Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Домашние задания. Какой помощи ждет школа от родителей?
Какой помощи ждет школа от родителей? Выше мы говорили о позиции родителей в связи с главными особенностями систематического школьного обучения. Но мы не коснулись пока (или почти не коснулись) собственно «технологии» учения, а она, видимо, представляет для родителей интерес потому, что учится-то ребенок не только в школе, но и дома. Не секрет, что иногда приготовление домашних заданий занимает у младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит к перегрузке детей и даже отражается на их здоровье, хотя время, предусмотренное для ежедневной домашней работы Уставом средней общеобразовательной школы, не должно превышать в I классе одного часа, во II — полутора часов, в III —двух часов. Сейчас мы оставим в стороне то, что очень часто на выполнение домашнего задания идет слишком много времени потому, что домашние занятия просто плохо организованы (об этом мы будем говорить специально — здесь уж все зависит от родителей).
Дело еще в том, что если задание не подготовлено всей предшествующей работой в классе и ребенок не знает достаточно точно, как его надо выполнить, то к приготовлению уроков в «пожарном порядке» привлекаются старшие, которые в данном случае также не имеют ориентиров верного выполнения задания и не могут даже спросить у ребенка: «А как вы это делали в классе?» Часто их требования и объяснения не совпадают с объяснениями и требованиями учителя, а это приводит к конфликтам между ребятами и «домашними учителями» — родителями, старшими братьями и сестрами. Создается атмосфера 7778 эмоциональной неудовлетворенности, отрицательное отношение к приготовлению домашних заданий, которое затем переносится и на школьные занятия вообще. Если ребенок недостаточно хорошо знает способ выполнения задания, то он может прибегнуть к нерациональному способу и, используя его, закреплять неправильный навык. Так, при решении арифметических примеров дети, стремясь прежде всего получить правильный результат, прибегают к счету на пальцах. Результат-то они получают, может быть, и правильный, но способ, который они используют и который вследствие такого упражнения закрепляется, — вредный. Так самостоятельные домашние задания могут принести не пользу, а вред. Из сказанного следует несколько выводов для родителей. Если в течение достаточно длительного времени они наблюдают, что их ребенку дома приходится как бы заново открывать учебный материал, то их должно насторожить: что-то явно не в порядке. Возможно, ребенок пассивен в классе, просто «отсиживает» уроки. Это, безусловно, можно выяснить только с помощью педагога. Но, возможно, класс отстает от программы и учитель, не находя лучшего выхода, переносит на дом часть работы, которая должна быть проделана в классе. Своевременные сигналы родителей помогут педагогу вовремя перестроиться, найти иной выход из положения... Мы отдаем себе отчет в том, что последний вариант — самый сложный, но полагаем, что формула «совместная работа семьи и школы» рассчитана не только на легкие случаи... Самостоятельные домашние задания не только имеют чисто учебное значение, как закрепляющие материал, усвоенный в классе, на уроке, но и играют большую воспитательную роль. Они важны для воспитания организованности, формирования самой учебной деятельности. Мы уже говорили о том, что самостоятельные домашние задания могут помогать в укреплении общественной позиции школьника, его нового положения в семье и среди товарищей. Они важны именно тем, что выполняются вне непосредственного контроля учителя и требуют особой внимательности. Учитель в классе может и не вмешиваться в работу каждого отдельного ученика, но уже само его присутствие делает поведение подконтрольным. Истинная организованность и произвольность поведения обнаруживается и воспитывается в самостоятельной работе. Из сказанного ясно, что ребенок действительно должен самостоятельно выполнять домашние задания. В этом смысле чрезмерное вмешательство взрослых в приготовление домашних заданий столь же вредно, как и полное невнимание к урокам младшего школьника. Об успешности домашней работы родители, как правило, судят по отметкам, с которыми дети возвращаются из школы. И им, естественно, хочется, чтобы эти отметки были хорошими. Но отсюда не следует, что первые же затруднения школьника родители должны брать на себя. Разобраться в заданном ребенок должен сам. Если родители, руководствуясь самыми благими намерениями, чересчур активно вмешиваются в подготовку домашних заданий, не 79 дают ученику как следует подумать, подсказывают решение задачи, а иногда просто сами выполняют всю работу, то маленькому школьнику остается единственная «самостоятельная» обязанность — переписывать сделанное мамой или папой в тетрадь. Поэтому хотелось бы рекомендовать родителям проявлять большую осторожность в руководстве домашней работой детей. Идеальный случай: родители проявляют искренний интерес к тому, как идут дела у ребенка, и ограничивают свою помощь тем, что организуют внешние условия для работы — постоянное рабочее место, хороший свет, тишина, свежий воздух. Но поскольку, видимо, до идеала многим из нас далеко, стоит руководствоваться следующими соображениями. Главное внимание обратить на то, чтобы научить ребенка учиться, — помочь ему найти правильные приемы учебной работы. Разумеется, все это делается в школе, и вы лишь должны поддерживать усилия педагога. В этой книге вы найдете отдельную главу, в которой рассказано о том, как «устроена» учебная деятельность и что вы можете сделать для того, чтобы помочь ее успешному формированию. Если приходится помогать ребенку в выполнении конкретного задания, надо точно знать, каковы требования школы, что именно должен сделать ребенок. Только в том случае, если родители достаточно знакомы с требованиями современных программ и содержанием учебного материала, их занятия с детьми принесут пользу. Общее знакомство с тем, что изучают дети в начальных классах, вы можете получить из главы, помещенной в этой книге. Но конечно, это не избавляет вас от необходимости обращаться за помощью и советом к учителю. Многие затруднения не «привязаны» к конкретным заданиям; с другой стороны, пробуждение интереса к учебному предмету не обязательно связано с тем, что в данный момент проходят в классе. Поэтому родители, стремящиеся помочь детям в учении, могут воспользоваться и советами более общего характера — они изложены в главе, как раз и посвященной предупреждению трудностей и развитию интереса детей к учебному материалу. И наконец, вспомним, что успешность обучения зависит от развития познавательных процессов — восприятия и внимания, памяти и мышления. Верно, что само обучение развивает; но интеллектуальное развитие может и должно осуществляться также и в том, что лежит вне специально организуемого: в играх, в разговорах, в посильном труде, в наблюдениях за окружающим миром. Роль семьи во всем этом трудно переоценить. Поэтому мы в разделе, посвященном учению, поговорим о том, как в младшем возрасте развиваются познавательные процессы, в чем их индивидуальное своеобразие у разных детей и чем родители могут помочь в развитии этих процессов. 80 Date: 2015-06-08; view: 421; Нарушение авторских прав |