Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Допустимо ли утомляться?
Сложной и трудной задачей оказывается введение вчерашнего дошкольника — и посещавшего детский сад, и, особенно, знавшего только домашнюю обстановку — в рамки школьной жизни. Повышенная двигательная активность — биологическая потребность ребенка, она совершенно необходима для нормального роста и развития. С другой стороны, для него невидимая работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается весьма значительной нагрузкой. Взглянем на маленького школьника с этой точки зрения. Мы увидим, что школа снизила его двигательную активность почти наполовину; зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, она резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, а не только из-за сложности умственного труда самого по себе, устают дети, занимаясь в школе или выполняя уроки дома. Но, разумеется, во всем этом нет ничего фатального. Трудности трудностями, но, приняв во внимание анатомо-физиологические и психологические особенности детей, а также гигиенические требования, родители, как и педагоги, могут в значительной степени облегчить ребенку переход к новой для него деятельности, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья — более того, они будут помнить, что укрепление здоровья ребенка, нормальный рост и развитие его остаются вернейшим залогом успехов в учении... Выполняя учебные, трудовые задания, ребенок утомляется. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем, оно в то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Невозможно да и не нужно добиваться, чтобы у ребенка вообще не возникало утомления — наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых. Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. Это состояние может проявляться в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, в безразличии к окружающему, в резком снижении внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падении сопротивляемости болезням. Если переутомление все-таки возникло, — значит, учебная работа и внешкольные занятия были непомерными, неправильно организованными, значит, была нарушена продолжительность сна, ребенок не отдыхал на свежем воздухе, мало двигался, питался нерационально. Переутомлению 81 способствуют также нарушения гигиенических требований к условиям учения, труда и отдыха детей. Под работоспособностью понимают способность мобилизовать свою энергию и, экономно расходуя ее, на должном уровне выполнить ту или иную работу. Это касается любого человека — и нашего маленького школьника тоже. Поскольку учебная деятельность в огромной мере представляет собой деятельность умственную, приходится применительно к детям школьного возраста говорить прежде всего и о работоспособности умственной. Специальные исследования умственной работоспособности школьников выявили, что продуктивность и качество работы у учащихся I и II классов более чем на половину, а у третьеклассников лишь немного менее, чем наполовину, ниже в сравнении с соответствующими показателями старшеклассников. При этом в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей младших школьников умственная работоспособность у них оказывается неустойчивой, они плохо сопротивляются утомлению. Однако работоспособность и сопротивляемость утомлению повышаются по мере перехода учащихся из класса в класс — и особенно интенсивно в первые годы учения. Каких-либо особенностей умственной работоспособности у мальчиков 7—10 лет по сравнению с их сверстниками — девочками не выявлено. А вот мышечная работоспособность уже теперь у девочек ниже, чем у мальчиков. Это касается объема выполняемой работы и выносливости. Особенности девочек учитываются педагогами при организации общественно полезного труда; об этих особенностях следует помнить и родителям, привлекающим маленьких школьников к помощи по хозяйству. Бывает, что работоспособность детей снижена или неустойчива и при хорошо налаженном режиме дня. Причиной этого в большинстве случаев оказываются различные заболевания. В их числе особое место занимают: хронический тонзиллит, ревматизм, туберкулезная интоксикация, остаточные явления черепно-мозговых травм, нервные и эндокринные заболевания. Даже кратковременные заболевания на некоторое время (2—3 недели) вызывают ухудшение работоспособности детей, падение сопротивляемости утомлению. Ослабленные дети нуждаются в повышенном внимании, в щадящем режиме. Помимо ослабленных детей в I класс поступает от 2 до 13% детей, отстающих от большинства по своим морфологическим и функциональным показателям. Они с большим трудом приспосабливаются к требованиям школы. Пониженная успеваемость у этих учащихся становится явной к концу первого года обучения и на протяжении второго и первой четверти третьего года обучения не улучшается. Учителя, как правило, особенно внимательны к таким детям. Такого же внимания ребенок вправе ждать и от своих родителей, которые должны учитывать его индивидуальные особенности, ни в коем случае не упрекать, обеспечить строгое выполнение всех предписаний врачей, следить за тем, чтобы общая дневная нагрузка на ребенка была снижена, режим дня выполнялся особенно 82 тщательно, чтобы предпринималось все возможное для оздоровления ребенка. Родителям необходимо знать, что работоспособность младшего школьника подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня недели, месяца года. В течение суток лучше всего дети работают с 8 до 11 часов утра. В предобеденное и послеобеденное время уровень работоспособности снижается, а во второй половине дня (16—17 ч) наблюдается второй подъем ее, который, однако, не достигает утреннего уровня. Заметим, что у младших школьников не только ниже уровень работоспособности, но и короче те периоды, в которые работа идет наиболее успешно. Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, работоспособность наиболее высока. В пятницу отмечается наиболее существенное падение работоспособности. Умственная работоспособность у детей наиболее высока с октября по январь. В этот же период относительно высоки и показатели мышечной работоспособности. С января по март 83 работоспособность снижается (так что недаром третья четверть считается трудной!). Далее мышечная работоспособность начинает нарастать (вплоть до июня); замечено, что вместе с тем повышается интенсивность физического развития. Общий уровень работоспособности нарастает, как сказано, из года в год. Правда, к началу нового учебного года она лишь восстанавливается на уровне, который был наиболее высок в прошлом году, но через 15—30 дней занятий она повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы), достигая нового максимума в конце первой и начале второй четверти учебного года. Date: 2015-06-08; view: 467; Нарушение авторских прав |