![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Конкурс на проект Дворца Советов, 1932 г. а) проект, арх. Г. Гольц; б) проект, арх. братья Веснины; в) проект, арх. В. Щуко
ности, в частности — об архитекторе, в том числе и о его образованности. Вновь (кок некогда в древности) стал приобретать ценность универсализм архитектурного образования. Возможно, это связано с современным социально-экономическим кризисом. Вследствие этого крупные архитектурные и градостроительные стабильные государственные заказы уступили место мелким весьма разнообразным по тематике и нестабильным частным заказам. Может быть именно эти изменения и потребовали от архитектора значительно большей универсальности в подготовке: от декоратора интерьеров и ландшафтника приусадебных участков до проектировщика зданий и сооружений, до градостроителя, до исследователя, психолога, педагога, менеджера и экономиста в одном лице. Степанов А. В.: Много усилий затрачивается, чтобы создать систему анализа архитектуры. Хотя вся эта система нацелена на то, чтобы найти некие композиционные закономерности, тем не менее мы ушли от очень важного обстоятельства, без которого не может существовать архитектура. Это эмоциональная насыщенность создаваемого человеком предмета. Все-таки эмоциональный ответ является той искомой, самой важной позицией, которая отличает настоящую архитектуру от просто ремесленной поделки. И вот эта эмоциональная сторона осталась где-то. Когда студент делает проект, об этом ему преподаватель говорит. Но студент (и это справедливо) на слово ничего не верит. Он верит только той ситуации, когда методически его подводят к пониманию необходимости разрешения той или иной проблемы. Для студента это так же естественно, как он дышит. Если мы ему начинаем назидательно говорить: ты обязательно запомни, как делается это, потому что это тебе пригодится и т. д., то это — зря потраченное время. Эта проблема разрешима методом макетирования, который имеет массу и других положительных качеств. Это вне всяких сомнений. Метпенков Н. Ф.: Известно, что большинство мастеров архитектуры разных времен сводили суть архитектуры к творчеству, специфическому — странственному. Действительно, архитектор, как никакой другой специалист, через создаваемые им пространства непосредственно преобразовывает жизнь и человека, и общества. К Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Отсюда и главным предметом образования всегда предстает по сути созидательное социально-пространственное творчество. Но конкретные формы такого творчества в разных регионах многообразны и исторически изменчивы, а носителями этого исторически изменяющегося многообразия творчества являются различные региональные школы. Поэтому любые изменения архитектурного образования, сводящие его к некоему единому стандарту — будут означать, мягко говоря, игнорирование специфики архитектурного творче- j ства, существующего через многооб-\разие его носителей, субъектов образования (региональных школ, педагогов, студентов), а если точнее выражаться — создание условий лишь для нетворческого образования. Степанов А. В.: Когда предлагается новая методика, новая линия для экспериментальной мастерской, то сразу начинают говорить: прекрасно, вы предложили. А как вы можете доказать, что она лучше, чем та, которая была до вас? Докажите мне, что ваши проекты лучше и т. д. Это я называю синдромом Буратино, когда пощадили в землю денежки и ждали, что уже утром вырастет дерево, увешенное денежками. Мне кажется, что этот вопрос — в чем вы лучше, чем предыдущие до вас — в образовании и воспитании абсолютно неверный путь. Потому что это проявляется на протяжении долгих лет. И проследить, где твой вклад, а где традиционный — это очень сложно. Поэтому сложно доказать сразу, что лучше, а что хуже. Единственное доказательство: экспертная оценка людей, которые специализируются в этой проблеме. Поэтому я считаю, что нам как бы не стоит говорить о глобальных проблемах в отношении реформы образования. Нам надо поговорить о тех наших внутренних проблемах, которые у нас есть, которые всегда будут в образовании. Надо подумать, как наилучшим образом представить эту образовательную картину в России. Лежава И. Г.: Е1ли говорить о системе архитектурного образования, то мне кажется, что все равно: какая канва этого образования. То есть мы договорились, что будет два проекта в семестре, ну и хорошо, можно и так. На 20 % это влияет на результат образования. 70 % — это педагог, который ведет эту канву. На 10 % — это форма. Так что все зависит от педагога и студентов, только от этого. Все ос- Театр в Ростове, арх. В. Гельфрейх, 1934 г. месленника, способного своими руками от начала до конца создавать различные вещи. Промышленная цивилизация породила идеал исполнителя, научно и технически грамотного разработчика заказов с помощью тех или иных индустриальных технологий. Постиндустриальная цивилизация тоже со временем создаст свой идеал образованного человека. Сегодня его контуры можно лишь слегка обозначить. В новой цивилизации главной ценностью претендует стать человек со всеми своими индивидуальными особенностями, а не какие-либо изделия или технологии, им создаваемые. Действительно, и изделия, и технологии — лишь средства для человеческой жизни, а не самоцель и не критерий. А что значит жить по-человечески? С философской точки зрения, жить по-человечески означает, прежде всего, жить творчески, быть творцом. Русский философ Н. Бердяев отстаивал именно эту суть человека: человек, созданный богом-творцом по своему образу и подобию, должен быть тоже творцом. Только в этом случае человек будет Человеком. Только тогда будет человек счастлив, а мир — пребывать в своей полноте. Поэтому на роль идеала образованности в постиндустриальном обществе будет претендовать скорее всего творческая личность: человек, творящий мир, и прежде всего свой личностный мир. Соответственно, и процесс образования творческих личностей должен стать тоже творческим — креативным. Социальный заказ на креативное гражданское образование — есть первое и необходимое условие существования и креативного образования, и креативной цивилизации в целом, а это значит — гражданского общества. Эту цель заявили уже многие страны, в том числе и Россия. В соответствии с этой целью образование в стране должно строиться тоже как гражданское образование, то есть определяемое и управляемое непосредственно гражданами, и в первую очередь самими субъектами образования. Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
тальное... какую бы систему мы ни придумали, какое бы задание ни придумали, как бы мы ни объясняли, — это совершенно никакой роли не играет. Если педагог высокого класса, если студенты его понимают, если педагог активно (я повторяю — активно) работает со студентами, это, пожалуй, важнейший фактор, чтобы педагог отдавал студентам всего себя. Не то, чтобы он при- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Ф тьем курсе студент ничего не понимает, он только повинуясь какой-то моде идет к тому или иному педагогу, я абсолютно ее не принимаю. Они имеют сведения от дедов своих, окончивших 3 года назад институт, 10 лет, 15 лет назад. Это все идет фон, который представляет собою очень большую ценность. Не надо думать, что это несмышленыши, которые повинуются каким-то неожиданным стремлениям. Они все абсолютно точно делают. Поэтому еще раз говорю, что я к методическим разработкам отношусь очень скептически и считаю, что самое главное — педагог и студент. Матвеенко А. И.: Врезных школах характер отношения «педагог — студент» разный, а результаты все равно интересные. Лежава И. Г.: Наша школа чем отличается от зарубежных? Мы 4 года со студентами работаем, а в зарубежных школах обычно педагог год работает со студентами, даже меньше. Мы этого как-то не замечаем, но на самом деле это очень важно. Я иногда преподавал на Западе. Там совершенно другая тактика. Когда у меня группа на семестр, мы с ними беседуем в непринужденной обстановке: нога на ногу, то, се, я их поучаю, говорю умные вещи. До конца работать с ними по-настоящему я не могу. Но когда приходят ребята на третьем курсе и уходят на дипломе, я знаю, что основная масса у меня будет 4 года, я совершенно по-другому тактически веду свои занятия. И это абсолютно другая методика. И в этом именно, на мой взгляд, сила нашего института. Куда бы наши ребята ни попали после окончания, они там блестяще приживаются. У меня есть информация о 50-ти наших выпускниках, Оки прекрасно работают. Именно эта 4-летняя педагогическая закваска очень много им дает. Что касается результата, то его давайте посмотрим лет через 5, потому что у них 70 % сооружения делает техника, которац там присутствует. Просто белый чистый фасад из крашенного металла штампованного, прекрасные окна, великолепный забор и т. д. Это дает сразу другой уровень архитектуры. Поэтому давайте немного подождем, посмотрим, как наши будут работать с теми возможностями, которые есть у западных архитекторов. Мне кажется, что мы можем еще и прийти обратно в эти великие 20-е годы.
В СВЯЗИ С этим главной задачей реформирования архитектурного образования должна стать задача построения гражданского образования, а это значит — креативного, то есть создание такой ситуации в стране, в которой получение каждым человеком, желающим учиться, такого творческого, в частности архитектурного, образования, которое бы соответствовало его склонностям, интересам и возможностям, стало реальным и естественным делом. В противном случае любые Г Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Date: 2015-06-08; view: 591; Нарушение авторских прав |