Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Важнейшие категории дидактики
Категориями в науке называют основные понятия, знание которых необходимо для понимания данной науки, ее законов и закономерностей, важнейших положений. Дидактика пользуется следующими категориями. 1. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, осуществляемый в системе специальных социальных институтов. Образование по этому определению рассматривается в четырех аспектах: как процесс, как результат, как система и как ценность. Образование как процесс представляет собой непрерывное, в течение всей жизни человека, движение к поставленным образовательным целям, к вершине развития и воспитания. Образование как результат рассматривается как некий уже достигнутый образовательный уровень, наличие которого подтверждается документом об образовании (аттестат, диплом). Образование как система включает в себя: 1) сеть образовательных учреждений разного уровня, Образование реализуется через обучение и воспитание, но воспитание не входит в сферу исследования дидактики. 2. Обучение – процесс, включающий преподавание и учение, направленный на овладение учащимися системой научных знаний, способов интеллектуальной и практической деятельности, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры. Обучение представляет собой двусторонний, или бинарный, процесс, это единство деятельности преподавания и деятельности учения. 3. Преподавание – обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, инструктирование, стимулирование, коррекцию и контроль. 4. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные (И.П. Подласый). Процесс обучения регулируется законами, закономерностями и принципами. 5. Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.Я. Лернер). Кроме законов, существуют еще и закономерности. 6. Закономерность трактуется либо как проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных, либо как общее проявление упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов (В.И. Загвязинский). Законы и закономерности связываются с практикой через принципы. 7. Принцип – деятельностное выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, нормативное указание, направляющее и регулирующее практику обучения, в соответствие с которым определяются цели, сущность, содержание, структура обучения. Обучение всегда имеет заданную цель. 8. Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Понятие цели связано с понятием результата. 9. Результат – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Достижение цели и получение результата обеспечивается усвоением определенного содержания. 10. Содержание (образования) – педагогически адаптированная система знаний, навыков, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к сохранению, воспроизводству и развитию материальной и духовной культуры общества (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Основными компонентами содержания являются знания, умения, навыки. 11. Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека. 12. Умения – овладение способами, приемами, действиями применения усвоенных знаний на практике. 13. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Для наибольшей эффективности усвоения содержания требуется применение определенных методов и средств. 14. Метод (обучения) – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение поставленных учебно-воспитательных целей (Ю.К. Бабанский). 15. Средство – предметная поддержка учебного процесса, материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения содержания образования. Методы и средства применяются внутри какой-либо формы организации обучения. 16. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики, содержания. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Применение в процессе обучения методов, средств и форм для реализации содержания образования должно быть четко организованным, упорядоченным и гармоничным, только тогда будет достигнута цель. Поэтому необходимо ввести еще одну категорию. 17. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Date: 2015-06-07; view: 779; Нарушение авторских прав |