Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворец съездов в Кремле, арх. М. Посохин, 1970 г






младших курсах, на первом —втором курсах, когда они еще ничего не умеют. Ничего не умеют — это я условно гово­рю. Они прошли курс инструменталь­ной графики.

Мы разработали систему упраж­нений, которая позволяет этот про­цесс сделать достаточно доступным каждому. Когда студентам предлага­ют просто сочинить что-то или сочи­нить по заданной теме, это им бывает очень трудно. Потому что у них нет навыков. Поэтому мы составили про­грамму очень четких и ясных по замыс­лу заданий, решая которые студент постепенно привыкает к тому, что он начинает придумывать форму, кото­рой не было до того, как он начал ее придумывать.

Я говорю о том, что сочинитель­ствоэто особая деятельность, со­чинительство даже не на том высоком уровне, о котором вы говорили, а на са­мом примитивном уровне, на самом фун­даментальном. Эту особого рода дея­тельность надо специально формиро­вать. Поэтому пусть вам не покажет­ся странным, здесь несколько такой технический подход, технические уп-


универсальным в сфере образования промышленной эпохи, в том числе и в архитектурном образовании.

Метод образования индустриального общества, по анало­гии с методом производственного обучения, предстаёт не чем иным, как методом обучения зд1еника опытным архитектором (мастером, учителем, преподавателем), и в частности — методом обучения проектированию. Ученик здесь формируется как буду­щий специалист под заранее обозначенные для него профессио­нальные качества установками и указаниями извне и, прежде всего, требованиями производства, эксплицированными учите­лем и представленными программами обучения и различными образцами. При этом главным обучающе-формирующим сред­ством здесь выступает непосредственно реальный трудовой про­цесс, процесс архитектурного проектного производства, кото­рый и требует от обучающегося архитектуре определённых про­фессиональных качеств. В свете этого проектная объектно-пре­образующая деятельность, преимущественно в рамках учебной дисциплины «Архитектурное проектирование», и становится главным обучающим процессом в сфере архитектурного образо­вания. А архитектор-практик (мастер, учитель, преподаватель, педагог) при этом становится главным ответственным лицом за организацию и контроль этого процесса.



Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России


Такая схема построения учебного процесса сделала сферу об­разования по сути сферой школярства, сферой обучения ремеслу, и таким образом — прикладной сферой к проектному производ­ству. Сфера архитектурного образования поэтому направленно готовила архитектурные кадры только для этого конкретного про­ектного производства. Правда вначале, когда только еще склады­валась система отечественного академического образования, был небольшой период, когда обз^енческий метод мог реализовывать-ся через множество разнохарактерных индивидуальных подходов архитекторов-практиков (мастеров, учителей, преподавателей, пе­дагогов). Особенно такая либерализация проявилась во ВХУТЕ-МАСе, а затем спектр авторских программ стал суживаться, и со временем обучение стало проводиться через единую, конгломе-ратно созданную, по сути анонимную, программу подготовки ар­хитекторов под единую линию проектного производства в стране. Такая форма образования — образования индустриального обще­ства, по сути своей образования исполнителей — безальтернатив­но реализовьшалась более полувека; в значительной мере реали­зуется она ещё и сегодня. Альтернатива ему начинает складывать­ся только сейчас, определяемая как образование постиндустри­ального общества.

Образование постиндустриального общества можно оха­рактеризовать с точки зрения трех аспектов — социального, методического и организационного — как «открытое», «креа­тивное», «самоуправляемое».


Учебное упражнение. Фронтальная композиция. 2 курс, 1969 г.

1. Открытое образование характеризуется таковым по­тому, что оно является по сути своей гражданским образова­нием, образованием персонифицированным, личностным и уже поэтому динамическим — быстро меняющимся под тре­бования и возможности своих субъектов и непосредственно самими субъектами.

2. Креативное образование характеризуется таковым пото­му, что оно является образованием творческих личностей.

3. Самоуправляемое образование характеризуется таковым потому, что оно является процессом, который организуется и кор­ректируется непосредственно самими субъектами образования.


ражнения, чтобы студенты очень точ­но все делали. Кок ученика заставляют писать по прописям, так и здесь. По очень жесткой программе мы застав­ляем их все проходить. Потом оказыва­ется, что они начинают сами делать то, что положено. Мы предполагаем, что здесь и происходит формирование навыков видения внутренним взором того, что он сочиняет. Самое глав­ноевидеть в голове то, что ты хо­чешь изобразить. Только тогда речь мо­жет идти о каком-то проектном про­цессе достаточно профессионально.


Мы начинаем с составных форм. Вот трехгранный угол. Это первый угол, который мы начинаем рисовать.

Дальшеразработана некая ти­пология врезок, т. е. это то, как со­ставная форма делается. Мы заранее готовим типологию врезок: врезка опе­реди, врезка сверху, врезка сзади. Ри­суются на доске. Врезки с включением микропространств. Рисуются ручкой на бумаге. Потом мы говорим: давайте теперь сочинять.

Что происходит? Почему я назы­ваю этот процесс сочинительством? Потому что здесь происходит именно то, что всегда характерно для сочини­тельства: вначале процесса я не знал, что у меня получится в конце.

В этом смысле это достаточно ясная модель этого процесса. Студен­ты сочиняют формы, которые в каких-то смыслах моделируют архитектур­ные. На следующем этапе они подклю­чают цилиндры, пирамиды и т. д. Полу­чается достаточно разнообразная палитра тех форм, которые они могут сочинить.

У меня здесь методички, где подо­браны примеры того, какие задачи мож­но решать. Здесь можно решать уже задачи композиционные: сделать фор­му горизонтальную, сделать форму объемную, сделать форму динамичную, сделать форму глубинную и т. д.

Второй этапзадачи, которые не связаны напрямую с сочинитель­ством, но связаны с выработкой про­фессиональных средств. Мы наклады­ваем кальку на эту форму и начинаем рисовать разрезы и планы. Такой про­цесс мы называем формообразованием.

Упражнениями на втором курсе мы учим студента сочинять перспек­тиву. Не строить перспективу гото­вого плана, разреза, а сразу сочинять перспективу. Надо сказать, что эта задач нально, но она в конце концов ре­шается.


■^,



Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России


Дальшетипология членения формы: горизонтальная, вертикальная, наклонная. Этов аксонометрии. Эти члененияв перспективе.

После этого мы предлагаем сочи­нять. И опять по новым технологиямформа в перспективе с врезками, чле­нениями.

Когда они это пройдут, то все это дает результат. Он может быть раз­ный: просто какое-то здание, обще­ственное здание, интерьер, завод, что-то абстрактное. Такой подход дает возможность студентам постепенно научиться сочинять еще до того, как они приступают к проектированию.

Лежава И. Г.: Вы идете от частно­го к общему? А наиболее способные студенты как разнаоборот. Поэто­му, мы им сразу показываем Кандинско­го, Чернихова, и они тут же все делают как надо, а не такими вот уголочками.

Богомолов И. И.: У наснесколь­ко иная ситуация, чем у вас. К нам при­ходят абитуриенты с очень низким уров­нем художественной подготовки. По­этому мы вынуждены искать. Сначала мы смотрим, что абитуриент умеет, потом даем серию формирующих уп­ражнений, а последний этаптвор­ческий: студент сам уже может сочи­нять.


Организуется образование в постиндустриальном обще­стве не как процесс подготовки специалистов для выполнения определенных, уже известных функциональных ролей, а как образование граждан именно как граждан, то есть как творчес­ких личностей, имеющих возможность исходя из своих жела­ний и усмотрений реализовывать свои индивидуальные обра­зовательные траектории, то есть как процесс самообразования.


Модель самообразования постиндустриального обще­ства — это схема, в соответствии с которой не учитель форми­рует ученика под какой-то определённый изначально кем-то заданный стандарт профессионализма, а учащийся самостоя­тельно в соответствии с собственной природой определяется и саморазвивается в сфере образования и профессиональной де­ятельности. Человек, по существу, ведь всегда только сам и учится. Обучить его, в принципе, невозможно до тех пор, пока он сам этого не пожелает. А это означает, что человек по приро­де своей может только самообразовываться. Вновь складываю­щееся сегодня постиндустриальное общество с его антропо­центрически ориентированным социальным пространством не только предоставляет больше возможностей для реализации этого подхода, но даже требует его. Отсюда и происходит ста­новящаяся сегодня модель самообразования, самоопределения, саморазвития, в том числе и в архитектурном образовании.

Метод образования постиндустриального общества — это метод самообразования. Ведь в соответствии с моделью самооб-


 



 


Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России








Date: 2015-06-08; view: 563; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию