Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По правилам
Существенной особенностью школьного обучения является то, что оно требует от всех детей обязательного выполнения ряда одинаковых правил, которым подчинено все их поведение в школе. Этих правил довольно много. Большая их часть направлена на то, чтобы и класс в целом, и каждый отдельный ученик мог работать продуктивно. Назначение таких правил понятно: ведь учитель имеет дело одновременно с большой группой учащихся. Это, например, такие правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами; если хочешь спросить о чем-либо учителя или ответить на его вопрос — подними руку, входить в класс и выходить из класса надо в определенном порядке и т. п. Многие правила служат организации учебной работы каждого отдельного ученика, например: сидеть прямо, не горбясь; содержать тетради и учебники в определенном порядке; делать записи в тетрадях определенным образом; чертить поля в тетрадях строго определенной ширины и т. п. Некоторые правила «регулируют» отношения учеников между собой и учеников с учителем. А теперь представим себе, что мы отменили классные занятия и для каждого ученика нашли учителя. При таком индивидуальном репетиторстве многие из этих правил отпали бы, так как учитель общался бы с учеником непосредственно; при классном же обучении общение учителя с каждым отдельным учеником включено в общение с классом в 61 целом. Все, что говорит и делает учитель, обращаясь к отдельному ученику, относится одновременно ко всем. Все, что говорит учитель, обращаясь к классу, относится к каждому ученику. В свою очередь, все то, что отвечает ученик на вопрос учителя, относится ко всему классу. Эта взаимосвязь работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и работы всего класса с работой каждого отдельного ученика как раз и требует, чтобы все подчинялись определенным правилам. Таким образом, по своей природе эти правила есть общественно выработанные способы поведения, обеспечивающие прежде всего продуктивность работы всего классного коллектива, и, следовательно, они являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе коллектива в целом. В первое время пребывания в школе правила связаны у ребенка с новой позицией ученика и с выполнением им этой новой роли. Это похоже на выполнение правил в игре. Если ребенок взял на себя роль капитана или матроса, машиниста или пассажира, то он подчиняется правилам, заключенным в этой роли. Если ребенок хорошо выполняет правила поведения в школе и в классе, «слушается учителя», то тем самым он хороший ученик прежде всего в своих собственных глазах. Но этого мало. Важно, чтобы выполнение правил поведения выражало отношение ученика к товарищам, к классу. Если бы невыполнение правил оценивалось учителем прежде всего как нарушение его требований, то получилось бы, что выполнение или нарушение правил относится только к учителю и ученику, является, так сказать, их частным делом. Вот почему опытный педагог не скажет просто: «Перестань шуметь! Ты не умеешь себя вести! Встань и успокойся!» Он подчеркнет: «Ты мешаешь своему товарищу Мише! Ребята, подождем, пока Ваня успокоится и даст нам возможность работать». В этом случае подчеркивается значение поведения ученика для работы других, всего класса. Родители должны иметь это в виду и, проявляя интерес к успехам и поведению ребенка, сетовать, скажем, не на то, что он, нарушив порядок на уроке, показал себя не с лучшей стороны, а на то, что он подвел товарищей, — ведь получилось, что из-за него весь класс не слышал объяснений учителя... Необходимо отметить, что первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила, и от своих товарищей требуют этого. Нередко дети указывают учителю на несоблюдение правил соседом по парте: «Он неправильно поднял руку!», «Он неправильно держит карандаш!», «Он не туда положил книгу!» Этими замечаниями они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они все эти правила знают. 62 Педагог старается прореагировать на это так, чтобы не нарушить между ребятами товарищеских отношений и не огорчить нечаянного нарушителя: «Он тоже знает, как надо поднять руку, только забыл правильно это сделать. В следующий раз он поднимет руку правильно». Поскольку родителям также приходится сталкиваться с подобными «сообщениями» детей, они должны принимать во внимание, как следует относиться к ним. Вообще же требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения «саморегулироваться». Надо сказать, что в понятие готовности к школе входит и то, насколько ребенок в состоянии управлять своим поведением. В дошкольном детстве малыш под руководством взрослых овладевает не только теми эталонами и мерками, которые позволяют ему познавать мир вещей. Он усваивает «мерки» и для мира людей, а именно он овладевает постепенно нормами поведения, общественными эталонами оценки своих поступков и поступков других. Эти возможности оценки наглядно представлены в хорошо известном стихотворении В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Уже в старшем дошкольном возрасте закладываются и отчасти проявляются те свойства личности, которые станут необходимыми в жизни младшего школьника. Дошкольник уже умеет вести себя с незнакомыми людьми, овладел навыками элементарного самообслуживания, личной гигиены. Он научился простейшим навыкам коллективной работы и общения (во время игр, прогулок, совместных занятий), усвоил некоторый опыт жизни в коллективе (совместные действия, взаимопомощь, внимание к другому). У него сложилось умение соотносить свое поведение с требованиями старших, появились переживания морального характера: ему стыдно, когда он сделал что-то, что взрослые не одобряют; он радуется, когда его похвалили за хороший поступок; он испытывает известное беспокойство, когда он не выполнил предписаний взрослого; переживает обиды и недовольства. У дошкольников в известной мере уже сформирована привычка подчинять свое поведение осознанным задачам. Они могут, например, прервать игру, когда их позовут взрослые, оторваться от телевизора по требованию старших, отказаться от предложенной кем-то вещи, если мама взглядом не одобряет этого, тихо сидеть, чтобы не мешать, и т. д. Понимание требований взрослых к их поведению (в гостях, дома, в общественных местах) позволяет дошкольникам в течение некоторого времени заниматься чем-то, в общем, неинтересным, сосредоточиться на поручении, подчинить свое поведение принятым правилам. Вот почему важно, чтобы ребенок еще до поступления в школу имел доступные его возрасту обязанности, нес за их выполнение ответственность. Он может гулять с младшим братишкой или сестренкой, присматривать за ними, заботиться о корме для рыбок в аквариуме или поливать цветы, помогать мыть посуду или накрывать на стол. Важно только, 63 чтобы эти поручения были постоянными и чтобы родители не спешили делать за ребенка то, что он забыл или просто не захотел выполнить. К сожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают своих детей от выполнения каких-либо обязанностей. Порой это связано с тем, что у родителей практические соображения берут верх над воспитательными («Велела я вчера своей Танюше вытереть посуду. Знаете, сколько времени у нее на одну тарелку уходит? У меня давно вся посуда в шкафу стояла бы. Быстрее самой сделать, чем ее ждать»). Действительно, пока ребенок еще не овладел как следует порученным ему делом, старшим нередко кажется, что проще это выполнить самим. Но так ведь ребенок никогда не приучится к выполнению своих обязанностей! Конечно, они должны быть посильными для ребенка и не отнимать у него слишком много времени, но исполнение должно быть обязательным. 64 Практика показывает, что если ребенок до поступления в школу имел дома какие-то посильные для него обязанности, то, как правило, он уже без особого труда сможет переключиться с интересной игры даже на не всегда увлекательные уроки, сможет без многочисленных напоминаний выполнять указания учителя; не будет отвлекаться в классе, глядя в окно или вспоминая вчерашнюю телепередачу; не забудет, придя из школы, о том, что учитель велел сделать дома... Одним словом, он в достаточной мере может управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа. Отметим здесь и другую важную сторону приучения ребенка к труду, имеющую, собственно, уже «технологическое» значение в школьном обучении: именно в таких постоянных домашних делах формируются качества, существенно значимые для учебной работы: ответственность, способность доводить дело до конца, умение оценивать качество работы и ее результат. Если же всего этого нет, то первоклассник, как правило, работает очень неровно: с тем, что легко и интересно, справляется, а остальное делает кое-как. Но своеобразие ситуации здесь в том, что во всех случаях школьник обычно старается и потому уверен, что может рассчитывать на хорошую оценку. Известно, что значительная часть ребят в I классе еще не умеет разделить старание и результат; для них самое главное именно в том, что они «старались изо всех сил». Взрослые должны учитывать особенность этой ситуации. Слова «опять не стараешься», с которыми мы порой так легко обращаемся к ребенку, обидны для него, потому что чаще всего они несправедливы; старание непременно должно быть замечено. Но нам следует явственно показать ему и другое: оценивается прежде всего то, что получилось, результат работы. Школьника надо научить сопоставлять выполненную работу с теми или иными образцами (скажем, написанные им буквы — с прописями и т. п.). Из такого сопоставления определится и ближайшая цель: не вообще «научиться хорошо писать», а конкретно — не допускать тех или иных ошибок. Выделение последовательности таких целей помогает ребенку: они как бы направляют его работу и позволяют пережить столь важное чувство успеха, когда цель достигнута, когда умение освоено. Разумеется, этот успех следует заметить и взрослым: их одобрение является сильным «подкреплением» в первую пору учения. С другой стороны, подчинение ребенка правилам со временем порождает у него более высокие формы управления своим поведением. В этом — важнейшая воспитывающая функция обучения в школе. К сожалению, интересуясь тем, как учится ребенок, родители порой имеют в виду лишь то, как усваивает он предусмотренные программой знания и навыки. Это одностороннее, ограниченное представление об обучении. Своим содержанием и формой организации обучение, как мы подчеркнули выше, и воспитывает, формирует определенные свойства и черты личности человека. Более того, образовательные задачи обучения могут быть хорошо 65 решены только тогда, когда на высоте его воспитательная сторона. Как известно, в Правилах для учащихся первого — третьего классов есть несколько пунктов, относящихся непосредственно к обучению учащихся. Нет необходимости истолковывать здесь все пункты этих правил, отметим только некоторые из них. Например: «Не опаздывай на уроки». Конечно, можно сказать, что опаздывать нехорошо потому, что не услышишь каких-то важных объяснений учителя, отстанешь от класса. Но правильнее будет подчеркнуть прежде всего, что опаздывающий мешает общей работе, выбивает всех из колеи, отвлекает. Или: «Внимательно слушай объяснения учителя...» Поясните, что может получиться так: учитель заметит, что ты слушаешь невнимательно, отвлекся, не понимаешь теперь, о чем он говорит, — и вынужден будет повторять для тебя специально объяснения еще раз; все остальные теряют время. А уж такие вещи, как «...помогай товарищам лучше учиться...», понятны сами собой. «Надо поучиться» — такой подход будет плодотворен и по отношению к тем трудностям, которые связаны не с самой учебной работой, а с поведением первоклассника. Вести себя «как нужно» удается сразу далеко не всем: одни разговаривают на уроках, другие «вертятся», третьи без спросу «включаются» в разговор учителя с отвечающим у доски. Это вовсе не «злостные нарушители дисциплины», их промахи — большей частью — от неумения себя вести; но так или иначе, они мешают учителю — приходится унимать или наказывать шалунов. Когда такие порицания выпадают на долю ребенка с первых дней и постоянно, первоначальная тяга к школе может быстро смениться сначала антипатией к учительнице, а потом и нежеланием учиться. Школа оказалась источником неприятностей — как же сохраниться тут любви к ней? Реальный путь воздействия, если вас призывают «принять меры», — конечно, не в одних лишь упреках и наказаниях, как и не в абстрактных призывах «хорошо себя вести» (уверены ли вы, что малыш понимает, что от него конкретно 66 требуется?). Вот здесь и надо ясно и четко показать ему, чему предстоит научиться, раз уж он теперь школьник. Задание «болтуну» «постарайся сегодня на уроках не разговаривать» понятнее для него, чем требование «вести себя как надо». Такого рода заданий и целей можно наметить немало; важно не ждать от ребенка мгновенного исправления и отмечать каждый его успех в «работе над собой». Причем существенно, чтобы цель была поставлена заранее, а не когда школьник уже «проштрафился». Это правило применимо, кстати, и к самой учебной работе: если вы знаете, к примеру, что ваш сын тороплив и оттого небрежен, лучше перед началом домашней работы поставить перед ним цель — «не торопись», чем одергивать по ходу дела. Date: 2015-06-08; view: 475; Нарушение авторских прав |