Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новый образ жизни
Переход к новому образу жизни, к «школьной эпохе» изменяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, укрепляет в нем сознание своего нового положения школьника, новых обязанностей. Этому служат и особый школьный режим, и школьная форма, и приготовление уроков дома, и система отметок, и сама организация школьных уроков, на которых все выполняют, как правило, одну и ту же работу, все подчиняются одним и тем же правилам поведения. Главное при этом — новые отношения с учителем, который в глазах ребенка является не заместителем родителей (как воспитатель в детском дошкольном учреждении), а — не более и не менее! — представителем общества, вооруженным средствами контроля и оценки и действующим от имени и по поручению общества. 56 Дети остро реагируют на то, что может в их собственных глазах уронить эту новую жизненную позицию. Вот поучительный рассказ- воспоминание опытного педагога о первом своем дне с первоклассниками. «Наконец закончился третий урок. Надо проводить детей к уже ждущим их родителям. Я сказал, что урок закончен и теперь можно идти домой. Дети не подымаются с мест. Я еще раз предложил им встать и подготовиться к тому, чтобы покинуть класс. Тогда один из учеников, видимо, самый смелый, сказал: «А уроки?» И тут только я понял, что допустил непростительную ошибку. Я не задал никакого задания на дом! Вопрос поставил меня в тупик. В самом деле, какое домашнее задание можно дать ребятам в первый день их пребывания в школе? Можно было бы попросить их повторить стихотворение, но это показалось мне заданием недостаточно «материальным». А нужно ли вообще было задавать урок на дом? Видимо, нужно, если сами ребята напомнили мне об этом. В самом деле, ведь это так важно — сказать своим бывшим товарищам, еще не посещающим школу, в самом 57 разгаре игры во дворе: «Ну, я пошел. Мне надо сделать уроки». Не менее важно, чтобы и дома мама сказала младшим и старшим братьям и сестрам: «А теперь тихо, Пете надо готовить уроки». Ведь если все останется по-старому, как оно было и до этого дня, то новая позиция, позиция человека, выполняющего ответственную работу, важную не только для него, но и для всех, не будет подкреплена новым отношением к нему со стороны других людей — товарищей, родителей, братьев и сестер. Поступление в школу окажется лишенным того смысла, который вкладывал в него ребенок, с нетерпением ждавший этого момента. Я задал моим школьникам урок. Я предложил им на отдельном листочке нарисовать дом, такой, какой они только умеют. К следующему дню я подготовил уроки уже более содержательные и относящиеся к программе. Это должны были быть первые уроки чтения, письма, счета. А о данном накануне домашнем задании я не вспоминал. Каково же было мое удивление, когда ребята, придя в класс и заняв свои места, прежде всего вынули свои рисунки, положили их перед собой и затихли в ожидании. Они ждали... Ждали, что я посмотрю их работу и, главное, оценю их усилия. Я видел, с каким нетерпением они ожидали, пока я подойду. Казалось, кто-нибудь из них сейчас не выдержит и скажет: «Посмотрите же скорее у меня!» По их лицам, по торжественно натянутым, полным ожидания позам я понял, что не посмотреть их работы, не сказать каждому несколько слов по поводу его домика нельзя. И я, потратив на это почти половину урока и сорвав свои прекрасные планы, переходил от одного стола к другому, смотрел рисунки и каждому говорил что-нибудь хорошее и ободряющее...» Тем не менее первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках, обязательности домашних занятий и т. п. Родительское стремление облегчить эти трудности, в какой-то мере взять их на себя понятно, но и рискованно. Приучать ребенка к режиму «потихоньку» или, скажем, выполнять за него часть заданий в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам, — не лучший способ помощи. Именно на самых первых порах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей. Не бойтесь, что, требуя их выполнения, вы окажетесь слишком строги — первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что они — не невесть откуда взявшиеся тяготы, а обязанности, присущие его новому «общественному положению». Добиться их выполнения — это и значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Всяческая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет вам в будущем немало забот. Положение ребенка в семье и среди сверстников с самого начала школьного обучения связано прежде всего с тем, как он выполняет свои новые обязанности. Сказать о младшем 585960 школьнике, что он хороший, — это прежде всего оценить его как ученика. Таким образом, отношение к ребенку в семье и его место в коллективе сверстников начинает определяться тем, как он учится. Этим отношением в значительной мере поддерживаются интересы школьника к учению как серьезному, важному делу, нужному не только для него, но и для всех. К сожалению, приходится отметить, что воспитывающее значение обучения, его роль в становлении личности порой недооценивается. И получается так — учение само по себе, а воспитание само по себе. В таком случае воспитание сводится к назиданиям по тому или иному поводу, к нравоучениям впрок, к осуждению тех или иных проступков... Обратим внимание на такое обстоятельство: учебная деятельность по своему смыслу, содержанию и форме является общественной. Вместе с тем она индивидуальна по результату, поскольку полученные знания, умения и навыки составляют приобретение отдельного ученика. И родителям следует помнить: в определенных условиях есть опасность превращения учения в деятельность индивидуалистически направленную («Учусь для себя»). Для сохранения общественного смысла учения необходимо, чтобы ребенок считал естественным добывать знания вместе с товарищами, считал необходимым, если надо, делиться своими знаниями и умениями. Date: 2015-06-08; view: 557; Нарушение авторских прав |