Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
В обучении познанием управляет и направляет его педагог, осуществляя деятельность преподавания. Само познание в обучении трансформируется в учебно-познавательную деятельность учащихся, которая называется учение. Познавательная деятельность является единством чувственного восприятия, теоретического абстрактного мышления и практической деятельности. Исследования педагогов и психологов говорят о первостепенной роли в обучении чувственного опыта учащихся. Чувственный опыт является той основой, на которой строится обучение, он поставляет материал для мышления. Чем богаче и разнообразнее чувственный опыт, тем успешнее обучение. При этом очень важно, чтобы ребенок не оказался в ситуации «двух миров», каждый из которых дает ученику особый опыт: мир школьных предметов и совершенно другой, реальный мир. Если это произойдет, то каждый мир будет существовать сам по себе, школьный опыт не найдет применения в жизни. Чем ближе будут два этих мира, тем лучше будет проходить обучение, потому что все изученное на уроках будет возможно применить в обычной жизни ребенка за стенами школы. Это возможно при правильной организации чувственного восприятия с постоянной опорой на жизнь и практику в обучении (так называемый принцип связи обучения с жизнью). Реализация этого принципа повышает активность учащихся в обучении, стимулирует активную мыслительную деятельность, самостоятельность, положительное отношение к изучаемому материалу. Сущность обучения сегодня рассматривается в следующих подходах: социологическом, педагогическом и психологическом (С.Ф. Петрушкин). Социологический подход. При таком подходе сущность обучения характеризуется как передача социального опыта подрастающему поколению и усвоение его школьниками. Развитие ребенка здесь рассматривается как управляемый процесс, который обеспечивает усвоение учеником определенных сторон опыта человечества. Философское понимание этой идеи заключается в том, что содержание образования зависит от социально исторических условий, в которых оно осуществляется. Педагогический, или дидактический, подход. Обучение с этой позиции представляет собой прохождение определенных этапов усвоения знаний на уроке, которые предопределяют весь ход учебного процесса: восприятие осмысление закрепление применение. Главное здесь – строгое соблюдение последовательности этапов усвоения знаний и организация деятельности. При таком подходе сложность и противоречивость познания снижается, развитие ученика сдерживается. Не все учащиеся способны усваивать материал именно в названном порядке: есть дети (кинестетики по типу восприятия), которым, чтобы понять и осмыслить новую информацию, необходимо применить вновь усвоенное на практике. У таких детей обучение протекает в соответствии с древнекитайской мудростью: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Но предложенная схема обучения не позволяет им работать в соответствии с их психическими особенностями, не говоря уже обо всех других учащихся, которым практическая деятельность так же может облегчить понимание и усвоение материала. В данном подходе восприятие и осмысление знаний, переход от одного этапа к другому становится механическим, с чем в полной мере нельзя согласиться. Психологический подход. В основе его – психологические теории усвоения знаний и развития человека. Истоки этого подхода идут от психологических взглядов Л.С. Выготского об опережающей роли обучения в развитии, о «ближайшей» зоне развития. Исходя из этих взглядов, обучение лишь тогда имеет смысл и протекает наиболее эффективно, когда оно строится на этой ближайшей зоне, основывается на механизмах развития, которые полностью еще не сформировались, но которые могут служить основанием для построения учебного процесса. При таком подходе учебный процесс приобретает функцию активного формирования тех психических качеств и свойств, на основе которых он строится. Обучение в данном подходе рассматривается как основное условие развития психических процессов, качеств личности ученика. Психологический подход к пониманию сущности обучения является сегодня основным. Однако сущность обучения, выводимая только из психологии, приводит к односторонней трактовке педагогического процесса. Для определения сущности обучения необходимо рассматривать все три подхода вместе. Цели обучения вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, но, прежде всего, из социального заказа. 1. Обеспечить развитие, полноценное формирование личности обучаемых: развитие мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и др. способностей. 2. Привести обучаемых к овладению системой знаний и способов практической и интеллектуальной деятельности. Данная иерархия целей принята сравнительно недавно. Ставшая сегодня главной цель развития личности недостаточно подкреплена существующими программами, однако она имеет огромное значение, так как развитие личности способствует более эффективному обучению и воспитанию. Задачи обучения: 1. Стимулировать учебно-познавательную активность учащихся. 2. Организовывать их познавательную деятельность. 3. Развивать мышление, память, другие психические процессы, творческие способности. 4. Совершенствовать учебные умения и навыки, как практического, так и интеллектуального характера. 5. Вырабатывать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру, содействовать формированию единой целостной картины мира. Основные компоненты обучения переплетаются, перемежаются с категориями. В частности, содержание, методы, средства обучения можно отнести и к компонентам, и к категориям. Но следует выделить и специфические компоненты обучения (С.Ф. Петрушкин). 1. Целевой компонент обучения – осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела, предмета в целом определяется требованиями общества. 2. Стимулирующе-мотивационный – осуществление мер по стимулированию интереса, потребностей обучения через развитие положительных мотивов. 3. Операционно-деятельностный – предусматривает организацию деятельности субъектов обучения с использованием разнообразных средств, форм, методов обучения. 4. Контрольно-регулирующий – одновременный контроль со стороны преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью учебных операций. Он предусматривает взаимодействие учителя и ученика и установление обратной связи. 5. Оценочно-результативный – оценка педагогами и самооценка учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление их соответствия поставленным задачам обучения и воспитания. Date: 2015-06-07; view: 8029; Нарушение авторских прав |