Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические этапы развития дидактики





1 этап – донаучный: от возникновения обучения как социального феномена в первобытном обществе до работ Я.А. Коменского. Это этап интуитивного педагогического творчества, ситуативного осмысления педагогического процесса, обучение опирается на традиции и обычаи, научные разработки не ведутся.

2 этап – этап научных разработок: от появления трудов Я.А. Коменского до возникновения в 50-х годах ХХ века кибернетики как общей теории о процессах управления. Этот этап отмечен плодотворным развитием педагогических и дидактических теорий, выделением и формированием основных законов, закономерностей, принципов обучения.

В этот период получили развитие разнообразные дидактические концепции. Важнейшие из них:

Концепция Я.А. Коменского (1592 – 1670 гг., Чехия). В трактате «Великая дидактика» обосновал новую – классно-урочную – систему обучения, разработал ступени обучения в соответствии с возрастной периодизацией, выделил несколько основных принципов обучения, в частности, принцип наглядности, принцип природосообразности, принцип сознательности, считал необходимым вести обучение на родном языке. Являлся сторонником теории материального образования.

Концепция И.Ф. Гербарта (1762 – 1841 гг., Германия). Он понимал дидактику как целостную и непротиворечивую теорию обучения, разрабатывал теоретические основы дидактики. Ввел понятие воспитывающего обучения. Предложил к использованию дидактическую систему, названную впоследствии традиционной (не смешивайте с современным понятием «традиционное обучение»). Одной из главных задач своей дидактической системы он сделал задачу интеллектуального развития личности, но из-за несоответствия содержания и методов обучения поставленной цели эта задача осталась нереализованной. Сторонник теории формального обучения (дидактический формализм).

Концепция К.Д. Ушинского (1824 – 1870 гг., Россия). Русский педагог выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, педагогикой и психологией, высказывал идеи единства преподавания и учения, рационального и чувственного в обучении. Считал важным и необходимым учить детей учиться, предлагал сочетать активность и самостоятельность учеников с управляющей деятельностью учителя. Высказывался за необходимость четкого планирования педагогической деятельности. Его идеи заложили фундамент современной дидактической системы.

Концепция Д. Дьюи (1859 – 1952 гг., США). Педагог из Чикаго основное внимание обращал на активную роль ребенка в обучении, предложил принцип практической деятельности на основе личного опыта ребенка, разработал практические методы в обучении, высказывался за проектные методы. Его дидактическая система сегодня получила название педоцентристской (центром обучения является ребенок). В своей системе реализовывал задачу развития личности, формирования способности к интеллектуальной деятельности через активную позицию учащихся в обучении. Основные идеи педоцентристской системы обучения использовались в школах послереволюционной России. Д. Дьюи принадлежит к сторонникам теории прагматического обучения (дидактический утилитаризм, прагматизм).

3 этап – современный: от появления кибернетики до настоящего времени. Сегодня намечены тенденции решения научных и социальных задач по созданию новых теорий и концепций в педагогике и дидактике, отвечающих современной цели обучения, содействующих разностороннему развитию личности, ее самоопределению и самообразованию, например, концепции развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова и Леонида Владимировича Занкова, концепция личностно-развивающего обучения, введение в школах личностно-ориентированного подхода. Создаются и внедряются новые дидактические материалы, широкое применение в процессе обучения находят информационные технологии. Разрабатываются новые технологии обучения, например, технология критериально-ориентированного обучения, технология дистанционного обучения, технология Internet-обучения. Появляются новые образовательные и контролирующие программы, в том числе и с использованием компьютера. Повышенное внимание уделяется сегодня образованию, ориентированному на формирование социально-зрелой личности, готовой к жизни в обществе, способной критически воспринимать окружающую действительность и готовой к работе по ее изменению и совершенствованию. Для этого в школах вводится новый предмет – социальное проектирование. Современная дидактика является динамичной и активно развивающейся наукой, так как российское образование сегодня находится в процессе модернизации, реформирования и активного развития, а поэтому нуждается в новых научных разработках и обоснованиях вводимых инноваций.







Date: 2015-06-07; view: 6738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию