Система образования, в которой главная роль в контроле над ней отводится не ей самой (то есть не непосредственным субъектам образования), а внешним по отношению к ней организациям, обречена на стагнацию, а не на саморазвитие, как это необходимо для естественного прогрессирующего бытия системы образования. Но для того, чтобы саморазвитие системы образования — как важнейшее условие и средство соответствия образования социальному заказу — было реальным, нужно двигаться по двум направлениям одновременно: во-нервых, непрерывно и направленно снижать уровень внешнего контроля над системой образования; а во-вторых, планомерно создавать внутри самой системы образования специальный механизм ее саморазвития, и в первую очередь повышать роль и статус научно-дидактических исследований как одного из важнейших условий того, чтобы отечественная система образования не пошла когда-либо вновь по пути реформирования себя как вторичного образования, по пути заимствования у других стран уже отработанных ими подходов. над обычными проектами, когда видно, что у студента что-то не получается. Тогда можно ему задать в русле работы над проектом некую серию конкретных локальных упражнений, конкретно связанных как бы с его замыслом, чтобы помочь ему раскрутить этот самый творческий процесс, чтобы он почувствовал возможности, которыми он располагает, но не видит или не знает всего. Пронин Е. С: Мы даем задание без конкретизации. Это лишь общие параметры: высотный дом в композиции. Совсем конкретного задания — офис это или гостиница, или банк — не говорим. Эти задания могут быть предшествующими как некая модель к последующим проектным заданиям, потому что есть некий удивительный феномен. Когда студентам выдаются конкретные задачи, очень четко обставленные неким набором услуг, условий, то за 6 часов они генерируют такие штуки. А когда студент начинает делать проект гостиницы, то чтобы он вышел на это качество (объем, пространство, композиция), он тратит месяц. Он мучается, и мы с ним мучаемся и т. д. Это непонятный феномен. Я из этого делаю вывод, что если бы мы сумели выставить ему в процессе работы над любой темой 2—3 четко сформулированные задачи, как в этом упражнении, мы могли бы резко активизировать, уплотнить этот творческий процесс и быстрее двигаться к результату. Хотел бы отметить, что мы работаем с ребятами 3—4-х курсов, которые уже имеют подготовку нашей двухгодичной системы ФОП, которая уникальна в этом смысле. Они в принципе способны идти от плоскостной к трехмерной ситуации и наоборот. Они из макета могут сделать плоскостные чертежи. Мы это пробуем постоянно. Мы много раз делали музей на четвертом курсе, года 2 или 3. У нас такая была мода: мы музей делаем в макете'и сопровождаем только чуть-чуть чертежами, чтобы все-таки функциональный процесс был бы предусмотрен и нормально реализован. Занятия шли так: от самых маленьких макетиков, потом все вырастало. Никаких чертежей практически не делалось. Вот дом в виде макета. А на последней неделе мы студенту говорили: ты уже созрел, у тебя все получа- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России ется. Давай вычерти на листах схемы-планы. Он все переносил. Я не буду лукавить, здесь игра как бы была открытой. В процессе общения со студентами мы постоянно это обговаривали, но не рисовали: здесь входишь, здесь разденешься, а тут у тебя запасники, тут выставочные площади, т. е. он внутренне себе все это представлял, но не рисовал. И потом переход от модели к трехмерному чертежу был достаточно прост. Хотя должен вам сказать, что здесь есть свои проблемы, в смысле основ изображения. Все это требует доводки. В этом смысле работа только в макете не давала блестящего плана, разреза. Были схемы, которые требовалось доводить. Приоритет в трехмерном проектировании давал какой-то свой результат, может быть, с нескольким как бы графическим отставанием. Матвеенко А. И.: В курсе ОПК упражнения, последовательно приближающие студентов к первым проектным заданиям, имеются и постоянно совершенствуются. Казалось бы, найдено гармоническое сочетание двух методов познания творческого процесса — графического и макетного поиска. К сожалению, этот процесс, составляющий если не основу, то одну из эффективных форм и методов композиционного мастерства, прерывается на этой начальной образовательной стадии. Разработанная Вами система комбинаторных упражнений на старших курсах вроде бы восстанавливает цепочку непрерывной композиционной подготовки студентов. Начальный опыт практического использования этого подхода, осуществленный Вами в своей группе, показывает: во-первых, задания на комбинаторику студенты встретили с энтузиазмом и выполнили его с большим интересом, сочинительской выдумкой и профессиональной ответственностью; во-вторых, достигнут положительный результат, достойный эксперимента в постановке учебных задач; в-третьих, высоким потенциалом творческих возможностей студенты продемонстрировали свои преемственные композиционные навыки — от уровня абстрактного мышления до многообразия элементов конкретизации формы, пластики, цвета и выхода Центр Ташкента, арх. Б. Мезенцев, Е. Розанов и др.,1982 г. Но для активизации научно-дидактических исследований потребуется реформирование во многом всей вузовской науки. Ведь мощная волна экспериментов в сфере архитектурного образования, появляющаяся вследствие реализации модели самообразования, потребует совсем иного обеспечения и со стороны педагогов (в частности — большей их теоретико-дидактической грамотности), и со стороны исследовательских средств (расширения категориально-понятийного аппарата архитектурной науки в сторону средств гуманитарной науки). По сути, вузовская наука должна будет переориентировать свое внимание при подготовке научно-педагогических кадров с объектных типологических исследований (исследований зданий, поселений, парков и т. д.) на субъектные деятельностные исследования (причем не только и не столько на методические исследования, которые сводятся в основном к косметической деталировке уже сложившихся и работающих моделей, сколько Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России на фундаментальные исследования), исследования закономерностей процесса самообразовывания творческих личностей. Таким образом, ориентация на открытое креативное образование потребует основательного изменения всей системы сложившегося образования: и дидактического метода, и форм и содержания учебных процессов. Но креативность и открытость имеет место не только на уровне профессионального (вузовского и послевузовского) архитектурного образования, но в не меньшей мере и на допрофессиональном, довузовском, уровне (дошкольном, школьном, лицейском). Вследствие этого креативное и открытое образование станет со временем сквозным, так же как сегодня еще является сквозным в большинстве мест репродуктивное и закрытое образование. на решение задач формирования архитектурного объекта (от отдельного объема до комплекса). Несмотря на мимолетное впечатление от Вашего сообщения и от фрагментарной выставки студенческих работ, проблема углубления учебногЬ процесса путем внедрения представленной методики композиционного со -вершенствования представляется очевидной. Начатый Вами эксперимент требует своего расширения и апробации с целью включения в учебные планы специальной дисциплины недостающего звена композиторского воспитания студентов. Date: 2015-06-08; view: 750; Нарушение авторских прав |