Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дом над водопадом, арх. Ф. Райт, 1936 г
происходяш;им изменением статуса всей человеческой цивилизации: она переходит с промышленной на постиндустриальную ступень развития.
Качественные изменения в обществе определяются тем постиндустриальным переходом, который осуществляет наша цивилизация сегодня на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий. Этот переход предсказывали и описывали многие }Д1еные. Так, французский социолог Р. Арон теоретически доказал, что постиндустриальная цивилизация неизбежно и довольно скоро сменит современнуЬ промышленную цивилизацию, и более того, (он показал, что во 2-й половине XX века уже начался этот I (процесс перехода общества на постиндустриальные рельсы. /Американский социолог О. Тоффлер установил, что с середины XX века уже начался реальный процесс становления новой цивилизации — цивилизации электронных орудий труда, которая со временем сменит предшествующую ей цивилизацию железных орудий труда с точно такой же неизбежностью, как цивилизация железных орудий труда некогда сменила предшествующую ей цивилизацию каменных орудий труда. Сегодня уже очевидно, что современная промышленная цивилизация, где главной ценностью всегда выступали различные машинные технологии, а человек, их сотворивший, был всего лишь послушным исполнителем, функционером, одним из «винтиков» различных анонимных механизмов, обеспечивающих функционирование этих технологий, завершает свой путь. Теперь уже очевидно, что на рубеже 2-го и 3-го тысячелетий наша промышленная цивилизация действительно стала переходить в свое новое качество, хотя и через тяжелейший социально-экономический кризис. Ряд ученых предсказывают новой цивилизации более человеческое лицо, называя ее иногда буквально «человеческой». Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Дом на Моховой, арх. И. Жолтовский, 1934 г. Обосновывается это тем, что сегодня общество нодощло к такому рубежу своего научно-технического и индустриально-экологического бытия, когда оно должно по необходимости перестроиться именно на антропологические основы. Ведь человечество создало уже столько различных технических приспособлений, что стало практически балансировать на грани самоуничтожения. Оно может или своими неэкологическими действиями в очень короткий срок сделать непригодной к жизни всю земную атмосферу и, таким образом, обречь себя на медленное умирание. Оно может и вовсе одним разом с помощью накопленного огромного ядерного потенциала уничтожить всю планету Земля вместе с собой. Поэтому справедливы призывы ученых сделать постиндустриальную цивилизацию именно человеческой, в противном случае, по выражению К. Леви-Строс-са, может вовсе не стать никакой цивилизации. Студент на них отвечает и компьюте/з оценивает, принят он в университет или нет. Вопросы общетеоретического характера, общемателютического. Мне говорили, что вопросы составляли около 150 специалистов (медики, физиологи, гигиенисты). Но самое интересное, что эта система практически не пропускает женщин на архитектурные специальности. Из 50 студентов примерно 2—3 женщины учатся на архитектурных факультетах. Если абитуриент не поступил, он может сдавать второй раз, но за это надо платить и стоит довольно дорого. Анисимов Ю. В.: А потом, все школы ждут аккредитации специальностей. Чтобы получить аккредитацию, надо быть в каких-то определенных рамках, 'к тебе придут с одними требованиями, а у тебя окажутся совсем... другие. Наверное, какая-то общая канва должна быть. Метленков Н. Ф.: Мы видим, что сегодня чиновники хотят подстроить российское образование напрямую, прикладным путем, под сложившийся уже стандарт образования в англо-американских странах. Мы осуждаем, и справедливо, этот подход за прикладниче-ство. Но можно ли уйти от «прикладни-чества» в этой и подобных ситуациях? Можно и нужно. Но для этого нужно идти иным путем: не от практики зарубежной к практике отечественной напрямую, путем внедрения различных моментов, а от практики зарубежной нужно восходить к ее методологии, затем разрабатывать методологию собственного образования и только после этого внедрять вновь разработанную методологию в отечественную практику. Иначе говоря, сегодня главным вопросом для отечественного образования предстает не практический вопрос «как обновиться за счет западного образования?», а теоретический воп-1 рос — «какова методология совершен,-ствования российского образования?» Методологическая же ситуация сегодня в сфере образования бакуум-ная. Методология, которая была, обесценилась, вследствие чего и практика образования зашла в тупик. Новой методологии нет и приобрести ее прикладным путем, путем заимствования с Запада, невозможно — это иной уровень, уровень парадигмально-мировоз-зренческий. Собственную методологию можно только разработать своими силами, с учетом всей сложности социокультурной ситуации в России. Поэто- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России F му сегодня главной проблемой в отечественном архитектурном образовании является проблема разработки методологии его совершенствования под новые социально-экономические условия в обществе. И в этом смысле анализ зарубежного образовательного опыта под методологическим углом зрения сегодня намного ценнее, чем практический прикладной взгляд. Метленков Н. Ф.: Все изменяется со временем. Периодически и общество производит переоценку созданных ци-вилизационных ценностей. То, что некогда существовало незаметным, вдруг приобретает ценность. А то, что считалось первостепенной значимостью, спустя какое-то время уходит на вто-рые-третие планы, а то и вовсе забывается. Например, сады Семирамиды. Многие ли сейчас знают это одно из семи чудес Древнего мира. Особенно активно пересмотр ценностей происходит на «рубеже времен»: на рубеже столетий, а тем более — на рубеже тысячелетий. Сейчас мы наблюдаем именно этот процесс. Менталитет современников изменяется буквально на глазах. Соответственно, меняется и профессиональный менталитет. Некоторые тенденции едва заметны, другие уже очевидны. Так, в силу ряда обстоятельств мы совсем еще недавно несколько недооценивали отечественные достижения и соответственно переоценивали достижения соседей, особенно западных. Почему это было так — особая тема, которую здесь мы не планировали обсуждать. То ли это происходило из-за «железного занавеса», ограничивавшего непосредственные контакты и с зарубежной архитектурой, и с зарубежными архитекторами, то есть из-за недостатка ^информации. Толи — в силу ношей природной устремленности на передовые рубежи мировых достижений, требующей критического отношения прежде всего к собственным вчерашним достижениям ради завтрашних новых открытий. Но факт именно таков. Однако, сегодня и в обществе, и в архитектурной профессии цена отечественных достижений и вклада наших соотечественников в мировую культуру стала резко возрастать. Явно наблюдается возрождение патриотического самосознания в обществе. На это нельзя не реагировать, особенно историкам, педагогом, проектировщиком. Стали заметно изменяться и представления об архитектурной деятель- Проект Дворца Советов, арх. Б. Иофан, 1932 г. Некоторые перемены, происходящие в обществе уже сегодня, в определенной мере подтверждают такие прогнозы. Среди них — два факта. Первый факт — активно развивается, претендуя на занятие лидирующих позиций, новый способ производства — способ персонифицированного производства, основанный на высоких компьютерно-роботизированных технологиях.^ Второй факт — активно проходит процесс демократизации общества, в частности — процесс принятия многими странами демократических конституций. А такие фундаментальные перестроечные процессы в обществе для сферы образования уже в ближайшее время обернутся тем, что принципиально изменят содержание социального заказа на образование. Социальный заказ на творческую личность. Из истории известно, что каждая цивилизация создает свой идеал образованного человека. Ремесленная цивилизация создала идеал ре- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
в) Date: 2015-06-08; view: 673; Нарушение авторских прав |