Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дворец съездов в Кремле, арх. М. Посохин, 1970 г
младших курсах, на первом —втором курсах, когда они еще ничего не умеют. Ничего не умеют — это я условно говорю. Они прошли курс инструментальной графики. Мы разработали систему упражнений, которая позволяет этот процесс сделать достаточно доступным каждому. Когда студентам предлагают просто сочинить что-то или сочинить по заданной теме, это им бывает очень трудно. Потому что у них нет навыков. Поэтому мы составили программу очень четких и ясных по замыслу заданий, решая которые студент постепенно привыкает к тому, что он начинает придумывать форму, которой не было до того, как он начал ее придумывать. Я говорю о том, что сочинительство — это особая деятельность, сочинительство даже не на том высоком уровне, о котором вы говорили, а на самом примитивном уровне, на самом фундаментальном. Эту особого рода деятельность надо специально формировать. Поэтому пусть вам не покажется странным, здесь несколько такой технический подход, технические уп- универсальным в сфере образования промышленной эпохи, в том числе и в архитектурном образовании. Метод образования индустриального общества, по аналогии с методом производственного обучения, предстаёт не чем иным, как методом обучения зд1еника опытным архитектором (мастером, учителем, преподавателем), и в частности — методом обучения проектированию. Ученик здесь формируется как будущий специалист под заранее обозначенные для него профессиональные качества установками и указаниями извне и, прежде всего, требованиями производства, эксплицированными учителем и представленными программами обучения и различными образцами. При этом главным обучающе-формирующим средством здесь выступает непосредственно реальный трудовой процесс, процесс архитектурного проектного производства, который и требует от обучающегося архитектуре определённых профессиональных качеств. В свете этого проектная объектно-преобразующая деятельность, преимущественно в рамках учебной дисциплины «Архитектурное проектирование», и становится главным обучающим процессом в сфере архитектурного образования. А архитектор-практик (мастер, учитель, преподаватель, педагог) при этом становится главным ответственным лицом за организацию и контроль этого процесса. Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Такая схема построения учебного процесса сделала сферу образования по сути сферой школярства, сферой обучения ремеслу, и таким образом — прикладной сферой к проектному производству. Сфера архитектурного образования поэтому направленно готовила архитектурные кадры только для этого конкретного проектного производства. Правда вначале, когда только еще складывалась система отечественного академического образования, был небольшой период, когда обз^енческий метод мог реализовывать-ся через множество разнохарактерных индивидуальных подходов архитекторов-практиков (мастеров, учителей, преподавателей, педагогов). Особенно такая либерализация проявилась во ВХУТЕ-МАСе, а затем спектр авторских программ стал суживаться, и со временем обучение стало проводиться через единую, конгломе-ратно созданную, по сути анонимную, программу подготовки архитекторов под единую линию проектного производства в стране. Такая форма образования — образования индустриального общества, по сути своей образования исполнителей — безальтернативно реализовьшалась более полувека; в значительной мере реализуется она ещё и сегодня. Альтернатива ему начинает складываться только сейчас, определяемая как образование постиндустриального общества. Образование постиндустриального общества можно охарактеризовать с точки зрения трех аспектов — социального, методического и организационного — как «открытое», «креативное», «самоуправляемое».
1. Открытое образование характеризуется таковым потому, что оно является по сути своей гражданским образованием, образованием персонифицированным, личностным и уже поэтому динамическим — быстро меняющимся под требования и возможности своих субъектов и непосредственно самими субъектами. 2. Креативное образование характеризуется таковым потому, что оно является образованием творческих личностей. 3. Самоуправляемое образование характеризуется таковым потому, что оно является процессом, который организуется и корректируется непосредственно самими субъектами образования. ражнения, чтобы студенты очень точно все делали. Кок ученика заставляют писать по прописям, так и здесь. По очень жесткой программе мы заставляем их все проходить. Потом оказывается, что они начинают сами делать то, что положено. Мы предполагаем, что здесь и происходит формирование навыков видения внутренним взором того, что он сочиняет. Самое главное — видеть в голове то, что ты хочешь изобразить. Только тогда речь может идти о каком-то проектном процессе достаточно профессионально. Мы начинаем с составных форм. Вот трехгранный угол. Это первый угол, который мы начинаем рисовать. Дальше — разработана некая типология врезок, т. е. это то, как составная форма делается. Мы заранее готовим типологию врезок: врезка опереди, врезка сверху, врезка сзади. Рисуются на доске. Врезки с включением микропространств. Рисуются ручкой на бумаге. Потом мы говорим: давайте теперь сочинять. Что происходит? Почему я называю этот процесс сочинительством? Потому что здесь происходит именно то, что всегда характерно для сочинительства: вначале процесса я не знал, что у меня получится в конце. В этом смысле это достаточно ясная модель этого процесса. Студенты сочиняют формы, которые в каких-то смыслах моделируют архитектурные. На следующем этапе они подключают цилиндры, пирамиды и т. д. Получается достаточно разнообразная палитра тех форм, которые они могут сочинить. У меня здесь методички, где подобраны примеры того, какие задачи можно решать. Здесь можно решать уже задачи композиционные: сделать форму горизонтальную, сделать форму объемную, сделать форму динамичную, сделать форму глубинную и т. д. Второй этап — задачи, которые не связаны напрямую с сочинительством, но связаны с выработкой профессиональных средств. Мы накладываем кальку на эту форму и начинаем рисовать разрезы и планы. Такой процесс мы называем формообразованием. Упражнениями на втором курсе мы учим студента сочинять перспективу. Не строить перспективу готового плана, разреза, а сразу сочинять перспективу. Надо сказать, что эта задач нально, но она в конце концов решается. ■^, Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Дальше — типология членения формы: горизонтальная, вертикальная, наклонная. Это — в аксонометрии. Эти членения — в перспективе. После этого мы предлагаем сочинять. И опять по новым технологиям — форма в перспективе с врезками, членениями. Когда они это пройдут, то все это дает результат. Он может быть разный: просто какое-то здание, общественное здание, интерьер, завод, что-то абстрактное. Такой подход дает возможность студентам постепенно научиться сочинять еще до того, как они приступают к проектированию. Лежава И. Г.: Вы идете от частного к общему? А наиболее способные студенты как раз — наоборот. Поэтому, мы им сразу показываем Кандинского, Чернихова, и они тут же все делают как надо, а не такими вот уголочками. Богомолов И. И.: У нас — несколько иная ситуация, чем у вас. К нам приходят абитуриенты с очень низким уровнем художественной подготовки. Поэтому мы вынуждены искать. Сначала мы смотрим, что абитуриент умеет, потом даем серию формирующих упражнений, а последний этап — творческий: студент сам уже может сочинять. Организуется образование в постиндустриальном обществе не как процесс подготовки специалистов для выполнения определенных, уже известных функциональных ролей, а как образование граждан именно как граждан, то есть как творческих личностей, имеющих возможность исходя из своих желаний и усмотрений реализовывать свои индивидуальные образовательные траектории, то есть как процесс самообразования. Модель самообразования постиндустриального общества — это схема, в соответствии с которой не учитель формирует ученика под какой-то определённый изначально кем-то заданный стандарт профессионализма, а учащийся самостоятельно в соответствии с собственной природой определяется и саморазвивается в сфере образования и профессиональной деятельности. Человек, по существу, ведь всегда только сам и учится. Обучить его, в принципе, невозможно до тех пор, пока он сам этого не пожелает. А это означает, что человек по природе своей может только самообразовываться. Вновь складывающееся сегодня постиндустриальное общество с его антропоцентрически ориентированным социальным пространством не только предоставляет больше возможностей для реализации этого подхода, но даже требует его. Отсюда и происходит становящаяся сегодня модель самообразования, самоопределения, саморазвития, в том числе и в архитектурном образовании. Метод образования постиндустриального общества — это метод самообразования. Ведь в соответствии с моделью самооб-
Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Date: 2015-06-08; view: 563; Нарушение авторских прав |