Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что такое школьное обучение.
«Учат в школе, учат в школе, учат в школе...» Заголовок этот — слова, если вы помните, из одной детской песенки. «Учение» и «школа» — в нашем сознании эти понятия связаны так тесно, как немногие другие. Спросите малыша-дошкольника: «Что делают в школе?», и он ответит: «В школе учатся». Задайте тот же вопрос человеку, умудренному жизненным опытом, и он скажет вам: «В школе учатся». Обратный вопрос: «Где учатся?» — и у того, и у другого вызвал бы, несомненно, ответ: «В школе». Ясность, кажется, полная. Однако дадим все-таки себе труд задуматься над тем, что это значит — учиться в школе и почему именно со школой связываем мы свое представление об учении.
Ведь обучают ребенка всему, притом с самого раннего возраста, буквально с первых дней жизни. Ребенок не смог бы освоить ни одного самого простого действия с предметами, если бы взрослый не давал бы образца таких действий. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без участия и помощи взрослых не мог бы понять, зачем они нужны, — не мог бы открыть их общественного назначения: на ложке или лопатке не «написаны» способы их употребления. И чем меньше ребенок, тем больше он «ученик», тем больше он требует помощи, показа, руководства со стороны взрослых. Только в обучении усваивает он задачи и мотивы человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, вообще, все достижения культуры и науки. Можно сказать, что обучение — это всеобщая форма развития ребенка, вне обучения нет никакого развития. Малыш подражает взрослому — и учится. Играет — и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные трудовые задачи по самообслуживанию... Так что систематическое школьное обучение — это лишь одна из многих различных форм обучения. Большой заслугой советской системы дошкольного воспитания было введение в работу детских садов так называемых обязательных занятий. Это дало возможность организованно 50 воздействовать на развитие детей. Особенность обучения на этих занятиях состоит в том, что оно идет не в чистом виде, не само по себе — оно включается в основные виды деятельности, характерные для данного периода развития ребенка. Это главным образом так называемые продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, а также дидактические игры. Получив в ходе таких занятий представление о красном, оранжевом, желтом, о том, что такое «больше» и «меньше», о соотношении звуков по высоте и многом другом, дети осваивают выработанные обществом эталоны и меры, служащие для ориентации в окружающей действительности. Мир раскрывается перед детьми как упорядоченный мир хроматических цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, количественных и пространственных отношений, мир языка, мир живой и неживой природы. Конечно, такое обучение происходит всегда, даже когда взрослые и не осознают, что учат малыша, но происходит стихийно, не наилучшим образом. А вот если обучение построено целенаправленно, если оно всемерно использует то, что типично именно для дошкольника, то дети достигают значительно более высоких уровней развития основных психических процессов — восприятия, внимания, памяти и мышления, приобретают больше практических умений. Дети, обучавшиеся в детских садах, как правило, превосходят своих сверстников, не посещавших детских учреждений, почти по всем показателям развития. А теперь попытаемся разобраться, чем же от такого организованного дошкольного обучения отличается систематическое школьное обучение. Никто не будет спорить с тем, что дети всегда, как бы малы они ни были, являются членами общества. Но являются, так сказать, объективно. А субъективно, сами для себя? До поры до времени — нет. Они довольно долго этого не чувствуют и не сознают, они живут как бы только в «ближнем окружении». И общество от них, в общем, ничего не требует и ничего не ждет. Именно поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение — то, чем теперь он должен заниматься, — оказывается, очень важно для общества; и не только папа и мама — общество оценивает, насколько хорошо он выполняет эти свои новые и важные обязанности. Все остальное в его жизни, его поступки, его отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей. Понаблюдайте, как будущие ученики идут в школу в первый раз. Некоторые из них крепко держатся за мамину руку, а некоторые демонстрируют свою возросшую самостоятельность и гордо шагают впереди сопровождающих их пап и мам, бабушек и дедушек. Но даже этим смельчакам немного боязно. А ведь встречаются и ребята, которые долго не могут оторваться от родителей и с трудом становятся в ряды своих одноклассников, чтобы последовать за учителем в класс... Это большая перемена в жизни, и мы должны понять 5152 состояние внутренней тревоги новичка — очень хочется стать учеником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с ученика теперь иной спрос; «страх» перед школой (если, разумеется, он не внушен искусственно взрослыми) на свой лад свидетельствует о том, что ребенок понимает: ему предстоит заниматься делом общественно значимым, обязательным. Этим и отличается прежде всего школьное обучение от того, чем раньше занимался ребенок в детском саду или в семье. Говоря, что школьник — это «человек общественный», мы не забываем о том, что учение не заполняет и не может заполнять собой всю жизнь ребенка. Конечно, он играет, он занимается (и все больше) посильным трудом, он творит (рисует, поет, танцует), он начинает проявлять себя в спорте. Но все-таки эти виды деятельности младшего ученика подчинены учению; можно сказать, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте — ведущая. Напомним, что под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается главная деятельность ребенка на том или ином этапе его развития — именно в русле и в рамках этой деятельности у него складываются основные качества личности и основные психические процессы, характерные для данного возраста. Конечно, ребенок, подросток, юноша учатся на протяжении всего своего пребывания в школе, но важно отметить, что свою ведущую роль та или иная деятельность осуществляет наиболее полно именно тогда, когда она складывается. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности — как дошкольный возраст был временем, когда в качестве главного дела выступала игра. Конечно, дошкольники занимаются еще и посильным трудом, в их занятиях есть элементы учения. Но основной средой, в которой живут малыши, оказываются разнообразные формы игры. Игры подчиняют себе выполнение трудовых поручений и работу на учебных занятиях. С приходом в школу именно учение становится главным типом деятельности для ребенка. В школе ребенок должен в определенные сроки овладеть некоторой суммой знаний, умений и навыков, научиться пользоваться ими, усвоить приемы рассуждений и т. д. Теперь ребенок должен рассматривать и заучивать такой материал, который в каждый данный момент сам по себе может быть ему и неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы (например, приходится много раз повторять запись отдельных элементов букв, чтобы в последующем писать целые буквы, слова и фразы). И вместе с тем начало школьного этапа не означает, что игре уже не место в жизни ребенка. Нет, игра нужна — и дома, и в школе. Ее необходимость в школе обусловлена следующими обстоятельствами. В первые школьные месяцы дети просто еще не умеют учиться. Использование игровых приемов позволяет мобилизовать внимание детей, способствует сохранению интереса к занятиям и хорошему запоминанию тех или иных сведений. Постепенно учитель формирует у детей собственно учебные 53 интересы и навыки. К концу I класса они должны быть достаточно развитыми у всех школьников, иначе в последующих классах учителю трудно будет добиться усвоения детьми более сложных понятий и умений, которые могут быть полноценно усвоены лишь в учебной ситуации. Таким образом, от класса к классу удельный вес игровых приемов сокращается. Но именно сокращается, а не исчезает — и в младших (а затем и в более старших) классах применение этих приемов вполне допустимо. Где и как пользоваться ими? В классе это решает, конечно, учитель. Что касается родителей, то у них здесь достаточно широкое поле деятельности — всевозможные «занимательные грамматики» и «занимательные математики» всегда годятся для домашних занятий. От «Я уже большой!» к «Я еще маленький...» Стремление детей самостоятельно делать то, что им до определенного времени удавалось делать лишь с помощью взрослых, появляется очень рано. Приблизительно в 3 года ребенок произносит свое первое «я сам», а значительно раньше пытается сам есть, пить, одеваться. Довольно рано возникает у детей и стремление самостоятельно читать. Оно появится раньше, если ребенку в руки дают книжку с картинками и текстом. Дети просят познакомить их с буквами, спрашивают их названия, требуют от взрослых, чтобы они прочитывали им названия магазинов. Нередко можно видеть, как совсем еще маленький ребенок сидит с книжкой в руках и, водя пальцем по хорошо знакомому ему тексту, самостоятельно «читает». В наше время многие дети приходят в школу, умея читать, считать. Значит ли это, однако, что уже одно владение навыками чтения и счета само по себе свидетельствует о том, что они готовы к самостоятельному осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой учебной деятельности? Конечно нет. Дело в том, что к шести-семилетнему возрасту наши дети мало-помалу начинают осознавать себя еще не взрослыми, а именно детьми, которым, для того чтобы стать взрослыми, надо еще многому учиться. Если дети младшего дошкольного возраста считают себя уже большими и от них часто можно слышать «я уже большой», то во второй половине дошкольного возраста, а особенно к концу его, дети, наоборот, часто говорят «я этого не умею», «я еще маленький». Как это ни парадоксально звучит, но именно осознание себя маленьким и неумеющим составляет важную предпосылку возникновения у ребенка готовности к школе. В этот период у него возникает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах людей значимой, важной, ценимой. Именно на этой основе у ребенка появляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, занять в жизни новую позицию. Возникновение этой новой потребности в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности — показатель конца периода дошкольного детства и вместе с тем 54 предпосылка для перехода к новому периоду развития и начала школьного обучения. Между прочим, в иных социальных условиях эта готовность могла бы принимать форму готовности к участию не в учении, а в производительном труде взрослых, труде общественно или семейно значимом, но обязательно ставящем ребенка в новую социальную позицию! Вот, например, «мужичок-с-ноготок», столь ярко изображенный Некрасовым. Ему лишь «шестой миновал», а свое место в мире взрослых он осознает уже не как малыш — он чувствует себя помощником отца, работником и на вопрос: «А что, у отца-то большая семья?» — отвечает: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». В наших условиях, когда общество считает важным и обязательным для всех учиться, стремление ребенка включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в его желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и старшие ребята. Только возникновение у ребенка такого уровня самосознания означает, что для него настало время начинать обучение в школе. Отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой. Глядя на старших братьев и сестер, слушая рассказы взрослых, участвуя в играх со старшими ребятами, ребенок рано начинает интересоваться, что такое школа, что в ней делают ребята, как проходят уроки. Отвечая на эти вопросы, взрослые вольно или невольно не только сообщают ребенку фактические сведения о школе, но и формируют у него определенное отношение к будущему учению. Приходя в школу, ребята приносят с собой тот или иной взгляд на учение. Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что они теперь ученики. И самое важное — они хотят учиться. Пусть первоклассники лишь в общих чертах представляют содержание и цели своих будущих занятий — важна готовность к усвоению знаний. Именно она помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить первые требования, касающиеся его новых обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня. Эта готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. На вопрос о том, зачем надо учиться, два первоклассника отвечают так: «Чтобы стать образованным», «Чтобы научиться читать книги и из них все-все узнать», «Чтобы быть полезным стране», «Чтобы уметь придумывать новые машины, которые будут работать вместо людей». Подобные ответы говорят, что у этих ребят уже начинают складываться мотивы учения, связанные с осознанием себя членами общества. Пусть эти мотивы выражаются еще по-детски наивно, но их значение трудно переоценить. Ведь именно эти мотивы будут 55 побуждать детей к учению в течение всех последующих лет. Конечно, в процессе дальнейшего учения у ребенка появятся собственно познавательные мотивы, стремление занять определенное место в детском коллективе и т. д. Но все они будут связаны теперь с самим учением школьника, побуждаемые первоначально более общими социальными мотивами. Если такие достаточно широкие мотивы заботливо не формируются родителями еще у ребенка-дошкольника, если они делают в своей воспитательной работе упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то есть опасность, что его учение может стать отбыванием скучной и нудной повинности. Те случаи, когда ребенок идет в школу не с радостью, а, скорее, с опасением, — как правило, следствие досадных ошибок взрослых. Неоправданно представлять малышу школьную жизнь лишь как источник развлечений и радостей; но еще хуже заранее подчеркивать и предсказывать те трудности и беды, которые его там ждут. Недопустимо поступают те взрослые, которые — пусть ненамеренно — воспитывают у ребенка негативное отношение к школе. «Вот поступишь в школу, там за тебя возьмутся! Попробуешь ты там не послушаться!» — говорит мать, раздосадованная капризами сына. «Ну и что из того, что он не пришел вовремя, — защищает бабушка внука в разговоре с отцом, — пусть поиграет, побегает вволю. С осени в школу, там его никто не пожалеет». А внук слушает это... Запугивание суровостью школьной дисциплины, трудностями учения, неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей — все это может сделать ребенка беспомощным при столкновении с первыми же трудностями в учении. Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть ребенок заранее почувствует: дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него старания и ответственности, верят в его силы и готовы прийти на помощь. Date: 2015-06-08; view: 1430; Нарушение авторских прав |