Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Театр Красной Армии, арх. К. Алабян, 1937 г
Конечно же, такая ситуация — антиконституционна: она есть не что иное как дискриминация гарантированных конституцией каждому человеку равных прав на образование. Не менее серьезно и другое следствие, вытекающее из этой ситуации. Творческое образование учащиеся получают главным образом через дополнительное образование (не всем доступное). А это значит, что творческая образованность, ценность которого в последние годы стремительно возрастает в мире, будет доступна далеко не всем (всего лишь от 3 до 15 % желающих). А это повлечет за собой уже в скором времени быстрое отставание России от других развитых стран, увеличивающих расходы на развитие именно творческих форм образования. Иначе говоря, общеобразовательные школы будут в массовом виде учить детей, во-первых, неактуальному репродуктивному методу, а во-вторых, освоению предметов базового компонента, в основе своем техницистского, и таким образом готовить репродукти-вистов, исполнителей, то есть — людей вчерашнего дня, а не завтрашнего — созидателей, творческих личностей. Иначе говоря, общеобразовательные школы будут готовить граждан будущего по стандартам прошлого, вчерашнего дня, и, таким образом, будут заведомо закладывать базовые основы отставанию страны от других стран. Известно, что разделение содержания образования на базовый и дополнительный компоненты происходит из опыта западных стран. Хотя именно в опыте этих стран такой подход уже показал свою социальную неэффективность. Ведь ряд европейских стран пошли по этому пути 20-25 лет назад. Но уже сейчас они озадачены не только проблемой все возрастающей дискриминации в сфере образования, но и как следствием из Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России ^ Учебный проект. Сельсовет, 1947 г. этого — угрожающим социальным расслоением общества. А это, как известно, рано или поздно приводит или к активным формам социального протеста (социальным революциям или гражданским войнам), или к пассивным формам социального протеста и прежде всего к трудовой апатии и вытекающим из этого многочисленным антисоциальным явлениям (криминализации, наркомании, проституции и т. д.). В профессиональном образовании по сравнению с общим ситуация обратная: от прежнего негражданского разделения образования никак не удается отказаться, хотя это уже давно предписывает Закон РФ «Об образовании». В профессиональном образовании сложилось так, что взаимоотношения между человеком и государством регулируются с помощью «классификатора специальностей». А «классификатор специальностей» возникает в двух образовательных системах но разному. При авторитарном образовании классификатор специальностей строится на государственной основе, то есть исходя из потребностей главного собственника рынка труда в специалистах — государства.
При гражданском образовании классификатор специальностей строится на основе индивидуальных интересов граждан, и вследствие этого он всегда перекрывает потребности рынка перспективными направлениями, и в принципе всегда открыт к лю структура личных интересов человека и следующие из этого инициативы учащихся по творческому самоопределению в профессии могли иметь условия для реализации. По сути, в структу- рисунок. Это мне начинает мешать. То есть это чисто тактическая вещь. Я их тренирую выигрывать конкурс. Это своя тренировка. И за 4 года у меня все время это меняется: я их учу нестандартному образу, учу бесконечно рассчитывать, комбинаторикой заниматься. На другом проекте я их учу макетировать, на третьем я должен их научить делать такие рисунки, чтобы они выигрывали на любом конкурсе. Если говорить о нашем образовании, то я считаю, что у студентов не хватает художественной подготовки именно плоскостной, не макетной. Они не умеют изображать на бумаге свои мысли. А макет они делают блестящее. Но это чисто наши внутренние претензии. Лежава И. Г.: Если говорить о том, как рассказать или не рассказать о проекте, то культура речи вообще должна присутствовать. Если студент не может объясняться, то он вообще не может жить в мире. Поэтому меня это меньше волнует, чем изображение руками. Поэтому я их больше тренирую на ручной способ разговора, потому что остальная часть и так у него есть. Хуже-лучше, но студент ходит по улицам, общается с приятелями, доказывает что-то, он слушает, он читает. Поэтому мне кажется, что важнее учить студентов изображать, потому что это они меньше умеют. А то, что на Западе они разговаривают по 3 часа, я против этого. А защищать проект... я бы их этому учил в конце 5-го — в начале 6-го курса по нашей системе. Я бы их начал тренировать тогда, а до этого я бы все-таки предпочитал ручное творчество, доказывать руками. У меня есть тоже метод, я не хочу его навязывать. Например, есть группы, где все время говорят, рассуждают. У них такая система. Мало того, когда первые клаузуры на 3 курсе они делают, я говорю: хоть стихи напишите, только ответьте на задание. То есть я им даю диапазон и смотрю, кто из них что умеет. У меня есть 2 студента, которые только бы разговаривали. Значит, не надо их учить разговаривать, я их заставляю делать руками. А два студента сказать слова не могут, я их заставляю вешать проекты и рассказывать. Это обучение. Мальгин В. И.: Здесь, за «Круглым столом», сегодня уже несколько раз прозвучала мысль, что методика в учеб- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России ном процессе не нужна. Как это может быть, чтобы для подготовки студента-архитектора не имела значения последовательность заданий, чтобы не нужно было поэтапное развитие мышления? Это напоминает беспорядочный обед: начать с компота, закусить селедочкой, потом мороженное... И так можно обедать... Тогда давайте младенцев кормить кровяными бифштексами, а взрослых мужиков — грудным молоком... О каком проектировании может идти речь, если студента, не знающего основных свойств форм, не владеющего метроритмическими знаниями и еще многим другим, заставлять проектировать? Метленков Н. Ф.: Всех актеров учат по одному и тому же методу — методу Станиславского. Этот метод как некий теоретический конструкт Станиславский вычленил из эмпирических наработок российских актеров. Но именно этот метод и сделал мировую славу российскому театральному искусству. И теперь неважно, кто учит актеров: Табаков, Любимов, Захаров. Главным обучающим средством работает метод Станиславского. Какие в этом смысле перспективы в архитектурном образовании: имеется такой метод в архитектуре, или архитектура к нему только на подступах, или он вовсе не нужен в архитектуре, поскольку в ней каждый педагог — Станиславский? Это такой вопрос, ответ но который может породить целую теорию. Богомолов И. И.: Я хотел бы начать с того, что работа на младших курсах и но старших отличается совершенно разным тактическим приемом. Очень многие вещи, о которых здесь говорилось, на младших курсах не так значимы, не так доступны, как студентам старших курсов. Для них наиболее существенным, наиболее важным является наработка определенных профессиональных навыков. То есть создание определенного задела, чтобы потом можно было присЗпупить к решению многих других более сложных задач. Самая главная проблема наша наступает тогда, когда студент приступает впервые к первому проекту. Это самая большая головная боль всех. Что получается? Студент отучился год, занимается определенным набором заданий, которые прямо на проектирование не наводят. На 1 курсе он делает графику, объёмно-пространственную композицию и приступает к проектирова- Комплекс МГУ, арх. Л. Руднев, 1948 г.
ру ЛИЧНЫХ интересов человека гражданского общества входит не только выбор для себя какой-то существующей специальности (или специализации) и даже не только создание совершенно новой специальности (или специализации), но и самообеспечение себя работой (или путем поиска свободных мест на рынке труда, или путем создания новых рабочих мест). Личностный творческий потенциал человека, как правило, развивается так, что он перекрывает необходимые потребности в нем со стороны выполняемых сегодня профессиональных задач, со стороны собственников рынка труда, со стороны любых работодателей. И это свойство позволяет творческой личности при необходимости перестраиваться, выявлять новые подходы и новые социально значимые идеи. И на этой основе создавать новые направле- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России ния на рынке труда. В то время как рынок труда сам по себе не реагирует на расширяющиеся перспективные возможности человека. Он реагирует только на потребности сегодняшнего дня, задаваемые работодателями. Поэтому ориентироваться на развивающийся личностный творческий потенциал и следовательно — на развивающиеся личностные потребности в образовании намного эффективнее и перспективнее для экономики и культуры страны, чем на потребности рынка занятости. Этот подход удовлетворяет одновременно и потребности общества, и потребности профессии, и потребности гражданина, а не только потребности профессии, как в случае ориентации только на рынок труда. В свете этого важной проблемой для развития архитектурного образования становится проблема обеспечения государством таких условий гражданского образования, при котором не только право выбора, но и право развивающихся нововведений было за самообразовывающейся творческой личностью. Цели развития образования нагляднее предстают в сравнении с целями образования предшествующего периода, периода индустриального общества. Образование индустриального общества можно охарактеризовать с точки зрения трех аспектов — социального, методического и организационного — как «закрытое», «репродуктивное», «управляемое». 1. Закрытое образование характеризуется таковым потому, что каждое государство или каждый регион реализует по сути только монотипную (единую) модель, чаще всего со статусом «государственная», оформленную соответствующими го- нию. Фактически он не умеет проектировать и понимает, какая это большая трудность. Мы никак не можем его толкнуть в правильном направлении, чтобы он сам все это делал. Очень часто приходится ему помогать в том смысле, что делать за него то, чему мы его не научили. Мы долго размышляли о том, в чем заключается суть этой проблемы. Суть дела, может быть, в том, что студент, начиная проектировать, еще не умеет видеть то, что он собирается спроектировать, в голове. Может, это самая главная задача: научить студентов видеть в голове на всем предыдущем этапе его обучения, который подводит его к проектированию. Что значит видеть в голове? Это значит научиться в голове строить, научиться сочинять и научиться воспроизводить в каких-то материальных средствах — графических, макетных то, что он сочинил. Мне думается, здесь как раз та самая ключевая проблема, которую мы должны осознать и наметить какие-то методы ее разрешения. Самая главная тяжесть задач по введению в проектирование лежит на пропедевтическом курсе. Если пропедевтический курс не формирует у студента умение пространственного мышления, т. е. видения в голове то, что он собирается изобразить на бумаге, тогда нам очень Проект здания НКПС, арх. К. Алабян, 1941 г. Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России трудно надеяться на то, что у него пойдет успешно дело в проектировании. Можно соглашаться или не соглашаться, но, может быть, многие из нас думают, что это видение вырабатывается в процессе проектирования. Это так на самом деле. Но когда мы имеем задел у студентов, которые умеют оперировать формой, т. е. сочинять ее, композиционно анализировать, каким-то образом потом ее изображать, чтобы потом это стало достаточно профессионально, то тогда мы можем более мягко подойти к самому проектированию. Одним из самых главных элементов пропедевтической подготовки должно быть умение сочинять форму, то есть проблема формообразования. Когда мы говорим «научить формообразованию», «научить сочинительству», то мы вторгаемся в очень опасную зону, потому что учить творчеству очень сложно и очень чревато. Тем более, что когда я говорю «учить сочинительству», я предполагаю наличие технологии обучения. Хорошо известно, иногда творческие задачи решаются совершенно странным образом. Скажем, технология брэйнг-штом (мозговая атака). Собирается коллектив людей, перед ним ставят задачи, которые не решаются. И эта работа проводится этапами. Первый этап, когда разрешается высказывать любые идеи по данной проблеме. На втором этапе происходит коллективное осмысление, обсуждение, отбор, выбор какой-то одной идеи, которая может потом приобрести рабочий вариант и продолжаться разрабатываться дальше. Я хочу подчеркнуть двухпозицион-ный момент: с одной стороны, высказывание, сочинение, а второй момент — некий анализ, отбор. В этом коллективном творчестве рождается модель коллективного разума, где есть одна составляющая — чисто творческая, вторая — чисто аналитическая. Из этой комбинации и получается то, что мы хотим получить в любой творческой работе. И 3ijpo, может быть, является своеобразной моделью того, как такими технологическими средствами решать творческие задачи. Почему я привел этот пример? Я хочу оказать, что надо иметь в виду функциональную асимметрию нашего мозга, где каждое полушарие отвечает за свою программу. Левое полушарие — аналитическое, правое полушарие — синтетическое. То, о чем я сейчас гово- Проект восстановления Сталинграда. Фрагмент, арх. К. Алабян, 1946 г. сударственными образовательными стандартами, от которых нельзя отклоняться и тем более изменять. 2. Репродуктивное образование характеризуется таковым потому, что преследует цель освоения каких-либо стандартов (профессиональных или общекультурных), и главным образом повелительным методом: «Делай так! Запоминай это! Понимай так!». Образец — здесь основное методическое средство. Каждая региональная культура (страна или узел стран) отличается не более чем своим специфическим набором образцов, которые культивируют региональные системы образования. 3. Управляемое образование характеризуется таковым потому, что оно управляется «сверху» чиновниками по иерархической модели (министерство—ректораты—деканаты—кафедры). Такая модель — консервативна, она не способна обеспечивать образованию необходимое развитие. В этой модели и студент — бесправный исполнитель указаний свыше. И в этом — явный парадокс: то звено, ради которого существует вся система образования, не играет никакой роли в этой системе (в ее управлении и совершенствовании). Организуется образование в индустриальном обществе как процесс подготовки специалистов для выполнения конкретных заведомо известных функциональных ролей по модели, которую можно определить как «обученческую». Обученческая модель индустриального общества — это схема, в соответствии с которой «учитель обучает ученика», учитель формирует из ученика специалиста под определенный стандарт профессионализма. Такая модель реализует по сути один из древнейших подходов — объектно-исполнительский. Ведь как показал опыт ещё ремесленного обучения, человека Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
Всемирная выставка в Москве, арх. Л. Белопольский, 1961 г.
НИЧТО так эффективно технологически не образовывает, как указание ЧТО и КАК надо исполнять, какой объект и как преобразовывать. Форма объектных указаний может быть разнообразной: личный пример, авторский или анонимный образец для подражания, стандарт или инструкция и т. д. Главное — наличие самого объектного указания, исполнительского ориентира. В связи с этим, именно мастер производства, несущий в себе технологический и организационный опыт, а следовательно, систему исполнительских ориентиров, становится главным действующим лицом в сфере образования: мастером производственного обучения, учителем, преподавателем. Такой подход, реализующий формулу «педагог — это только практик», стал рю, для практикующего архитектора представляет некий платонический интерес, но для педагогов в этом должно быть нечто настораживающее. Пропедевтическая подготовка у нас осуществляется объемно-пространственной композицией. Это есть во всех школах. Но по своей структуре, по своему содержанию, по своим методам этот путь больше подходит к левому полушарию, он больше аналитический, т. е. в нем нет откровенного формообразующего начала. В нем ничего не гово- / рится о том, как сочинять формы. В нем [ говорится о том, как анализировать: \ пропорции, отношение с общим, целый ряд других моментов Мы отлично с помощью этих моментов прослеживаем процесс обучения. А как сочинить форму, откуда она берется и как это все должно происходить у студентов? В принципе, сочинять может каждый, это не секрет. И то, что дети великие художники, великие сочинители, это совершенно очевидно. Но речь идет о сочинительстве специфическом. В обыденной жизни такое не формируется. Это надо формировать особыми методами. Это — наши методы. Если мы их не знаем, значит мы должны их придумать. Методы сочинительства тоже должны быть выделены в некую особую учебную программу, дополняющую ОПК. В этом смысле данная проблема достаточно значимая. А сейчас я хочу рассказать вам о тех позициях, которые мы у себя в Пензе придумали именно в этом плане. Я еще раз хочу сказать, что это — на 4 Зак. 28 Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
Date: 2015-06-08; view: 619; Нарушение авторских прав |