Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиционное упражнение. Выявление работы материала и равновесие, рук. Н. Ладовский, 1922 г
лидеров, организующих различные спекуляции в борьбе за власть, и не только финансовые, но и идеологические, в частности в виде огульной дискредитации прошлого опыта. А огульная критика прошлого страны ведет к разрыву естественной связи времен. Молодежь стала отчуждаться от опыта предшествующих поколений, что усилило социальное одиночество молодежи, а тем самым и расслоение общества и деструктивные процессы в стране, что и привело к падению престижа образования. Падению престижа образованности способствует в определенной мере и господство в сфере образования неактуальной сегодня авторитарной педагогики, основанной на представлении, что ученик есть только объект педагогического воздействия. Особенно распространен этот метод в общеобразовательной школе. Если в советской школе этот педагогический принцип несколько сглаживался многочисленными олимпиадами и кружками по интересам в домах пионеров и двор- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Павильон «Махорка», арх. К. Мельников, 1923 г. цах культуры, где ученик мог проявить свою индивидуальность, то теперь ученика учат отвечать на вопросы, а не зада- | вать их. Ученикам сообщают уже готовые ответы на вопросы, \ которые они не задавали. А такой метод, где обучение и даю-1 щий знания превалируют над процессом познания и познаю-| V щим, подавляет личность ученика и приводит к утрате всячес4 кого интереса к учению и к подавлению творческих наклонностей. Нетворческая авторитарная педагогика не дает возможности проявиться во всей полноте разнообразным творческим способностям учащихся вузов, выравнивая последних под единые усредненные требования и формируя их тем самым не как творцов, а как хороших исполнителей. Естественно, что вследствие получения нетворческого авторитарного образования выпускники и школы, и вузов мало что смогут сделать для развития избранной ими профессии, а в конечном счете и для общества. В свете этого, актуальными проблемами совершенствования отечественного архитектурного образования предстают следующие две проблемы; во-первых, проблема активного развития сферы производства и производительного труда в стране, а во-вторых, проблема изменения сути педагогического метода, проблема замены нетворческой авторитарной педагогики творческой личностной педагогикой — креативной педагогикой. нос четыре с половиной пода выбрали, я не знаю, насколько это правильно). Надо просто разобраться: что мы понимаем под бакалавром, поскольку у них свои представления на этот счет. Во всяком случае «бакалавр архитектуры» — это первая профессиональная академическая степень и в подавляющем большинстве случаев присуждается после пяти лет обучения, причем — в архи- \ тектурных школах с большим опытом \ подготовки, с великолепным методическим обеспечением обучения, с устояв- \ шимися традициями, к которым следо- ' вало бы внимательно отнестись. Наконец, кроме бакалавра архитектуры есть еще академическая степень бакалавра наук или бакалавра искусств (гуманитарных наук). Она присуждается после четырех лет обучения (за год до бакалавра архитектуры). Человек, который имеет эту степень, не имеет права заниматься профессиональной деятельностью, но он, окончив определенную учебную программу, скажем, в Массачусетсе, может со своим сертификатом четырехлетнего бакалавра поехать дальше в Иллинойс и там продолжить образование для получения степени бакалавра архитектуры. Последняя дает право самостоятельной архитектурной практики в качестве исполнителя, за исключением права открывать собственную мастерскую и официально использовать звание «архитектор». Студент знает, что если в этом университете лучше поставлены дисциплины начального цикла, он специально поступает сюда на получение степени бакалавра наук (искусств), а затем продолжает обучение на бакалавра архитектуры в Иллинойсе, а на магистра архитектуры — еще где-нибудь, может быть в Монреале и т. д. Метленков Н. Ф.: На первый план сегодня выходит личность, к чему мы периодически возвращаемся. Основной носитель культуры — личность; я имею в виду и личность преподавателя, и личность студента. Основной носитель всего социального содержания — субъект, единица общества — человек. Сегодня, как мне кажется, нужно выходить на это, как на главное содержание, не становиться на позицию, когда мы по своему разумению даем студенту техническую, художественную, гуманитарную подготовку, а выходить на свободную траекторию полета, исходя из которой обучающийся и обучаемый в союзе, соприкасаясь, объединяясь, переговариваясь в разных местах, при M>f Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России разных обстоятельствах, вырабатывают траекторию учебного процесса. То есть основным источником квалификационных требований становятся студент и преподаватель. Сидоров А. К.: Где-то в 60-е годы такое мнение сложилось, что нужно приравняться канадской школе к английской, добиться признания английскими университетами. Канадцы начали в этом направлении работать и сформулировали принцип изменения своей программы того периода. Такие принципы мы формулировали тоже, они по существу являются общечеловеческими. Но мы не внедряли это, а они внедрили. С этого началось, мы считаем, в какой-то степени отставание нашей школы. Что это за принципы?Я просто процитирую Вам выписку. Образовательная программа должна быть основана на самостоятельной свободной изыскательской работе студентов. Такая программа получила законченную форму примерно 30—35 лет назад. Возлагая на плечи студента ответственность, побуждая его искать знания и советов для решения взятой им на себя задачи. Этот процесс требует больших усилий как со стороны студента, nioK и со стороны преподавателей. Чтобы добиться высокого уровня знаний по этой системе, нужен более открытый подход к работе, не соревнование двух сторон, а общий взаимный интерес к взглядам, переживаниям и даже предрассудкам участников общего дела. После того, как примерно 10— 15 лет эта система внедрялась, к 70-м годам она приобрела законченный вид. Идея подобного подхода была внедрена во все предметы канадской школы. Поэтому нужно ее с этих позиций рассматривать. Мне приходилось присутствовать при том, как профессор физики проводил первую беседу со студентом. Студента спрашивают: что бы он хотел изучать по физике. Студент заранее просмотрел литературу, подготовился в библиотеке и пришел со списком литературы, которую он хочет изучать по этому предмету. Преподавателе, просматривая список литературы, к примеру, может быть согласен, в таком случае оба подписываются под этой программой. Либо преподаватель видит, что этой литературы недостаточно. Он говорит: «Не будете ли Вы возражать, если я Вам порекомендую еще один источник?» Студент отвечает: «Не возражаю». Преподаватель: «Запишите. Вы будете сдавать по этим источникам». Учебника Иностранный отдел Сельскохозяйственной выставки, арх. В. Щуко, 1923 г. Таким образом, сложившуюся ситуацию в образовании в на-стояш;ее время, когда образование должно активно и качественно преобразовываться, а на самом деле этого не происходит, можно характеризовать по крайней мере как неадекватную требованиям времени. Некоторые, частично обозначенные выше, изменения в сфере образования происходят, но они носят в основном количественный техногенный характер и лишь отвлекают от действи- v тельных преобразований. Ведь сегодняшняя проблема реформи-/ ф; рования образования имеет не техническую природу, а социо-/i/^ культурную и социально-экономическую, и должна решаться именно на этом пут. Образование должно рассматриваться час-(тью культурного возрождения страны, поскольку эффективнее "других сфер способно менять социокультурные ориентиры, иначе расставлять социальные приоритеты, формировать характер и. менталитет обш;ества (укрепляя их или напротив — разрушая). ') '~" В связи с этим, актуальной становится проблема не любого реформирования отечественного образования, а такого, которое выводило бы. сферу образования на передовые позиции в стране и в мире для того, чтобы образование могло выполнять свою естественную роль — роль опережающей сферы в обществе, то есть сферы, укрепляющей и развивающей общество на пути социального прогресса. Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России И а-ю ю :м в е- i i-j |f|/ Два подхода к реформированию образования Для российского образования всегда существовала в прошлом и сегодня еще существует проблема выбора одного из двух альтернативных путей реформирования отечественного образования: 1) путь заимствования и внедрения в учебные процессы уже апробированных моделей из «развитых» стран Запада; 2) путь разработки и внедрения в учебные процессы собственных моделей развития системы отечественного образования. Изучение возможностей каждого приводит к убежде--^ нию в ценности для нашей нынешней отечественной ситуации именно второго пути. Первый путь, путь заимствования и внедрения в учебные процессы уже апробированных моделей из «развитых» стран Запада, с прагматической точки зрения является самым легким и быстрым, а с экономической точки зрения самым дешевым для создания любой иной (даже не обязательно лз^шей) ситуации в образовании. И может быть поэтому, этот путь выглядит предпочтительным.
Но с теоретической точки зрения, для построения новаци-онных социокультурно значимых образовательных систем этот путь бесперспективен. Он не ведет к действительной социаль- как такового там нет, литературы масса, особенность этого образования в том, что студент обязан не только прослушать курс, но и выбрать то, что он хочет. Вот это основа самостоятельности и творчества студентов. Второй этап, где-то конец 70-х годов. В этот период появилась идея расширить подход принципом энергосбережения. Одно это слово вошло во все предметы, на архитектурной подготовке оно тоже сказалось. Это наиболее рациональное, наиболее экономичное решение. С конца 70-х годов этот принцип дополнил самостоятельный труд студента и, наконец, в середине—конце 80-х годов появился еще единый принцип, которым сейчас руководствуются студенты и преподаватели и под который все программы переработаны — это формирование профессионального отношения к человеку: все через человека, удовлетворение всех потребностей человека. Это привело к тому, что появились такие предметы, как психология, экология человека, и они стали обязательными предметами. Это, скажем, география окружения, озеленение, биологические формы, потребности и интересы человека, его строение, его поведение в условиях современных стрессовых ситуаций, дается очень многое для проектирования. И когда сравниваешь, образование — вроде бы очень простое и даже кажется упрощенным. Но когда посмотришь, что ими сделанное уже осуществлено в натуре, то возникает совершенно другое впечатление. Кийненко К. В.: Все архитектурные школы (или почти все) — при университетах, по сути дела, это университетское образование, в этом разница, на мой взгляд, между профессиональным обучением и архитектурным образованием. Высшее профессиональное обучение — это из сферы «подготовки специалистов», то, как трактовалась наша деятельность долгие годы, а высшее архитектурное образование — это, все-таки, возможность самореализации личности. В этом смысле, я считаю, наш закон об образовании прав, он правильно расставил акценты, в том смысле, что сначала идет цель предоставить личности возможность самореализации, а потом удовлетворить потребность общества в профессиональных кадрах. При наличии двух концепций обу-^ чения, — «подготовки кадров» (ведомственной) и «самореализации личное- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России
ти» (гуманитарной), — школ, придерживающихся второй из них, подавляющее большинство. В зарубежном опыте впечатляет также и то, что практически отсутствуют какие-либо формы жесткой регламентации архитектурного образования. Ограничений по существу нет, большинство вопросов решает сама школа, и эта свобода начинается с разработки модели специалиста, а затем — через модель учебного плана — формирование самого учебного плана. И заканчивается — свободой поведения отдельного преподавателя, которого, вы это знаете хорошо, тоже никто не регламентирует. Если Вас приняли в штат кафедры. Вам оказали доверие, то что конкретно Вы читаете, каким образом — это Ваше профессиональное дело. А это возможно лишь в условиях существования гибкого учебного плана и гибкой системы обучения в целом. Степанов А. В.: Дело в том, что реформа русской образовательной системы возникла как один из вариантов движения русского авангарда. Не слу чайно, одна из книг называется «Пионеры советской архитектуры». В ней — имена людей, которые создали славу русской архитектурной школы — ВХУТЕМАС. Это — одна из лучших архитектурных школ мира. Она возникла не случайно. Было такое время, когда возникла потребность в появлении новых типов зданий. Вся типологическая структура, которая питает архитектурное образование 70 лет, возникла в недрах ВХУТЕ-МАСа. Она до сих пор изучается архитекторами мира, особенно такие типы общественных зданий, как клубы для рабочих, дворцы культуры. Возникли они благодаря тому, что была какая-то ясная социальная задача, национальная идея, которая возбуждала мысль. Что мы наблюдаем в нынешнее время? По сути дела, весь этот типологический ряд разрушен. Нет того порядка, к которому мы привыкли. Нет социально обусловленной системы. Это как бы исчезло. Определенный ряд общественных зданий тоже исчез: никаких дворцов культуры, никаких пионерских лагерей. Но вместо этого ничего другого не возникает ни в архитектурной школе, ни вне ее. Архитектура превратилась в одну из сервисных профессий, которая обслуживает заказы клиентов. И архи- Проект центра Парижа, арх. Л. Корбюзье, 1923 г. но-культурной новизне. Ведь прямой перенос (клише) моделей образования из одной страны в другую есть не что иное как повторное их применение в иной социокультурной и экономической ситуации. И поэтому ожидать от такого пути исторической новизны бессмысленно. В этом случае можно пол)^ить лишь копию оригинала. Но любая копия (пусть даже технологически и удачная) никогда не может быть с социокультурной точки зрения ценнее оригинала. И действительно, в опыте «развитых» западных стран имеется как немало достижений, так и еш;е больше просчетов. К достижениям можно отнести построение моделей, обладаюш;их лучшими возможностями для создания равных образовательных условий для всех граждан. А к просчетам следует отнести неориентированность этих моделей на развитие у учапцихся! творческих и нравственных начал как первостепенных по зна-1чению. Человек же, сориентированный на демократические!гражданские взаимоотношения, но не вооруженный творческим методом нравственного бытия, далеко не всегда созидателен, то есть — социально положителен. А напротив, очень часто — разрушителен в погоне только за потребительскими ценностями или за самоутверждением, что вне созидательно-нравственного начала, да к тому же в преломлении через капиталистические отношения выражается в погоне, в основном, за прибылью, за материальной выгодой, за деньгами, невзирая на средства их получения. А отсюда и берут начало в немалой степени многие социальные негативы (криминал, наркомания и др.). И именно эта ситуация сегодня во многом характерна для «развитых» капиталистических стран. Поэтому любой некритический перенос западных образовательных моделей на отечественные условия, безусловно, при- Часть I. Проблемы развития архитектурного образования в России Date: 2015-06-08; view: 703; Нарушение авторских прав |