Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здание Центросоюза, арх. Л. Корбюзье, 1928 г





менности уже устарели, а тем более с точки зрения требований завтрашнего дня. Да и сами западные страны тоже не во всем удовлетворены своим образованием.


рославянском языке. Но увидев, что на Руси еще нет письменности, греки по­няли, что им придется заниматься сна­чала вовсе не переводом библии с гре­ческого на старославянский, а заклады­вать основы письменности. И они реши­ли эту задачу, предложив по образцу греческого алфавита старославянский алфавитглаголицу.

Спрашивается, почему на Руси не оказалось умных людей для такой рабо­ты: ни среди культовых служащих, ни среди дипломатов, ни среди исследова­телей-путешественников и купцов, ко­торые наверняка знали, что и в запад­ных, и в восточных странах уже суще­ствовала письменность? Почему наши предки не смогли создать собственную письменность своими силами? А вос­пользовались вот таким легким путем? Взяли и пригласили варягов, и они сдела­ли ту работу, которую должны бы сде­лать только сами славяне.

Потом, в конце IX века путем кор­ректировки глаголицы появилась кирил­лица, но опять же за основу было взято греческое уставное письмо. Затем в 1709 году при Петре /ив 1918 году при Ленине еще корректировали алфавит, но вновьпод европейские образцы, образцы голландско-немецкого право­писания.

Церковно-монастырские школы на Руси также произошли от церковно-мо-настырских школ Византии.

Возникновение университетов и академий в петровской Россииэто тоже шаги вторичной культуры. Этоподражания новым формам европейско­го академического образования.

)

В архитектурном отечественном образовании обучение в «командах» тоже происходит от европейского средневекового обучения по профессио- \. нальным «цехам» (Д. В. Ухтомский, ^ В. И. Баженов, М. Ф. Казаков).

Значительное расширение в рос­сийском архитектурном образовании в < XVIII веке академических форм и в час­тности блока искусств (живописи, скульптуры и особенно рисунка)это тоже шаги по внедрению европейского и особенно франко-итальянского опыта (И. И. Бецкой).

Л

ВХУТЕМАС стал результатом вне­дрения немецкого опыта обучения по мастерским актуальному в начале века промышленному дизайну, начатого в БАУХАУЗе.

Таким образом, Россия именно в периоды реформ все время догоняет уходящий поезд европейского образова-



Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России


ния и как правило не руками специалис­тов, а руками государственных чинов­ников. Потом, когда за дело берутся специалисты, образование подтягива­ется и даже делает прорывы по неко­торым направлениям, выходя на уро­вень «впереди планеты всей»: литера­турно-философское образование в XIX веке, научно-техническое образование в XX веке, тот же ВХУТЕМАС и др.

Не удивляют с этой точки зрения и современные аналогичные реформа­торские шаги в отечественном образо­вании. Они продолжают реализовать и тем самым по прежнему утверждать статус отечественного образования как образования вторичного.

Но тем не менее, сегодня отличие предлагаемой чиновниками реформы отечественного образования от всех предыдущих реформ есть, и оно, к со­жалению, не в лучшую сторону.

Прежние реформы делались с бла­гими целями. Каждый реформатор, по крайней мере, думал, что вот он дела­ет последний прорыв в отечественном образовании (Петр I, Екатерина II, Па­вел I и др.). Реформаторы сознательно и даже волюнтаристски сближали ев­ропейскую и российскую культуры с той целью, чтобы, начиная с этого старта, затем Россия сама уже смогла совершенствовать собственное обра­зование и показывать пример европейс­ким странам. То есть, прежние рефор­маторы подходили к образовательным реформам в определенной мере патри­отически, как граждане своей страны.

Сегодняшние же реформаторы вы­биваются из этого ряда. Ибо они изна­чально и сознательно предлагаемой ре­формой закладывают основы совсем не того, чтобы отечественное образова­ние смогло когда-нибудь обогнать евро­пейское образование, и даже не того, чтобы оно хотя бы приблизилось к ев­ропейскому, а совсем наоборот. Они предлагаемой реформой закладывают основы отставания российского обра­зования от мировых достижений и даже от собственньщ отечественных дос­тижений, сделанных в советское вре­мя. Так как если реализовать этот чи­новничий проект реформирования обра­зования по всем его основным парамет­рам, то общее российское образование приблизится к образованию стран тре­тьего мира. И это не обязательно аф­риканские страны. Сегодня этоуже и ряд европейских стран. Даже те стра­ны, которые некогда задавали тон ев­ропейской образованности: Греция, Еги-



Так почему все же наше общее образование пошло по этому первому пути реформирования, по пути заимствования образо­вательных моделей? Версий по крайней мере — две.

Первая версия — политическая. То есть, провести именно такую реформу было политическим решением с целью быстро­го разрушения всего, в том числе и образования, что хоть как-то напоминало СССР, и при этом сделать вид, что создано нечто новое и лучшее. И этот путь обеспечил такой результат. Он позволил быстро, дешево и наглядно продемонстрировать «ре­форматорские» результаты, показать прежде всего, что нечто «новое» создано, а лучшее оно или худшее, станет ясным позже. Главная же цель — разрушение старой системы образования — легко была достигнута этим путем.

Вторая версия — аппаратная. Это было сделано чиновника­ми — непрофессионалами в области образования, но перепол­ненными исполнительским менталитетом и соответствующим рвением. Характерно, что отечественное образование и прежде нередко реформировалось именно не специалистами в области образования — чиновниками, и потому реформировалось тоже как вторичное.


Жилой дом, арх. И. Голосов, 1923 г.

Так, в Европе до XVII века господствовала по существу итальянская образовательная система, которая через Визан­тию пришла и в Россию. В конце первого тысячелетия, при переходе с деревянного на каменное строительство, нашей стра­ной были восприняты не только европейские конструктивные системы архитектурных объектов, но и европейская средневе­ковая система цехового, «командного», архитектурного образо­вания, которая просуществовала как ведущая до XVIII века.



Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России


шшт UJIS.S.







Date: 2015-06-08; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию