Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция общекультурного архитектурного образования
Проблема общекультурного архитектурного образования. Архитектура, являясь атрибутом человеческого бытия, всегда выступает (в буквальном виде как среда, а в снятом виде как содержание менталитета, как содержание метода творческой созидательной деятельности, как пространственный порядок) одной из основных составляющих любого дея-тельностного процесса, мышления, мировоззрения, нравственности. Исходя из этого, понимание законов взаимообусловленности архитектуры и собственно человеческого бытия есть фундаментальная потребность человека, предполагающая наличие у каждого гражданина особого слоя культуры взаимоотношений с архитектурой: общекультурной архитектурной образованности. Прежде, в условиях патриархального, относительно стабильного уклада жизни, человек обычно познавал эти законы непосредственно в процессе семейного воспитания и трудовой деятельности синкретически во взаимосвязи с освоением других необходимых знаний, умений. Сегодня, в условиях многократно возросшей динамики жизни и изменившейся системы воспитания, такое познание стало неэффективным. Поэтому, не имея иных методов, человек вынужден (чаще всего уже не в период детства) дополнительно самообразовываться путем чтения специальной литературы, туризма и т. д. Однако такого рода самообразование весьма далеко от основательности и массовости, вследствие чего современный человек, как правило, так и остается творчески не воспитанным и архитектурно безграмотным. Последствия такой невоспитанности и безграмотности — не только экономические (производительность труда в обществе падает, сроки износа среды сокращаются), но и социальные (не творчески действую- Глава I. Довузовское архитектурное образование Подготовительные курсы Московского архитектурного института щий человек не самореализуется в обществе как творец, а значит и как гражданин, привносит собой пассивное, иждивенческое или даже деструктивное начало в общегражданский процесс жизнестроительства), в том числе нравственно-интеллектуальные (человек в этом случае беспринципно обращается со средой, а среда, естественно, платит тем же — формирует беспринципного человека). А как известно, от беспринципности до преступления — один шаг. Но значение общекультурной архитектурной образованности человека велико не только для общества в целом, но и для архитектурной профессии. Некогда в древности (в древнем Египте, в Месопотамии и других государствах) профессия архитектора имела статус божественного дара, была уникальной и ориептированной лишь на строительство для элитарных слоев общества (царей, королей, фараонов и т. д.). Методы работы архитектора хранились, как правило, в глубокой тайне и передавались молодым поколениям посредством воспитания, главным образом, по наследственной линии — от отцов к детям. Профессия была настолько узко клановым образованием, что практически не нуждалась в поддержке широких слоев общества и поэтому не интересовалась уровнем их архитектурной образованности. В последующие века архитектурная профессия значительно расширила границы своего влияния. Архитекторы стали строить для самых разных заказчиков (от государства до частных лиц). Но в силу медлительности процесса строительства зданий и сооружений, сложившиеся в архитектурной профессии традиции ее взаимоотношений с широкими слоями населения оставались долгое время без изменений. кой. Коль наше образование самое лучшее в мире, и коль ведущим средством, обеспечивающим этот успех, предстает экстрасенсорика, а это означает — ее несколько больше у наших преподавателей, чем у зарубежных, то что же тогда обеспечивает нашим педагогам такой повышенный экстрасенсорный потенциал? И что это такое, как понимать и чем измерять педагогический экстрасенсорный потенциал? Второй вопрос, непосредственно вытекающий из первого — это вопрос нашего «Круглого стола». Что же теперь, можно не активизировать педагогов на разработку методического обеспечения учебного процесса как на неприоритетное направление, а сосредоточить свои усилия на главном — на подготовке педагогов-экстрасенсов, вернуться в некотором роде к идеалам ренессансного синкретического образования, когда архитектор изучал и основы музыкальной грамоты, и основы медицины, чтобы постигать и создавать гармонию среды не только с помощью внешнего инструментария, но и внутренним ритмом собственного бытия?
Возможно, при таком подходе со временем мы можем проводить уже не смотры методик разных школ на выставках дипломных проектов, а смотры 'выступлений педагогов-экстрасенсов ^ля выявления командного первенства школ. Так неожиданно наша творческая сфера может выйти на новую стезю — спортивную. Может быть, и на олимпиадах еще будем выступать в некоем новом виде спорта. А какую же тогда роль будет выполнять методика в образовании? По мнению И. Г. Лежавы, это некий сервисный набор прикладных средств, которые педагог использует в своей работе по своему усмотрению. И главное, в таком применении нет и не может быть никаких закономерностей, вплоть до того, что можно начинать вводить студентов в архитектурную профессию с дипломного проекта, а заканчивать' черчением. Но поскольку, этот вопрос — кто мы и где мы — оказался самым запутанным, то, очевидно, задать его себе и попытаться ответить на него нужно каждому субъекту образования. Или мы — гении, которых Европа и мир не хотят или не могут понять? Или мы — амбициозные лентяи, которые плетутся в хвосте цивилизации, но мнят себя ее лидерами? Или — еще кто? Или — еще кто? Тем не менее на «Круглом столе» два мнения сложились.
6 3;iK. 28 Часть II. Направления развития архитектурного образования России 1. Первое и весьма слабое по аргументации мнение — мы являемся лучшими в силу того, что владеем неким передовым, хотя и мистическим (в европейском понимании) подходом. Ведь попытки выведать у И. Г. Лежавы, за счет чего все же «мы — лучшие», привели к неожиданному ответу: за счет педагогов и их экстрасенсорных возможностей. А из этого вытекает такое следствие. Коль мы — лучшие, значит нам можно ничего не делать, ничего не исследовать, ничего не искать. Мы и так — лучшая и особая школа. То есть, выражаясь словами д'Артаньяна, мы — своеобразные «гасконцы». А «гасконцам», как известно, не нужны никакие академии, они с детства — академики. Тогда можно допустить, что Европа еще не доросла до того, чтобы понять эти наши экстрасенсорные способности, и упорно не желает принимать наш передовой мистический путь? 2. Второе и более сильное по аргументации мнение — мы являемся лучшими только в собственных глазах, вернее, очень хотим быть лучшими, несмотря ни на что. Нонсенс — в том, что в этой лучшей школе не только не создаются специальные условия движения к теоретическим передовым рубежам в области архитектурного образования, но часто даже не понимаются, не принимаются и потому не приветствуются инициативно осуш^ествляющиеся дидактические исследования или методические эксперименты. А именно наличие дидактических и педагогических изысканий и лучшая школа — это две стороны одного явления, и даже не только лучшая, но и вообще — высшая школа. Школа без дидактической науки не может носить статус высшей школы, так же как промышленность без науки не может быть передовой. Статус высшего образования мы утеряли, в основном, в советское время. Вроде бы из-за идеологии: сверху насаждалось — мы должны быть передовыми, мы — перловые, мы — лучшие, а значит, ничего не надо принципиально нового искать. Поэтому методические разработки, если они и велись, то в основном направлялись на деталировку работающей единой модели. Сегодня это время ушло. Нет идеологического пресса. Пора бы и начать восстанавливать утерянный после ВХУТЕМАСа статус высшей школы. А мы почему-то не спешим, привыкли, что Подготовительные курсы Московского архитектурного института В наше время архитектурная профессия принципиально изменила свой статус; она стала общегражданской, ориентированной на массовое строительство городов, районов, парков, набережных, улиц, площадей, жилых и общественных зданий, заводов и фабрик, мостов, дорог и других сооружений. Теперь без архитектора не строится ни одно сооружение. В соответствии с этим принципиально изменяются и взаимоотношения профессии с обществом: профессия начинает нуждаться в понимающем диалоге с заказчиком архитектуры, то есть с субъектами общества. Но для того, чтобы такой диалог мог возникнуть и существовать, архитектурная образованность профессионалов и непрофессионалов должна быть приведена к некоему общему знаменателю. Это требование означает, что общество в целом должно поднять уровень архитектурной образованности своих граждан: каждый человек должен стать архитектурно культурным с точки зрения современных представлений об архитектуре. Архитектурная образованность, в связи с этим требованием современности, сегодня пол5Д1ает новый, дополнительный к профессиональному, статус — статус элемента общей культуры человека. Ведь для большинства современных сфер занятости человека (экономика, промышленное производство, сельское хозяйство, сфера обслуживания и другие) общекультурная образованность гражданских лиц (по математике, литературе, физике, химии, биологии и т. д.) выступает необходимым условием, обеспечивающим готовность потребителей понимать и принимать непрерывно совершенствующийся профессионализм в указанных сферах деятельности. В этом смысле и общекультурную архитектурную образованность общества по отношению к архитектурному профессионализму следовало бы пони- Глава I. Довузовское архитектурное образование мать тоже как своеобразную «грибницу», которая может или способствовать росту профессионализма (как в творческой деятельности, так и в среде) в каком-то направлении, или тормозить развитие этого направления и требовать иных подходов, и таким образом может быть активной творческой силой в обществе и профессии. Таким образом, общекультурная архитектурная образованность каждого человека в наше время предстает важной общегражданской целью, поскольку выступает одним из существенных условий развития материальной и духовной культуры общества: 1) активизирует созидательное мировоззрение и этику созидательного мирного бытия человека и тем самым повышает творческий потенциал общества; 2) обеспечивает общественную поддержку процессу развития архитектурной профессии, а тем самым участвует в процессе повышения качества архитектурной среды и собственной культуры пространственного бытия. Метод общекультурного архитектурного образования. В последние годы идет активный поиск моделей метода общекультурного архитектурного образования. В основном поиск ведется в русле креативного образования, и пока что преимущественно — в России. Подходов на этом пути несколько: и через этику, мораль, нравственность (линия В. А. Сухомлинского), и через просветительство (линия Л. Н. Толстого), и через труд (линия А. С. Макаренко) и т. д. Наработок много, в том числе и достаточно интересных. Но особенно продуктивен прямой, креативный, подход к воспитанию творческой личности: креативное образование.
Этот подход базируется на опыте семейного воспитания и образования известных творческих личностей (музыкантов, художников, ученых, поэтов, изобретателей и др.), который демонстрирует иную последовательность: вначале у детей развивалась их природная творческая одаренность и социальная активность, а затем уже на эту базу накладывался процесс освоения накопленного человеческого опыта. ли, жить без поисков. Но при этом продолжаем твердить (правда, теперь уже не в силу идеологической установки, а, очевидно, по привычке), что мы и ток — самые, недосягаемо самые лучшие. А если кто «снизу» и пытается что-то искать, проводить педагогические эксперименты, то опять «сверху» (правда, не с того идеологического верха, и со своего административного) им: нельзя так сразу, надо доказать, что это будет лучше, чем есть. А дидактические изыскания уже давно бы нузкно активизировать, и в первую очередь для того, чтобы не оставаться в хвосте европейской архитектуры. Ведь жизнь-то меняется, меняются условия архитектурного творчества, меняется архитектурный менталитет. Соответственно, с необходимостью должны меняться обстоятельства и специфика архитектурного образования. И они действительно меняются. Вопрос только в том, как и кем они меняются. А вот это как раз и зависит от того, проводятся ли направленные дидактические исследования и педагогические эксперименты или не проводятся, то есть подготавливается ли научная почва для таких перемен или не подготавливается, то есть планомерно и последовательно готовятся такие перемены или они осознанно не готовятся и сваливаются как снег на голову. Конечно, если дидактические исследования и педагогические эксперименты проводятся непрерывно в школе, то накапливается некоторый научный потенциал, который позволяет этой школе самостоятельно и непрерывно осуществлять корректировку содержания и форм своего архитектурного образования. В этом случае мы сами становимся творцами своего настоящего и будущего в профессии. А творческий потенциал специалистов лишь от осознания факта, что будущее образования зависит только от них, настолько резко возрастает, что даже трудно сравнить эффективность такого воздействия с каким-либо другим средством. А если целенаправленно дидактические исследования и педагогические эксперименты не проводятся, то содержание и формы архитектурного образования изменяем уже не мы, о другие школы из других стран. И понятно, почему мы к таким переменам не готовились и, естественно, сегодня оказались неготовыми. И поэтому теперь наша роль и Часть II. Направления развития архитектурного образования России сводится лишь к заимствованию новых форм и содержания архитектурного образования извне, к повторному их применению в своих российских условиях. То есть в этом случае мы становимся не творцами своего собственного образования и творческого бытия профессии и в профессии, а только проводниками в свою жизнь творений других, тех, кто как раз и осуществлял и осуществляет непрерывные дидактические исследования и педагогические эксперименты в области архитектурного образования. Но внедряя достижения других стран, мы тем самым становимся не просто пассивными соглядатаями происходящего навязывания нам чужеродных образцов, а по сути — активными и ответственными за это разрушителями собственного образования. Кроме этого, мы тем самым активно способствуем воспитанию себя и в ментальности и непосредственно в культуре как вторичных, плетущихся в хвосте мировых достижений. А воспитываемый у будущих архитекторов не пионерский менталитет воздействует на их творческое самосознание столь разрушительно, что трудно даже сравнить сиду этого воздействия с каким-либо иным средством деструктивного влияния: К сожалению, такова уж сложилась у нас традиция: в отечественном архитектурном образовании недооценивалось и продолжает недооцениваться именно это направление научных поисков: дидактическое. Хотя, конечно, это и весьма странно: сегодня архитектурное образование не имеет своего предмета научных исследований. Вузовская наука занимается объектными, по сути не своими, исследованиями. Хотя в других сферах подобного явления нет. Трудно себе представить какую-либо область производства, культивирующую исследования не своего профиля: машиностроение развивало бы научные изыскания в легкой промышленности, а легкая промышленность сосредоточивала бы свои усилия на исследованиях проблем добывающей промышленности (fm. д. Но именно таким странным образом и построена сфера архитектурного образования. Главным предметом исследований педагогов-архитекторов предстает не проблематика сферы их непосредственной занятости — проблематика архитектурного образования, а проблематика сферы проектирования и главным образом типологическая объектная проблематика. Хотя эту пробле- Важно, что эта схема приложима к процессу воспитания и образования не только так называемых одаренных, но и всех детей, ибо каждый человек рождается с различными творческими задатками, то есть потенциальным творцом. Нетворческих детей нет. Нетворческими их делают нетворческие условия воспитания и образования, в которые их помещают взрослые.
Однако, модель креативного образования, в случае ее применения в общеобразовательных школах, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, и прежде всего признания творческого отношения как главного направления в образовании и главного предмета освоения: во-первых, требуется введение в школы в качестве ведущего базового предмета — предмета «Творчество»; во-вторых, требуется переориентация всего предметного содержания образования на творческое его освоение учащимися; в-третьих, требуется перестройка структуры и форм управления системой образования на творческих основах. Такая модель креативного образования школьников сегодня теоретически разработана и частично апробирована (на основе первого издания учебника для учащихся общеобразовательных школ «Архитектура» (авторы Н. Ф. Метленков, А. В. Степанов, Москва, 1994)). Цель общекультурного архитектурного образования — развитие у детей творческого отношения, в частности — элементарных основ метода созидательного творчества, то есть тех базовых качеств, которые социально актуальны сегодня. В настоящее время сложилось так, что повсеместно, особенно в общеобразовательных школах, детей учат репродук-тивно и репродуктивной деятельности: их учат различным видам деятельности (технической, языковой, литературной, математической, естественнонаучной и т. д.), но совсем не учат творчеству. А как показывает современный массовый опыт, если начинать воспитание и образование детей не с развития у них творчества, а с нетворческого, репродуктивного, освоения ими уже сложившихся представлений и технологий различных видов деятельности (то есть как сегодня в большинстве случаев и осуществляется в школах), то очень быстро начинается процесс стагнирования учебной активности у детей. Интерес к уче- Глава I. Довузовское архитектурное образование бе у них не только пропадает, но более того, возникает и стремительно нарастает внутренний протест против учебы. Процесс воспитания и образования сильно затормаживается, а порою и вовсе останавливается. А это означает, что останавливается процесс становления личности, что представляет собой, по сути, трагедию жизни. Дети нередко впадают в затяжную депрессию, что сопровождается стрессами, неврозами и другими психическими потрясениями и даже отклонениями. И тогда на этом фоне и развивают свою активность различные антисоциальные явления: наркомания, алкоголизм и вообще разнообразные нетрудовые и криминальные формы жизни (потребительство, вещизм, воровство, проституция и др.). Так современная школа вместо воспитания человека способствует его девоспитанию, а следовательно — и деградации общества в целом. Дети же, прошедшие современную школу и каким-то образом все же устоявшие от психических расстройств или заболеваний и от социальных падений, тем не менее очень часто отличаются такими качествами, как социальная пассивность, репродуктивное мышление и деятельность по образцу, то есть как раз теми качествами, которые противоположны качествам человека постиндустриальной цивилизации — социальной активности и творческой деятельности.
Изучение средств формирования творческого отношения и, в частности, базовых средств метода созидательного творчества позволяет нам утверждать, что именно архитектурное творчество и является главным из средств на этом пути. Это обусловлено тем, что природа созидательного творчества скрыта в фундаментальных основаниях человеческого преобразующего бытия, неразрывно связанного с архитектурой. Создавая или матику призван решать целый ряд отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ или ЦНИИЭП градостроительства, жилища, объектов промышленности, спортивных сооружений, лечебных или учебных сооружений, объектов отдыха и т. д.). Для решения же образовательной архитектурной проблематики никогда не было и до сих пор нет ни специальных научно-исследовательских структур (как в других сферах деятельности), ни соответствующих условий для их созревания внутри самой сферы архитектурного образования, ни соответствующих кадров, и даже не складывается социальный заказ на профессиональные дидактические изыскания ни в государственных структурах, ни внутри профессиональных творческих организаций или научных сообществ, ни внутри учебных заведений. А если посмотреть с такой позиции на другие сферы, то можно заметить очевидную закономерность. Как только ослабевает научное обеспечение какой-либо отрасли, так отрасль начинает активно отставать от мировых достижений. Так происходит с машиностроением, с легкой промышленностью, с электроникой, с генетикой и т. д. По этой причине и отечественное архитектурное образование всегда было неустойчиво, к внешним влияниям и даже более того — плелось в хвосте европейского образования: то римско-византийского, то итальянско-французского, то немецкого, — а теперь вот собирается плестись и в хвосте англо-американского образования. То есть без активизации дидактических исследований, мы не сможем саморазвиваться. А это означает, что нельзя никак надеяться, что эта стыдливая «реформа» отечественного образования под американизм — последняя в нашей истории. Не исключено, что лет через 50, а может быть и еще раньше, мы, будем вновь вынужденно принимать «крещение» на новый образовательный стандарт со стороны какой-нибудь страны, более «ретивой», чем США. Похоже, что мы все еще — Обло-мовы, пока что упорно спим и потому — не самые лучшие. Лучшие — это те, которые постоянно ищут, экспериментируют, совершенствуют свое дело: обучающие творчеству должны сами творить все новые и новые педагогические пути вхождения в творчество. Так как же это соотносить с заявлениями, что наша школа — лучшая в Часть П. Направления развития архитектурного образования России мире? Что это: бред (любимое выражение И. Г. Лежавы), сознательное успокоение или простое, по человечески понятное, желание быть лучшими в мире невзирая ни на что? Методологически такие заявления никак не работают на развитие архитектурного образования. Они усыпляют бдительность субъектов образования и не активизируют их на новаторские поиски путей саморазвития: ведь коль у нас все хорошо и даже более того — лучше всех, то зачем нам что-то еще искать более лучшее. Мы и так — само совершенство. Именно поэтому и педагогическая наука нам видится как ненужная. Не исключено, что эта самоуспокоенность проистекает в том числе и из самой жизни нашей. По сути, сфера архитектурного образования (как, впрочем, и все другие сферы) является зеркалом политической ситуации в стране. В политике главным образом на бумаге административная экономика уступила место рыночной, а тоталитарный режим сменился демократическим. По сути же радикальных изменений пока не произошло, а порою даже напротив — экономические условия стали более жесткими. Аналогичная ситуация и в сфере архитектурного образования. Мы по-прежнему учим по одной единственной модели образования. Никаких альтернатив нет и не допускаются пока. Вкрадчивые попытки поискать что-то другое не только не поддерживаются, но встречают трудно преодолимую критику. По этой причине чуть ли не десяток лет демократии ничего не принесли в плане педагогических и дидактических новаций. Эйфория от демократии плавно перешла в поисковый инфантилизм и-в самовосхваление от бездеятельности. Так мы сотворили время зеркального авангарда и стали его пред- 1 ставителями. Мы перестали реагировать на время. Мы перестали экспериментировать, мы научились жить без экспериментов А ведь эксперимент — это главное средство реакции на время. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС возникли благодаря такой реакции на время. Но они и «умерли» по этой же причине: вследствие утери этой способности — постоянно экспериментировать. Любая школа всегда становится и развивается только благодаря экспериментам. И главное, эти эксперименты должны возникать не время от времени, чтобы ими «бросаться на амбразуры» очеред- Подготовительные курсы Московского архитектурного института приспосабливая для себя жилища или другие сооружения, человек на протяжении многих тысячелетий не только удовлетворял свою психофизиологическую потребность в искусственном пространстве, но вместе с этим удовлетворял и одновременно воспроизводил и развивал свою потребность в творческом отношении вообще и в созидательном творчестве в частно-I сти как свои атрибутивные потребности. Архитектурная дея-i тельность поэтому является той первичной деятельностью, которая легла в фундамент творческого отношения к действительности и метода созидательного творчества. Позднее, когда прикладная функция архитектурной деятельности (создание архитектурных объектов) перешла к специальным группам людей (архитекторам, строителям), фундаментальная ее функция (формирование творческого отношения и метода созидательного творчества) осталась основой материальной и духовной культуры каждого человека, без которой нет ни современного творчества человека, ни цивилизованного общества. Конечно, каждый человек рождается с созидательным творческим началом и развивает его путем включения в различные формы созидательного труда. Этот созидательный труд может быть ближе или дальше отстоять от архитектуры, но всегда, каким бы он не был, он уходит корнями в архитектурную деятельность — творческую деятельность по созиданию социально значимых пространств. Общекультурно архитектурно образованным человеком, исходя из этого, можно назвать такого, у которого сформированы: 1) основы творческого отношения, то есть — потребность в творчестве, потребность творческого созидательного отношения ко всему и в первую очередь к себе, в частности — потребность в построении себя как творческой личности, непрерывно развивающейся и постоянно требующей поэтому перестройки социальных пространств своего бытия. Такой че- Глава I. Довузовское архитектурное образование ловек, по сути, имеет основы мировоззрения и этику созидателя-творца; 2) элементы метода творческого созидательного бытия в обществе. Средства общекультурного архитектурного образования — это два основных пути формирования общекультурной архитектурной образованности, которые можно понимать как прямой путь и косвенный путь. Прямой путь получения архитектурной образованности демонстрирует нам древнейшая история. Этот путь базируется на понимании архитектурной деятельности как исходного главного звена в деле развития созидательного творчества. Ставшее сегодня расхожим утверждение «архитектура — мать всех искусств» точно выражает квинтэссенцию прямого пути к архитектурной образованности. Кто освоил основы архитектурной деятельности, тот по сути освоил азы творчества — базовые закономерности бытия искусственного мира и в искусственном мире. Не случайно такие люди легко проявляют себя в любой социальной сфере. Особенно наглядно эта форма проявила себя в Ренессансе, где архитектор был одновременно художником и скульптором, поэтом и философом, педагогом и исследователем, например, Браманте, Бруннелески, Микеланджело и др. Этот путь общекультурного архитектурного образования доказал свою эффективность тысячелетней архитектурной практикой. Косвенный путь получения архитектурной образованности представляет собой более поздние достижения общества. По иых проблем. А осуществляться постоянно, каждодневно, профессионально не удовлетворяясь сделанным и смотря вперед, без всяких на то внешних ка-таклизменных социальных или экономических побуждений. Сегодня лишь на начальных ступенях вуза еще теплятся эксперименты, продолжающие традиции ВХУТЕМАСа, а на старших ступенях вуза — тишина, «мертвый час». Что же мешает теперь нашей школе жить полнокровно, творчески — в экспериментах? Если раньше все можно было свалить на идеологические запреты, то сегодня это — в прошлом. Ограничений нет. И тем не менее, они появляются. Но появляются они уже от нас самих: или от профессионального цеха, или от администрации, хотя администраторы — сами профессионалы. Может быть, причина именно в профессионализме? Ведь сегодняшний педагог — это проектировщик. А для проектировщика все педагогические эксперименты сводятся к экспериментам с объектной типологией: отменить клуб — ввести школу, поселок заменить районом и т. д. Но архитектурная педагогика имеет дело не только и не столько со зданиями, колоннами, пространствами, сколько и даже прежде всего со становящимися творческими личностями, становящимися по своим индивидуальным закономерностям, которые надо Учебно-воспитательный комплекс Ns 1654, руководитель В. И. Метленкова (Москва) Часть II. Направления развития архитектурного образования России умело использовать в учебном процессе. Невнимание к человеческому фактору всегда приносило вред и конкретному человеку, и отрасли, и всему обществу. А в наше гуманитарно ориентированное время такое невнимание может привести к значительно большим разрушительным последствиям. Так вот, в массовом виде у нас пока что отсутствует вкус на методический поиск. Может быть поэтому уникальный методический эксперимент В. Р. Ранева не воспринялся коллегами как таковой? Его не сравнили и не сравнивают с другими методическими наработками. Практически нет сравнений и всей методики школы в целом с методиками других школ. Может быть, это и есть одна из основных причин экспериментальной пассивности школы и проявляющегося методического вакуума в школе? И вопрос — чем эта методика эффективнее другой — преждевременен? Ведь чтобы сравнивать разные методики, они прежде всего должны быть, и именно разные, и их должно быть множество. Только тогда может начаться движение в направлении поиска своего национального пути, своей школы. Без этого условия у нас нет перспектив на выживание как национальной уникальности. Без этого не выживала ни одна экологическая ниша, ни одна популяция и ни одна творческая школа. Таким образом, проведенный «Круглый стол» позволяет сделать два вывода. 1. В современном отечественном образовании сложился очевидный конфликт между целью школы и индивидуальными творческими возможностями ее субъектов. Работающая единая модель архитектурного образования явно отстала от творческих претензий субъектов образования. Это проявилось на «Круглом столе», в частности, через преувеличение роли педагога и умаление роли методики. По сути, занижение роли методики является: во-первых, косвенной оценкой практикующими преподавателями того факта, что прежние методические средства сегодня эффективно уже не работают; а во-вторых, проявлением понимания того, что ожидать появления новых методических средств не от кого, кроме как от педагогов. Поэтому в сложившейся дидактически разряженной ситуации возлагание надежд на преподавателя как на своеобразный «спасательный круг» — естественное дело. Учебно-воспитательный комплекс № 1654, руководитель В. И. Метленкова (Москва) мере выделения из архитектуры различных видов деятельности (или видов искусства — изобразительного, пластического и др.) с их обособлением в относительно-самостоятельные сферы, возник и тоже многократно доказал свое существование альтернативный подход к освоению основ творчества. Осваивая, например, средства изобразительного, пластического, конструктивного творчества или других его видов, и выражая с их помощью различные архитектурные объекты, человек преимущественно внешними, «ведческими», способами (архитектуро-ведческими, искусствоведческими) знакомится с архитектурой, формируя у себя и представления об архитектуре, и представления о творчестве. Однако, такой путь получения архитектурного образования, базирующийся в основном на модельных описаниях архитектуры неархитектурными средствами (например, изобразительными средствами на плоскости листа бумаги, кальки и т. д.), к освоению непосредственно метода созидательной творческой деятельности с необходимостью не ведет. Вследствие этого основы созидательного творчества, раскрывающие закономерности бытия искусственного мира и в искусственном мире, могут быть человеком и не освоены, а значит, может и не состояться общекультурное архитектурное образование в творческом смысле. Педагогический опыт худо- Глава I. Довузовское архитектурное образование \ жественных и архитектурных студий, которые базируются на косвенном пути, в некоторой мере подтверждает это положение. Тем не менее самые общие представления об архитектуре, о методе созидательного творчества косвенный путь позволяет учащимся получить. Базируясь на прямом и косвенном путях получения общекультурной архитектурной образованности, можно выделить в совокупности три основных типа построения содержания школьного предмета «Архитектура». На основании косвенного пути получения общекультурной архитектурной образованности можно предложить два основных тина построения содержания гикольного предмета «Архитектура»: полипредметный и монопредметный типы. Полипредметный тип построения содержания дисциплины «Архитектура» предполагает освоение учащимися как относительно самостоятельных учебных курсов «азов» каждой из сфер деятельности, некогда отделившихся от архитектуры (рисунка, живописи, скульптуры, технологии, конструирования и т. д.). В результате этого у учащихся складываются некоторые представления и об этих узких сферах деятельности, и об архитектуре, и о методе созидательного творчества.
Монопредметный тип построения содержания дисциплины «Архитектура» предполагает освоение учащимися знаний и умений в одной узкой сфере архитектурной деятельности, например, в расчетной, технологической, экономической, проектной и т. д., в результате чего учащиеся получают узкую, но достаточно глубокую подготовку в избранном направлении. О других направлениях архитектурной деятельности и о методе созидательного творчества учащиеся тоже получают некоторые представления, но главным образом, в силу внутренних Но какие же методические средства перестают сегодня работать эффективно? Во-первых, это — наш традиционный, берущий начало еще от средневековья, ремесленный метод обучения — «Делай как я!». Хотя именно этот метод и принес немало славы советской педагогике, в том числе и отечественному архитектурному образованию. Но это было вчера. А сегодня уже не только студенты протестуют против этого метода своеобразного клонирования преподавателями себе подобных, но и сами преподаватели начинают все чаще чувствовать себя неуютно в роли «бога» (всезнающего, ЧТО и КАК надо думать и делать своим ученикам), и потому стали подвергать сомнению этот метод. Причин тому — немало, но главная, пожалуй — это другое время, принесшее с собою другой менталитет и прежде всего потерю веры. Ведь этот метод как никакой другой был эффективным обучающим средством только благодаря вере ученика в учителя, в его метод как самый лучший или по крайней мере — верный. Без такой веры формула «Делай как я!» просто не работает. И именно сегодня, особенно в связи с бурно происходящими социально-экономическими преобразованиями в обществе, в частности в связи с падением административной экономики и, значит, с появлением большей возможности выбора, и в связи с резко возросшей и продолжающей возрастать информативностью о мировых процессах (через периодику, радио, телевидение, компьютеризацию, Интернет, через личные поездки), воспринимать метод конкретного педагога как «самый-самый» или как верный метод все труднее и труднее. Во-вторых, обесценивается и само предметное содержание метода. Ведь архитектурное образование до сих пор еще базируется главным образом на объектном подходе, ориентирующим- учащихся на работу с неодушевленными объектами (зданиями, сооружениями). Соответственно, и под архитектором понимается лишь проектировщик. А для обучения методу проектировщика — главное, включить учащихся в процесс реального или учебного проектирования. Но сегодня ситуация меняется. Все активнее заявляет о себе субъектный подход. Архитектор претендует на более широкий социальный статус. Он практически вышел уже за рамки •V Часть li. Направления развития архитектурного образования России проектной только своей деятельности. Архитектор берет на себя ответственность за поиск и предложение но-вационных решений, и не только пространственных, но и социальных. Он выступает так же и организатором производства или менеджером, и исследователем, и педагогом. Конечно в ситуации, когда актуальных методических средств недостает для построения эффективного учебного процесса, первой жертвой всегда бывает именно педагог, в частности — его авторитет: он начинает падать. Поэтому брошенный на «Круглом столе» клич «Вернуться к педагогу» звучит своевременно, но не более того. Далее все зависит от того, что понимать под этим кличем и под ролью педагога в учебном процессе, и как ориентироваться на это понимание. 1. Если под педагогом понимать педагога метода «Делай как я!», то этот призыв будет звучать — «Назад к педагогу!» (то есть к сильному педагогу и главное — к вере в педагога), а значит, вопреки современным тенденциям, назад в историю, что в принципе невозможно. А это означает, что такой ход — тупиковый. Ведь ситуация в образовании сильно изменилась и не только по сравнению со средневековьем, но и даже с советским временем. И главное, у субъектов образования стало более ответственное отношение к происходящим в жизни событиям: им более не на кого полагаться, их никто уже не подстраховывает (ни учитель, ни профессиональные союзы, ни государство). И вот в этой изменившейся ситуации можно представить, что сильный педагог, несущий собою единую модель образования и единый объектный подход и при этом никак не гарантирующий трудоустройства своим ученикам после освоения ими его метода, будет выдвигать студентам требования: «мне надо, чтобы вы делали то и то, чтобы вы умели делать это и это». Какова будет цена этим требованиям или в целом методу учителя^ да и самому учителю, можно представить. А в чем тогда сила педагога и зачем она ему? Как можно сильнее своим экстрасенсорным воздействием навязывать студентам (разным неповторимым личностям) эту единую модель их творческого становления? Но этот момент как раз и является отрицательным в современном образовании. Ведь чем мощнее педагог, тем больше он — диктатор, а значит, те связей изучаемого направления с другими и с содержанием творческого метода. На основании прямого пути получения архитектурного образования можно предложить один тип построения содержания школьного предмета «Архитектура» — иерархический полипредметный тип. Иерархический полипредметный тип построения дисциплины «Архитектура» предполагает в качестве главного предмета для углубленного освоения учащимися — социально ориентированную пространственную созидательную творческую деятельность, которая позволяет формировать и основы творчества, и знания о взаимосвязях личностных качеств и пространственной среды бытия человека. Но, одновременно с этим, главным предметом, просветительским или деятельностно-при-кладным методом осваивается и целый ряд смежных с ним и необходимых для его многостороннего и глубокого понимания (художественных, гуманитарных и др.). В результате обучения у учащихся формируются и основы метода созидательного творчества, и представления о специфике взаимоотношений человека и архитектуры. Все три типа построения предметного содержания дисциплины «Архитектура» жизненны и могут иметь место в школе. Выбор того или иного зависит лишь от возможностей и предпочтений педагогического коллектива. По педагогической же эффективности на первом месте находится «иерархический полипредметный» тип построения содержания, затем — «монопредметный» тип и наконец — «полипредметный» тип. Однако, указанная эффективность этих трех типов построения содержания школьного предмета «Архитектура» находится в прямой зависимости от организационных усилий, затрачиваемых педагогами на их реализацию. Более всего организационной работы как раз и требует «иерархический полипредметный» тип построения содержания школьного предмета «Архитектура», затем «монопредметный» и «полипредметный». Глава I. Довузовское архитектурное образование Уровни обгцекультурного архитектурного образования. Сложившееся школьное образование методически расчленяется на уровни («начальное образование», «среднее базовое образование», «среднее полное образование»); при этом преследуется главная цель — развитие интеллекта человека. Исходя из этой цели, естественно стремление методистов к поиску путей и средств «безграничного» и как можно более раннего развития интеллекта ребенка, о чем и говорят школьные программы. А они год от года последовательно изменяются в сторону все более широкого и глубокого введения в школьные предметы интеллектуального содержания. В этом смысле уровень образованности школьника 1-го класса от уровня образованности школьника 11-го класса различается не качественно, а только количественно: в 1-м классе школьник слабо интеллектуально развит, а в 11-м классе — более интеллектуально. Однако, разносторонние наблюдения и специальные философско-психо-логические исследования XIX-XX столетий (В. Гете, Л. Н. Толстой и др.) показывают ошибочность этого подхода к пониманию уровней образованности человека. Исходя из этого, авторы придерживаются следующей позиции: 1) процесс становления творческой личности подчиняется определенным законам и требует особых для себя условий; 2) в процессе школьного образования необходимо учитывать эти законы и условия становления творческой личности. В соответствии с этой позицией и выделяются три уровня становления архитектурной образованности. Период их смены — 7 лет — принимается в соответствии с результатами специальных исследований (Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, Р. Штайнер и др.). Первый уровень (от О до 7 лет) — это уровень непосредственно физического освоения и творения пространства своего бытия. Здесь социальное пространство понимается как реальное физическое пространство, специально созданное из каких-либо частей (из «низа» и «верха», из «левой» и «правой» половины, из «центра» и «периферии» и т. д.) или материально-конструктивных компонентов (стен, окон, дверей, крыши, забора и т. д.), то есть — реальное физическое про-
меньше он оставляет пространства для самостоятельных ответственных действий самих студентов и тем самым продлевает их безответственное детство собственным излишним опекунством (до второго курса, до третьего курса, до диплома, до первой самостоятельной работы... до пенсии). Таким образом, сильный педагог, как ни странно, не ускоряет становление молодых архитекторов, а замедляет, хотя результаты такого обучения педагог оценивает своеобразно. Когда у ученика все же что-то получается, педагог разделяет лавры его успеха. А когда у ученика ничего не получается, то педагог разводит руками — виноват сам ученик. Но по существу, за свою судьбу всегда отвечал и должен отвечать только сам человек, даже если этот человек — еще ученик, студент вуза. А ответственность его учителя — дело далеко второстепенное. Мы говорим: «Корбюзье! Какой он молодец, что успел столько много сделать!» Но ведь не говорим то же самое о его учителе: «Перре! Какой он молодец, что воспитал такого ученика!» А именно такой метод сложившегося образования — «сильный педагог — бессильный студент» — и возмущает сегодняшних демократически ориентирующихся субъектов учебного процесса. Поэтому призыв «Назад к педагогу!» (к сильному педагогу и к вере в педагога, в его особые экстрасенсорные способности) будет означать не что иное как попытку продлить жизнь старому средневековому методу «Делай как я!» в тех новых для него условиях, в которых он обречен на умирание. А такая ориентация не только ничего не изменит в образовании, но даже и усугубит его сложившееся положение, ускорит его продвижение в исторический тупик. 2. Если же под педагогом понимать педагога современного метода, то призыв «К педагогу!» будет означать — «Вперед к педагогу!», к педагогу, понимающему: — что ситуация в образовании из менилась и непрерывно меняется, и поэтому — прежние средства уже не работают так эффективно, как раньше; — что сегодня цена опыта упала, это уже — не фонарь, указывающий путь вперед, а груз, тянущий вниз; — что поэтому нельзя просто преподавать, то есть нельзя просто нести опыт, который давно уже не актуален; Часть II. Направления развития архитектурного образования России — что сегодня поднимается цена на методику, но на новую методику, которую как некий шар надо наполнять и наполнять актуальными средствами, чтобы на этом шаре подняться над современными проблемами и таким образом увидеть их как можно полнее, а в конечном счете и справиться с ними; — что сегодня нельзя быть владеющим методикой — можно быть только постоянно овладевающим этим быстро меняющим свое содержание средством; — что нужно искать все новейшие и новейшие методические средства; — что к новым методическим средствам нет иного пути, кроме пути экспериментов; — что без экспериментирования нельзя сегодня быть в педагогике, и поэтому — надо экспериментировать и весьма активно экспериментировать по всем направлениям архитектурного образования; — что, в связи с этим, современный педагог — это педагог-экспериментатор. Поэтому, призыв «Вперед к педагогу!» в современном звучании означает «Вперед к педагогу-экспериментатору!». А что значит быть педагогом-экспериментатором? Это значит быть в первую очередь исследователем и только затем — педагогом, способным доносить результаты своих исследований до учащихся и превращать непосредственно сам исследовательский процесс в эффективное дидактическое средство. А этот путь есть новый путь и в архитектурной науке, путь субъектной науки: человеческой и очеловеченной. А это значит, и научная часть архитектурного вуза должна переориентировать свое внимание при подготовке научно-педагогических кадров с объектных типологических исследований на субъектные деятельностные. Но кажется, что вузовская архитектурная наука Kf таким переменам еще не готова. А уж тем более к ним не готовы управленческие структуры архитектурным образованием. А из этого следует, что актуальным педагогическим экспериментам сегодня еще не будет зеленого света, а значит, отечественное образование по крайней мере в ближайшее время по прежнему будет обречено на отставание. Но чтобы все же начать перестраивать эти отношения, самое важ- Общеобразовательная школа № 73, руководитель И. Н. Ашмарина (Москва) твии с этим, потребность и умение создавать собственные личностные пространства как реальные физически можно понимать как пространственное творчество первого уровня. Таким творчеством человек овладевает в первую очередь и в филогенетическом, и в онтогенетическом смыслах, на что указывают и антропологи (К. Леви-Стросс), и психологи (см. Ж. Пиаже). Поэтому физический подход к пространству и проявляется каждый раз у ребенка, впервые сталкивающегося с пространством как с некой физической реальностью. Это происходит главным образом в период от О до 7 лет его жизни, когда активно формируется тело ребенка, его физическая конституция. Второй уровень (от 7 до 14 лет) — это уровень эстетического освоения и творения пространства своего бытия. Здесь социальное пространство понимается как пространство, созданное и функционирующее в соответствии с некими эстетическими принципами и образами взаимосвязи его составляющих реальных компонентов — как художественное пространство, эмоционально переживаемое: пространство добра, пространство тепла, пространство сладости, пространство веселья, пространство свободы, пространство творчества и т. д. В соответствии с этим положением, уме-., ние создавать личностные пространства, части которых организованы по какому-либо образу, можно понимать как пространственное творчество второго уровня. Творчеством на эстетическом уровне человек склонен овладевать, как правило, в период становления и развития его психических свойств, душевных качеств, эмоционального мира и художественных представлений. Третий уровень (от 14 лет) — уровень интеллектуально освоения и творения пространства своего бытия. Здесь соци- Глава I. Довузовское архитектурное образование альное пространство понимается как пространство, созданное и функционирующее в соответствии с каким-либо социальным смыслом, выраженным в виде теоретического принципа или концепции: как концептуальное пространство (например, иерархическое пространство, демократическое пространство и т. д.). В соответствии с этим умение создавать личностные пространства как пространства, наделенные различными социальными смыслами, можно понимать как пространственное творчество третьего уровня. Творчеством этого уровня человек склонен овладевать в период становления духовных качеств, интеллекта, научных представлений. Представленная трехуровневая динамика становления творческой личности и ее метода пространственного творчества положена в основу структурирования школьного процесса формирования обпцекультурной архитектурной образованности на три этапа, где параллельно с освоением основ метода пространственного творчества происходит и знакомство непосредственно с архитектурой: с ее объектной типологией (дом, улица, город и т. д.), с аспектами архитектурного содержания (материально-констр уктивным, функционально-формальным и т. д.), с методом создания и потребления архитектуры, то есть в конечном счете происходит знакомство с основными закономерностями устройства и функционирования искусственного мира бытия любого человека.
В соответствии с этой моделью становления творческой личности, уровни школьной общекультурной архитектурной образованности можно конкретизировать и представить" в виде трех этапов. ное, что нам нужно — это понять, что из любого тупика (дыры или пропасти) нас никто и никогда не вытащит. Не вытащит именно туда, куда нам хочется: на самые вершины. По крайней мере, нас могут лишь сдвинуть с места или чуть подтащить куда-нибудь и не более. Туда, куда нам хочется, мы должны тащить себя сами, не полагаясь ни на зарубежные методические разработки, ни на помощь философов или психологов. Ведь если мы компетентны, чтобы учить студентов мыслить (творчески, нестандартно), то, следовательно, мы должны быть компетентными и совершенствовать этот образовательный процесс. Мы должны сами выработать механизм продвижения отечественного архитектурного образования по пути его саморазвития, и прежде всего обратить внимание на следующие 4 его звена: 1) ввести статус авторских школ; 2) начать психолого-педагогичес-ки образовывать архитекторов. Сегодня цена теоретической образованности педагогов резко возрастает в мире. И сами педагоги сегодня намного активнее стремятся к пониманию сути своей деятельности и к управлению ею самостоятельно, не исполняя только указания «сверху». И студенты сегодня как никогда хотят получать более эксплицитные знания, внешне представленные, которые можно заранее видеть и выбирать или не выбирать для глубокого освоения. Учиться «втемную», доверяясь только учителю, сегодня не модно; 3) создать условия для проведения поисковых экспериментальных исследований; 4) активизировать фундаментальные дидактические исследования, вплоть до создания специализированных исследовательских центров. 2. По существу, в архитектурном образовании сегодня уже сложилась ситуация существования не одной, а по крайней мере двух педагогических линий: 1) традиционной проектной линии с ее ведущим методом «Делай как я». Педагогам этой линии методически все ясно, главное для них — ничего не надо менять. И это понятно. У метода «Делай как я» не было, нет и никогда не может быть методики. Поэтому на «Круглом столе» и проявился вдруг такой сильный протест против методик. Этот метод — метод только одного учителя. Он живет лишь со своим носи- •X Часть II. Направления развития архитектурного образования России телем и представляет собою по сути индивидуальные психологические «одежды» общего проектного метода «Делай как я»: у одного педагога — это вздохи и жесты, у другого педагога — это указания на образцы (конкретные как у Б. Г. Бархина, отвлеченные как у В. И. Жолтовского: «Смотри в цветок. Гам все есть»); 2) педагогической поисково-экспериментальной линии, у педагогов этой линии, напротив, — множество методических и профессиональных проблем, решением которых они заняты: этой проблема комбинаторной разминки (Е. С. Пронин), это и проблема пространства как предмета учебного освоения (В. Р. Ранее), это и проблема сочинительства (И. И. Богомолов), это и проблема иных методов решения архитектурных задач (А И. Фирсов) и т. д. Таким образом, мы уже обречены на сосуществование, а значит и на взаимодополнения этих двух педагогических линий, а если в этой ситуации смогут появиться еще и третья, четвертая, пятая и другие линии, то тем самым мы будем все ближе и ближе приближаться к понятию «современная архитектурная школа», и главное — тем самым будем более активно способствовать проявлению индивидуальных творческих возможностей педагогов и студентов и тем самым будем более направленно способствовать развитию отечественной архитектурной школы по пути ее индивидуальности, неповторимости. Довузовское образование Метленков Н. Ф.: Мы живем в сложное время. Повсеместно сложившиеся ценности утрачивают свое значение, а новые часто не возникают тут же взамен утраченным. Интеллектуальный вакуум становится характерной чертой нашего времени. В связи с этим значительно большая нагрузка и ответственность падают сегодня на науку и в частности на исследователей, от которых практика как ни в какое другое время ждет конструктивных результатов: выявленных закономерностей, перспективных предложений. Аналогичная ситуация имеет место и в архитектурном образовании. Основной вопрос, который сегодня интересует большинство исследователей архитектурного образования, — это вопрос о смысле и содержании современного архитектурного образования. Общеобразовательная школа № 73, руководитель И. Н. Ашиарина (Москва) Первый этап (1-4 классы) ориентирован на освоение пространственного творчества первого уровня: творения пространства на уровне его физической сущности. Второй этап (5-8 классы) ориентирован на освоение пространственного творчества второго уровня: творения пространства на уровне его художественно-эстетической сущности, образного строя. Третий этап (9-11 классы) ориентирован на освоение пространственного творчества третьего уровня: творения пространства на уровне социальных смыслов. Параллельно с освоением метода пространственного творчества на каждом из этапов могут осваиваться и другие методы творчества (изобразительные, пластические, сценические, драматургические и др.) как относительно самостоятельные или прикладные по отношению к пространству, что в целом позволяет к тому же воспитывать у школьников и плюрализм мышления, и демократизм отношений, и понятие о синтезе искусств в архитектурной среде. Структура общекулътурного архитектурного образования включает преимзш],ественно общеобразовательные учебные учреждения: 1) учебно-воспитательные комплексы (детские сады с начальными классами), где в основном практически ведется работа с детьми; 2) общеобразовательные школы или гимназии, где предмет «Архитектура» вводится в расписание занятий на общих основаниях как базовый предмет, а также может осваиваться и как предмет дополнительного образования для детей с углубле^нным изучением архитектуры. Таким образом, опыт в допрофессиональном архитектурном образовании накоплен немалый, и, что важно, он продол- Глава I. Довузовское архитектурное образование Общеобразовательная школа № 73, руководитель И. Н. Ашмарина (Москва) жает развиваться. Но на сегодняшний день ясных, а тем более Конечно, наша цель — разработать программное обеспечение школьного архитектурного курса, но, очевидно, не в том смысле, который нередко подразумевается под этим: как пропедевтический курс довузовской профессиональной подготовки, где должны готовиться дети для поступления в архитектурный вуз. Этот курс должен носить скорее общекультурный статус, чтобы посредством него любой ребенок мог бы получать тот минимум архитектурной культуры, который необходим каждому человеку, живущему в архитектурной среде. Но такое понимание школьного архитектурного образования потребует от нас раскрытия понятия общекультурного архитектурного образования. Вот именно такого рода программного обеспечения для преподавания архитектуры в школах сегодня не существует. Степанов А. В.: Архитектура как феномен культуры — не менее уважаемая, чем литература, живопись и музыка. Каким-то образом архитектуру выкинули из этого перечня, и от этого наше общество потеряло определенный уровень культуры. Теперь бы надо вновь вовлечь архитектурные знания в культуру, чтобы поднять ее уровень, а архитектуру сделать разумным инструментом культурной жизни человека. Сложившуюся неразумность нашей школы в отношении к архитектуре надо бы теперь исправить. Травинский В. И.: Да, с учетом того, что во многом придется пробивать заскорузлую идеологию современной методической системы школьного образования и в тактическом смысле правильней разрабатывать программу для специализированной школы. Может быть, с точки зрения идеологии это не самый хороший путь, но с точки зрения внедрения в жизнь — предпочтительный. А через идеологию — путь всегда очень трудный. Метленков Н. Ф.: Тогда одной из основных задач нашего семинара, семинара методологического, а не методического, следует, пожалуй, рассматривать задачу переосмысления содержания таких понятий, как «современное архитектурное образование», «современное школьное архитектурное образование» (какое архитектурное образование должно быть в школе и чем оно должно отличаться от архитектурного образования в вузе, от архитектурного образования, которое сегодня по- ■^, лучают дети в студиях), «архитектурная образованность», «общекультурная архитектурная образованность». Только после раскрытия содержания этих понятий можно переходить уже к непосредственной разработке школьного архитектурного учебно-методического комплекса. Кириллова Е. В.: Методологический уровень — это установка. Подобная установка на нашем семинаре — это концепция, она вырабатывается нами сообща, каждый вносит свое и каждый может взять из работы семинара свое. Но ясно, что эта модель будет Date: 2015-06-08; view: 1667; Нарушение авторских прав |