Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подобное длинное название – дань моде. В те времена было принято, чтобы название книги давало краткую информацию о ее содержании, подобно современной аннотации





 

Как мы видим, вначале дидактику называли искусством обучения, но рассматривали и описывали как науку.

Первоначально в сферу внимания дидактики, наряду с вопросами обучения, входили и вопросы воспитания, так как воспитание трактовалось как необходимое условие формирования нравов, соответствующих общественной морали, а воспитание нравов входило в содержание образования. По мере развития педагогики дидактика начинает концентрировать свое внимание только на вопросах теории образования и обучения.

Значительный вклад в становление и развитие мировой дидактики внесли: Жан Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Фридрих Гербарт, Фридрих Адольф Дистервег, Джон Дьюи. Из отечественных ученых выделяются:

Михаил Васильевич Ломоносов, который разработал собственную дидактическую систему и предложил использовать классно-урочную систему в России;

Константин Дмитриевич Ушинский, также создавший оригинальную дидактическую систему, в которой отразились его прогрессивные взгляды на обучение, и предложивший новый метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический;

Петр Федорович Каптерев, одним из первых обративший внимание на личность как главную цель образования и ставивший одной из основных задач школы содействовать развитию индивидуальности ребенка, он также отстаивал идеи саморазвития и самообразования ученика и обращал внимание на роль практической деятельности в обучении;

Василий Порфирьевич Вахтеров, разработавший несколько новых методов обучения, в частности, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и предметный метод обучения;

Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин, предложившие классификацию развивающих методов обучения;

Т.В. Кудрявцев, Мирза Исмаилович Махмутов, разработавшие концепцию проблемного обучения;

а также многие другие ученые, в том числе, авторы современных учебников.

Дидактика призвана дать ответы на три наиболее общих вопроса:

«Для чего обучать?» – вопрос о целях обучения и образования, дидактика помогает разработать соответствующие цели и связать их с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.

«Чему обучать?» – вопрос об отборе содержания образования, дидактика определяет содержание образования, разрабатывает образовательные стандарты, учебные программы и планы, методическое сопровождение к учебному процессу.

«Как обучать?» – вопрос о методах и средствах обучения, дидактика помогает отбирать дидактические принципы, методы и формы обучения, способствует эффективности педагогической деятельности.

Дидактика как наука имеет собственные объект и предмет исследования.

Объект и предмет исследования – научные категории, которые показывают, в какой научной области ведется исследование (объект) и что именно исследуется (предмет).

Объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь процессов образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.

Обучение характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, в результате которой происходит развитие и совершенствование знаний, умений, навыков и психических способностей. Преподаватель осуществляет деятельность, называемую преподавание, обучаемый включен в деятельность, называемую учение. В учении удовлетворяются познавательные потребности. Преподавание и учение всегда выступают в единстве, являются двухсторонним, бинарным процессом, невозможны в обучении один без другого. Они и составляют предмет изучения дидактики.

Предмет исследования дидактики представляет собой взаимосвязь деятельности педагога – преподавания и деятельности учащихся – учения, их взаимодействие в процессе обучения.

Задачи дидактики:

· исследование сущности, закономерностей и принципов обучения в связи с образованием учащихся, их творческой самореализаци­ей и развитием способностей;

· проектирование содержания образования, образовательных стан­дартов;

· разработка новых обучающих систем, образовательных техноло­гий, форм, методов и приемов обучения;

· конструирование систем диагностики, контроля и оценки обра­зовательных результатов;

· предсказание и прогнозирование результатов обучения на осно­ве разных концепций образования.

Можно выделить две функции дидактики.

Научно-теоретическая функция. Дидактика исследует реальные процессы обучения, дает знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывает сущность структурных и содержательных элементов процесса обучения.

Нормативно-прикладная функция. С помощью полученных теоретических знаний, дидактика помогает решать задачи, связанные с практикой обучения: координировать содержание и цели обучения, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать и внедрять в практику новые образовательные технологии.







Date: 2015-06-07; view: 641; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию