Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






За пределы видимого





Еще одна существенная особенность школьного обучения: ребенок начинает получать не просто знания, а знания научные.

Система научных знаний не совпадает с суммой житейских представлений.

В дошкольном возрасте ребенок достигает довольно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей: он может хорошо решать практические задачи, заданные в нагляднообразной форме. Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей — и это естественно: ведь вещи существуют для него и интересуют его только как то, с чем можно непосредственно, практически действовать. Непосредственно воспринимаемое свойство предмета — для ребенка ориентир: оно говорит о том, как практически можно употребить этот предмет (из мячей не сложишь домик, потому что они круглые; кубик неудобно катать по полу — для этого как раз подходит мячик).

В отличие от внешних свойств вещей и их внешних отношений сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Раскрыта она может быть только мышлением.

О мышлении младшего школьника, о его возрастных и индивидуальных особенностях, о ступенях умственного развития ребенка мы еще будем говорить ниже. Здесь же коснемся того, что такое мышление и каковы задачи развития мышления младшего школьника в процессе учения.

«Школа должна учить мыслить» — это требование отражается в новых школьных программах, учебниках, в практике обучения. Поэтому понятно желание родителей разобраться во многих психолого-педагогических вопросах, узнать, что такое мышление, можно ли детей учить мыслить и как это делать.

Многие свойства вещей люди познают с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Но если бы наши знания в мире исчерпывались только ощущениями и восприятием вещей, которые можно увидеть, услышать, пощупать, мы не

67

смогли бы узнать строение микромира, рассчитать траекторию космического корабля, разобраться в свойствах ультразвука — всего того, что недоступно непосредственно нашим органам чувств.

Человек обладает особой формой познания, позволяющей ему выйти за пределы непосредственно видимого, слышимого, осязаемого. Именно эту форму познания называют мышлением.

Приведем пример хотя и простой задачи, но такой, решение которой не может быть достигнуто непосредственно зрительным наблюдением или прямым практическим действием. Пусть нам нужно сравнить площади двух прямоугольников. Один из них имеет длину 6 см, ширину — 4 см; другой — соответственно 8 см и 3 см. На глаз нельзя определить, равны они или нет. Нельзя этого выяснить и путем прямого наложения прямоугольников друг на друга. Но уже ученик младших классов школы сможет решить эту задачу, если в процессе своего мышления воспользуется общим геометрическим правилом определения площади прямоугольника и с его помощью обработает известные ему данные. Так, согласно этому правилу, площадь любого прямоугольника равна произведению длины на ширину, следовательно, в нашем случае тот и другой прямоугольник имеют по 24 кв. см.

Ясно, что такое мысленное решение задачи возможно лишь на основе ранее выработанных людьми общих правил, на основе ранее установленных общих закономерностей вещей и явлений, правил и закономерностей, составляющих фонд человеческой культуры, который усваивается каждым отдельным человеком.

В своей повседневной жизни и в производственной деятельности человек постоянно использует знания об общих правилах и закономерностях для решения разнообразных задач, требующих понимания взаимосвязи тех или иных свойств предметов и явлений (например, взаимосвязи причин и следствий). Такое понимание становится возможным благодаря обдумыванию ситуации, рассуждениям относительно возможных путей выхода из нее, взвешиванию «за» и «против» каждого из этих путей. При этом думающий человек хотя и использует уже известные ему общие сведения о подобных ситуациях, но всегда ищет новый способ решения задачи, предложенный ему жизнью или другим человеком. Значит, в процессе мышления человек должен не просто применить готовые знания, но так их переосмыслить, чтобы найти новое решение, получить новое знание.

Процесс мышления связан с речью, без которой невозможна была бы передача человеческого опыта, закрепление его в памяти и пользование им. Правда, когда мы мыслим, внешне этот процесс будто бы и не связан с речью, так как мы часто не произносим слов вслух. Но как показывают специальные исследования, умственные действия в своем происхождении опираются вначале на громкую речь, а затем на так называемую внутреннюю речь «про себя».


Вот почему важно, чтобы дети, усваивая новые знания, не только действовали с предметами и их изображениями, но и

68

вслух объясняли, что и как они делают. Конечно, при высоком уровне развития мышления человек может очень быстро, «свернуто» выполнять действия во внешней речевой форме, но все равно она важна и обязательна. Полезно помнить, что лучший способ «развернуть» внутреннюю речь — это письменно изложить свои мысли. Тогда лучше всего вскрываются недостатки нашего понимания того или иного предмета. Тот, кто не умеет выразить во внешней речи и довести до понимания других свою мысль, тот, можно сказать, и «про себя» ее еще не отработал, не развил и не уяснил до конца.

Мышление человека имеет много видов. Особенно важно различать два основных вида мышления — эмпирическое и теоретическое. Благодаря эмпирическому мышлению человек производит классификацию и систематизацию предметов и явлений по их внешним свойствам, открываемым с помощью органов чувств. В процессе эмпирического мышления каждый из нас сравнивает предметы и выделяет в них сходные (общие) и различные свойства. По этим свойствам мы можем объединять предметы в общие группы, а затем путем суждений и умозаключений относить тот или иной новый предмет в соответствующую группу, что затем позволяет действовать с ним вполне определенным образом, по известному правилу. Например, человек выделил характерные признаки какой-либо группы птиц и установил их полезность для сельского

69

хозяйства. Теперь, встретившись с отдельной птицей данной группы, он может построить следующее суждение: «Эта птица — такая-то», следующее умозаключение: «Значит, она полезна и ее необходимо оберегать и сохранять». Это умозаключение будет основой определенного поведения человека по отношению к птицам выделенной группы.

Эмпирическое мышление служит фундаментом наших повседневных суждений и решения широкого круга житейских задач. Оно используется на начальных стадиях построения каждой науки, когда ученые накапливают сведения о внешних признаках и свойствах предметов своих дальнейших исследований, систематизируют и классифицируют эти сведения. Но затем ученые ставят вопросы о сущности и законах развития предметов.

Ответы на них может дать лишь теоретическое мышление, которое на основе тщательного анализа опытных и экспериментальных данных приводит человека к идеям о внутренних источниках процессов происхождения и изменения изучаемых явлений, о ведущих и побочных линиях их развития, о взаимосвязи различных причин и следствий в этом процессе. Такое мышление первоначально отвлекается от частных, внешних особенностей предмета, выделяя и рассматривая в нем лишь главные, ведущие, внутренние отношения и связи. Только изучив с помощью теоретического мышления эти, так сказать, «отвлеченные» стороны предмета и образовав о них соответствующие отвлеченные понятия, человек затем может вывести и тем самым понять различные частные и внешние проявления внутренних отношений и связей.

Способность к отвлечению (абстрагированию) главных, ведущих связей предмета от форм их внешнего проявления — одна из основных черт теоретического мышления. Умение выводить внешние свойства предмета из этих ведущих связей, умение показывать, как внешние явления происходят из внутренних отношений предмета, — другая основная черта такого мышления. Как видим, благодаря этим чертам оно существенно отличается от эмпирического мышления и может решать более широкий круг познавательных задач. Но следует подчеркнуть, что оба вида мышления выполняют свои особые важные функции и, так сказать, каждый из них хорош на своем месте.


До поры до времени теоретическое мышление по преимуществу было привилегией ученых, профессионалов от науки, раскрывающих «тайны» природы и общества. В настоящее время, когда происходит научно-техническая революция, наука широко вторгается в производство и даже в повседневный быт. Умение использовать научные знания в процессе труда и организации жизни становится неотъемлемой чертой членов социалистического общества. И, естественно, каждый из нас должен при этом владеть тем видом мышления, который строит научные знания и позволяет решать задачи на их основе, т. е. владеть теоретическим мышлением. Его воспитание и развитие у каждого человека становится важной общественной потребностью и одной из главных задач современного образования на всех его ступенях.

70

Но доступно ли теоретическое мышление каждому человеку? Вопрос не праздный, так как до недавнего времени, а порой и сейчас многие из нас обходятся средствами мышления эмпирического характера и привыкли к его нормам, полагая, что всякие отвлеченности либо нам не нужны, либо просто не по силам. То, что такое теоретическое мышление все более и более становится необходимым работникам высокоразвитого производства и участникам общественной жизни, — об этом свидетельствуют многие данные. Но доступно ли оно большинству из нас? Этот важный вопрос нуждается в специальном рассмотрении. Мы уточним его с помощью еще одного вопроса: когда и как следует формировать основы теоретического мышления у ребенка?







Date: 2015-06-08; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию