Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальные проблемы современного образования
1. Изменение целей образования. На протяжении долгих лет основной целью образования было формирование у учащихся прочной и широкой системы знаний и связанных с ними умений и навыков. Теперь наблюдается переход от подобной знаниецентрической ориентации к ориентации на личность ученика. Новой целью становится разностороннее, гармоничное развитие личности, установка на создание условий для самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека. Это гуманистическая личностно-ориентированная цель образования. Сегодня необходимо так строить процесс образования, чтобы выпускник школы был, прежде всего, человеком, гуманным и толерантным, способным к самоопределению и ответственному самостоятельному выбору. При этом формирование системы знаний, умений и навыков остается в качестве основы образовательного процесса и одного из средств достижения новой цели. К сожалению, изменение цели образования, продекларированное современными научными исследованиями, не подкрепляется пока образовательными стандартами и программами, поэтому слабо реализуется на практике в современной школе. 2. Расширение содержательной базы образования. Изменение цели образования в сторону развития гармоничной личности учащихся сопряжено с изменением и расширением содержания образования. Кроме традиционной системы разнообразный знаний и умений, в содержание образования сегодня включают также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру. Основой содержания образования становится вся мировая и отечественная культура: вечные человеческие ценности (жизнь, свобода, здоровье, семья, мир, Отечество, труд и др.), научно-обобщенные, осмысленные знания, знания, отраженные в искусстве и религии, традициях, творческая деятельность. Современное содержание образования должно способствовать формированию в сознании человека целостной единой картины мира, которая складывается из трех основных составляющих: взгляд на мир с позиции науки, с позиции искусства и с позиции религии. Школьное содержание образования включало, обычно, только научный взгляд на мир, позиция искусства включалась в содержание крайне слабо, и совсем не была представлена религиозная составляющая. Учитывая светский характер образования в России, все же необходимо хотя бы знакомить учащихся с разнообразием религий и верований народов Земли, формируя толерантность к людям иной веры, ведь в одном классе сегодня могут учиться вместе православные, баптисты, мусульмане, буддисты и нерелигиозные учащиеся. В то же время овладение единой картиной мира помогает формировать многомерность взглядов и учит делать жизненный выбор, выбор позиции, какой человек будет придерживаться в дальнейшем. В школах Англии в середине ХХ века преподавали и закон Божий, и эволюционную теорию Дарвина. Любой ученик, зная эти две модели возникновения и развития жизни на Земле, имеет возможность в дальнейшем придерживаться того взгляда, который ему ближе, сопоставив параллельные воззрения и будучи осведомленным по нескольким сторонам вопроса. Изменение и расширение содержания образования ведет за собой проблему разработки новых критериев отбора необходимых сведений, которые должны входить в содержание образования. 3. Изменение сроков начала и продолжительности обучения. Расширение содержательной базы образования неизменно ведет за собой проблему изменения сроков начала и продолжительности обучения, так как новое широкое содержание попросту не «помещается» в привычные нам 10 лет обучения. Сегодня сроки обучения в начальной школе увеличены с трех до четырех лет, прием в первый класс ведется с шести с половиной лет. Полное среднее образование, таким образом, увеличилось до 11 лет, и обсуждается вариант перехода на двенадцатилетнее образование, что, кстати, совершенно нормально для многих европейских государств-участников Болонской декларации. Болонская декларация была принята в 1999 году. Основными ее положениями являются: поступление в высшие учебные заведения после 12-13 лет общего образования, многоуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура), разработка и развитие критериев и методологии оценки качества образования на всех уровнях, введение системы зачетных кредитов для дисциплин программ высшего образования. Однако переход России на 12-летнее полное образование сопряжен с рядом трудностей. Общеизвестно, что общее образование в СССР и России отличалось фундаментальностью, по количеству и качеству формируемых знаний отечественное образование до сих пор признается ЮНЕСКО лучшим в мире. Принятие условий Болонского соглашения может привести к утрате традиций фундаментальности нашего образования, что угрожает падением уровня образованности выпускников школ. Кроме того, нельзя упускать из вида тот факт, что выпускник 12-летней школы сразу же попадает под военный призыв и фактически теряет возможность поступления в высшие учебные заведения. А отмена отсрочки призыва для студентов-небюджетников вообще сведет на нет шансы на обучение в вузах для большинства юношей. Поэтому реформа продолжительности среднего образования должна быть согласована с реформированием обязательной воинской службы в вооруженных силах. 4. Переход российского образования на позиции вариативности. Эта проблема заключается в том, что сегодня существует многообразие типов учебных заведений (школы, гимназии, лицеи), многообразие образовательных траекторий внутри школы (обычные и профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов), в школах используются различные программы обучения (традиционные, развивающие). Ученики и их родители сегодня имеют возможность выбора образовательного пути, наиболее подходящего для данного ребенка с учетом его психических и личностных особенностей, его образовательного уровня. Но вариативные образовательные траектории необходимо согласовывать и ограничивать рамками государственных образовательных стандартов, чтобы при необходимости обеспечить ребенку безболезненный переход с одного варианта образования на другой. 5. Ориентация на региональные и этнические особенности в сочетании с введением психолого-педагогической диагностики и активным использованием новых методов в обучении. Ориентация на национально-региональные особенности может проявляться сегодня в возникновении национальных учебных заведений. В Брянске сейчас работают две национальные школы: еврейская и армянская. Еврейская школа работает в обычном режиме, армянская является школой воскресной. В этих школах дети изучают родной язык, культуру, историю, традиции, творчество своего народа. Возникновение национальных учебных заведений характерно для диаспорических наций, живущих за пределами своей исторической родины. Во многих зарубежных странах, например, открываются русские школы для детей русской эмиграции. Психолого-педагогическая диагностика помогает своевременно выявлять проблемы обучения и развития школьников, организовывать адаптацию учащихся к новым ступеням обучения (например, в первом, в пятом классе), преодолевать сложные и конфликтные ситуации, возникающие в школе или в семье учащихся. Новые цели и условия обучения требуют применения учителем новых методов обучения, таких как дискуссия и диспут, ролевые и деловые игры, моделирование, проектирование, аналогия, погружение и др. 6. Модернизация современного образования. Модернизация образования заложена в «Концепции модернизации Российского образования». Модернизации подлежат все ступени и уровни образования, от дошкольного до высшего профессионального. Основными изменениями в средней школе является введение со второго класса иностранного языка и информатики, увеличение часов на физическую культуру до 3-х часов в неделю, создание профильных классов, начиная с 10-го, введение единого государственного экзамена в тестовой форме. Решение названных проблем зависит как от ученых-педагогов, так и от чиновников в сфере образования, и от учителей-практиков. Изучение теории обучения дает ориентиры и помогает определять направления работы для более быстрого и качественного решения названных проблем на уровне учебного заведения или органов управления системой образования. Date: 2015-06-07; view: 1445; Нарушение авторских прав |