Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы работалось легче





Изменения работоспособности детей в ходе занятий обусловлены не только колебаниями жизненных ритмов — как биологически обусловленных, так и благоприобретенных, — не только относительной сложностью усвоения тех или иных предметов, не только тем, насколько привлекательными (в силу ли мастерства педагога, в силу ли интереса, сложившегося к данному предмету у ребенка) оказываются эти занятия. Свою, и порой определяющую роль играют гигиенические условия работы.

Недостаточная освещенность помещения затрудняет зрительное восприятие, угнетает ребенка, отрицательно сказывается на работоспособности.

В школах условия освещенности определяются специальными нормативами. Долг родителей — позаботиться о том, чтобы отвечающие гигиеническим требованиям условия были созданы и дома.

Стол, за которым работает дома ребенок, надо правильно расположить по отношению к окну. Свет должен падать слева. Параллельно окну ставить стол нельзя — естественный свет, направленный прямо в глаза, ослепляет ребенка, особенно в безоблачные дни.

Окно не следует занавешивать сплошными занавесями, на подоконник ставить высокие цветы — и то, и другое задерживает свет, резко снижает освещенность рабочего места, мешает солнечным лучам проникнуть в глубину комнаты.

Не стоит недооценивать значения чистоты оконных стекол. И дело тут не только в соображениях эстетического порядка. Свет через грязное стекло проходит с потерями. (Кроме того, чище стекло — больше ультрафиолетовых лучей, убийственных для болезнетворных микроорганизмов.) Чаще протирайте и мойте окна!

Осенью и зимой во вторую половину дня приходится включать электрический свет. Необходима настольная лампа. Свет ее также должен падать слева. Мощность лампочки — 50 Вт, причем она должна быть так прикрыта абажуром, чтобы глаза ребенка не видели светящейся нити. Абажур должен также создавать равномерную освещенность.

84

Размеры высоты стола и стула (в сантиметрах)

Работоспособность зависит и от температуры воздуха в помещении, а также от того, свежий ли он. Наилучшие условия для умственной деятельности: температура воздуха 18—20°С в хорошо проветриваемом помещении, при относительной влажности в пределах 40—60%. Как слишком высокая, так и слишком низкая температура влечет за собой быстрое падение работоспособности; причем для занятий физкультурой и трудом температура воздуха не должна превышать 16—18°С. Иначе неизбежно нарушается теплорегуляция, сердце и легкие работают с напряжением, быстро нарастает усталость.

Ясно выраженная зависимость между температурой воздуха и работоспособностью детей послужила отчасти основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года.

Быстрое улучшение качества воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием (ребенок должен выйти из комнаты!) — оно эффективнее обычного в 5—10 раз. Однако следует соблюдать осторожность. Сквозняки опасны, особенно в сырую осеннюю погоду, когда широко распространены острые респираторные заболевания.

Ребенок должен твердо усвоить, что свежий воздух очень важен и для его здоровья, и для здоровья его товарищей. Только в этом случае постоянные напоминания родителей и учителя: «Не забудь хорошенько проветрить комнату, где идут уроки, где ты готовишь домашние задания, занимаешься музыкой, трудом, рисуешь, читаешь, конструируешь, играешь!» — приведут к сознательному выполнению детьми одного из правил личной и общественной гигиены.

Весьма благотворно для здоровья детей, если свежий воздух поступает в комнату непрерывно, круглые сутки — через приоткрытую оконную фрамугу или форточку. Это содействует и закаливанию ребенка, выработке у него способности быстро приспосабливаться к смене температур.

Сохранение рабочей позы уже само по себе является

85

работой; для маленького школьника эта работа нелегка, и мы должны стремиться всячески облегчить ее.

Надо сказать, что рабочая поза по-разному влияет на разные функции организма. Скажем, если ребенок выполняет работу сидя, то зрение утомляется меньше. В то же время сидячая поза утомительна для мышц туловища. Но она может быть более утомительной или менее утомительной. Если ребенок резко согнут за партой или столом, то статическая нагрузка, которую он испытывает, слишком уж велика, слишком большие энергетические затраты она за собой влечет, требуя усиленной работы сердца, изменяя характер дыхания (межреберные промежутки очень уж сузились, что препятствует подъему диафрагмы — а это приводит к нарушению легочной вентиляции, к падению уровня насыщения крови кислородом).


Менее всего утомительна переменная поза — от прямой до слегка наклонной. К сожалению, иногда родители из самых благих побуждений (надо же следить за осанкой!) заставляют ребенка все время сидеть прямо, не меняя положения тела. А ребенку это чрезвычайно трудно — через 20 минут он начинает жаловаться на боль в шее и спине, стремится изменить позу, ставшую неудобной.

Соответствие стола и стула (стола-парты и скамьи) пропорциям тела школьника — основное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то же время содействовала бы воспитанию правильной осанки, предупреждала бы развитие близорукости и искривление позвоночника.

Для домашних занятий лучше всего приобрести специальный учебный стол, у которого можно было бы менять высоту крышки от уровня пола и высоту стула. С помощью данных таблицы вы сможете установить учебный стол в соответствии с ростом вашего ребенка. Эта же таблица поможет вам приспособить для занятий и обычный стол, и «взрослый» стул — нужно будет под ноги ребенку ставить скамеечку, на сиденье стула класть жесткую подушку, а к спинке стула (чтобы добиться желаемой глубины его) прикреплять опору — валик; в зависимости от роста ребенка высота, на которой устанавливают валик, меняется от 11 до 15 см.

Следите, чтобы дети сидели за столом правильно. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги и тетради. Разное расстояние до верхних и нижних строк (если книга положена на горизонтальную плоскость, так и получается) утомляет глаз — он вынужден постоянно приспосабливаться к расстоянию, менять форму хрусталика. Наклон же крышки (как, например, у школьной парты или ученического стола) облегчает работу. Поэтому, если уроки готовятся за обычным столом, хорошо бы самим сделать деревянную подставку с доской, наклоненной под углом 12—15°. Это не только облегчит работу глаз, но и будет способствовать образованию правильной осанки.

Тетрадь должна лежать против средней линии туловища — тогда ребенку не придется отводить правую руку далеко вправо или влево, он сможет сохранять правильное

86

положение кисти, рук, головы и всего корпуса. Удобно это и для глаз.

Если при выполнении письменных заданий надо еще и в книгу заглядывать, ее следует расположить прямо перед глазами. Лучше всего на пюпитре — его можно купить в магазинах, но несложно сделать и самим.

Если вы заметили, что ребенок склоняет над столом голову, с тем чтобы уменьшить расстояние до книги до 25 см, или, наоборот, откидывает голову, чтобы увеличить это расстояние до 40 см и более, — это тревожный сигнал. Необходимо срочно обратиться к врачу, и если тот предпишет носить очки, ваш долг добиться того, чтобы это неукоснительно соблюдалось ребенком — иначе неизбежно дальнейшее ухудшение зрения. Возможно, вам придется помочь ему преодолеть ложный стыд.

К стойким нарушениям осанки и искривлениям позвоночника может привести не только неправильная рабочая поза во время занятий. Следует обращать внимание и на то, как дети стоят, как ходят, как носят книги в школу, как переносят тяжести, занимаясь общественно полезной работой.

Часто дети стоят неправильно, перенося всю тяжесть тела на одну ногу.

Отрицательно сказывается на осанке и способствует боковым искривлениям позвоночника постоянное ношение тяжелых сумок и портфелей. Нужно следить, чтобы дети брали в школу только те книги и тетради, которые необходимы им в этот день на уроках. Вообще же ранцы более гигиеничны, так как обеспечивают равномерное распределение нагрузки (веса книг и тетрадей) на плечевой пояс.







Date: 2015-06-08; view: 553; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию