Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воображение
1. В чем взаимосвязь творчества и воображения? 2. Какова роль воображения в творческой деятельности учителя? Приведите свои примеры. 3. Тема заседания дискуссионного клуба «Фантазия и воображение». Ваше выступление связано с развитием воображения у детей. Выделите возможные «за» и «против». Дайте краткую аргументацию. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 129 – 181. Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 69 – 101. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – 1991. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – 1990. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2000. – 456 с. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск: Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 15 – 26, 38 – 44, 129 – 184. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38 – 44.
Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа) Теоретические вопросы и задания: 1. Дидактические и философские законы обучения. Приведите примеры действия законов из собственного опыта или практики обучения. 2. Закономерности обучения. 3. Принципы обучения. Их характеристика. 4. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. Чем закон обучения отличается от дидактической закономерности? 2. Опираясь на анализ собственного опыта, сформулируйте несколько закономерностей своего обучения. 3. Выпишите названия принципов обучения из работ различных ученых-педагогов: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Г. Песталоцци, 4. Из известных учебников педагогики выпишите системы принципов, выделяемые различными авторами. Выделите те принципы, которые признаются всеми или большинством исследователей. Предложите свое объяснение тому, что одни принципы выделяются всеми педагогами, а другие не являются общепризнанными (принцип гражданственности, принцип положительного эмоционального фона, принцип оптимальности и т.д.). 5. Проанализировать систему принципов, предложенную голландским психологом К. Ван Парререном (в кн. О.П. Морозовой, С. 154), с точки зрения ее реализации в современной школе. Можно ли провести аналогию между принципами голландского психолога и принципами отечественной дидактики? 6. Проанализировать фрагмент урока и выделить проявившиеся законы, закономерности обучения, принципы, реализованные учителем. 7. Русский философ В.В. Розанов назвал три главных принципа школьного образования: принцип индивидуальности (необходимо обучать не ученика вообще, а каждую конкретную личность в соответствии с ее особенностями); принцип целости: (требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений); принцип единства типа (состоит в требовании, чтобы все образующие впечатления, падающие на данную единичную душу, или, что то же, исходящие из данной единичной школы, были непременно одного типа, а не разнородные или не противоположные). Выскажите свои аргументированные суждения по поводу этих принципов. 8. Познакомьтесь со следующей трактовкой традиционного принципа связи теории с практикой, а также с тремя правилами-рекомендациями по его применению. Сформулируйте, с чем вы согласны, а с чем нет. «С точки зрения марксистской философии, практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов. Одной из причин актуальности принципа связи теории с практикой для обучения является существующее в школах отчуждение теоретического обучения детей от их практической жизни. Учебный подход ‑ сначала теория, потом ее применение на практике - не является единственно верным. Данный принцип, говоря словами Я.А. Коменского, следует считать скорее "исправлением существующего в школах отклонения", чем руководством к действию. 1. Старайтесь не допускать в обучении расхождения: это знания, а это жизнь. Настоящие знания и есть жизнь. Изучение отчужденных -жизни — неэффективный и вредный с личностной точки зрения подход. 2. Практика — не есть область применения изученной теории, она всегда ее продолжение. В ходе практической деятельности ученик расширяет и углубляет свои теоретические представления, "наращивает теорию". Это возможно в том случае, если источником теории является сам ученик, его личностные знания, полученные в ходе его предшествующей деятельности, а не "переданные" ему учителем. 3. Обучайте детей технологии осмысленной деятельности. Всякую выполняемую учениками деятельность предлагайте им для последующего понимания и теоретического структурирования в виде модели. Сравнивайте разные модели деятельности и их эффективность. Показывайте детям преимущества осмысленной практики перед бездумной работой по теоретическому образцу». 9. Составьте свои правила к одному из принципов образовательного процесса. Правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятия с позиций личностно-ориентированного обучения. 10. Можно ли быть хорошим учителем (психологом) не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах, правилах обучения? 11. Составьте кроссворд по теме «Законы, закономерности, принципы обучения». 12. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем: Принципы обучения в концепциях современных ученых Принципы обучения в наследии классиков педагогики Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 48 – 90. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 31 – 51. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000. – С. 153 – 157. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 419 – 469. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 213 – 229. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 200 – 216. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 165 – 185. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 51 – 63. Тема 5. Содержание образования (6 часов) Теоретические вопросы и задания: 1. Содержание образования. Теории формирования. 2. Личностно-ориентированное содержание образования. Внешнее и внутреннее содержание образования. 3. Принципы формирования содержания образования, требования к содержанию образования. 4. Стандарт в образовании. Компоненты стандарта. Функции стандарта. 5. Базисный учебный план и учебные планы школ. 6. Учебные программы. Способы построения программ. Назовите достоинства и недостатки каждого из способов построения программы. Приведите пример школьного курса, выстроенного по тому или иному способу. 7. Учебники. Структура и требования к учебнику. Функции учебника. Учебные пособия. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. Рассмотрите различные определения понятия «содержание образования» и классифицируйте их по выбранному вами основанию: «сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественных отношений, производства» (Б.Т. Лихачев); «система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (И.Ф. Харламов); «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» (И.Я. Лернер); «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова); «содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» (В.С. Леднев); «образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение» (А.В. Хуторской). Сконструируйте собственное определение понятия «содержание образования». 2. Что имеется в виду, когда говорится о передаче опыта как содержания образования? Что в действительности передается и что «принимается» учеником? 3. Каковы причины наличия различных подходов к пониманию содержания образования (научная, конформистская, культурологическая концепции, знаниево-ориентированное содержание, личностно-ориентированное содержание). 4. Зависит ли перегрузка учеников от применяемого подхода к содержанию образования? 5. Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Каким образом можно учитывать данный компонент общего образования учащихся при итоговой оценке уровня их подготовки как выпускников школы? 6. Подтвердите или опровергните мысль о том, что личностное содержание образования учеников может быть недостаточного качества, поскольку дети не являются идеально подготовленными для того, чтобы создавать продукцию высокого уровня. 7. По отношению к образовательной продукции ученика существуют диаметрально противоположные точки зрения. Например, Л.Н. Толстой говорил, что в сочинениях крестьянских детей можно обнаружить творческую силу, не уступающую произведениям Гете. Л.С. Выготский критиковал и отрицал такую позицию, считая, что стихийное творчества детей обречено «оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм». Сформулируйте аргументы в пользу той или иной позиции, опираясь на свои взгляды и представления. 8. В содержание образования можно включать исследование реальных объектов и явлений, исследование понятий об объектах и исследование деятельности, ведущей к познанию объекта. Какое содержание можно рассматривать приоритетным в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном содержании образования? Почему? 9. Как содержание образования должно соотноситься с деятельностью учеников и их индивидуальностью? 10. Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Кто или что является источником и носителем этих деятельностей? 11. Чем, на ваш взгляд, способы научной деятельности отличаются от способов учебной деятельности и от способов рефлексивной деятельности? 12. Возможно ли разграничение федерального и национально-регионального компонентов образования внутри одного базового учебного курса? Приведите примеры. 13. Ознакомьтесь с базисным планом средней общеобразовательной школы. Перепишите его в тетрадь. 14. Проанализируйте учебные планы профильных классов и сравните их с базисным планом средней школы. 15. На основе базисного учебного плана профильных образовательных учреждений РФ составьте рабочий учебный план для школы по выбранному вами профилю. Обоснуйте необходимость и целесообразность вводимых вами учебных курсов и отводимой на них недельной учебной нагрузки. 16. Какие проблемы позволяет решать составление учениками индивидуальных программ по учебным предметам? 17. Как учебник должен быть связан с другими носителями содержания образования, в том числе с образовательной продукцией учеников? Не приведет ли включение в учебник ученического содержания к понижению его качества? 18. Проанализируйте параграф учебника по выбранному вами предмету и классу. Выпишите следующие компоненты текста параграфа: Ø личностная значимость для ученика, обращение к читателю; Ø термины, ключевые понятия их определения; Ø законы, теории, ведущие идеи; Ø перечень предлагаемых ученику видов деятельности: методы познания, способы усвоения, самостоятельный поиск знаний, правила применения знаний и др.; Ø характеристика задач, опытов, упражнений, экспериментов, самостоятельных работ; степень интерактивности материала, обратная связь с учениками; Ø иллюстративный ряд, изобразительные средства; Ø обзорный материал, систематизирующие и интегрирующие средства, выводы. 20. Составьте кроссворд по теме «Содержание образования». 21. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем: Государственный образовательный стандарт Нормативные документы, отражающие стандарт содержания образования 22. Выполните конспект книги: Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.11 – 22. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 51– 68. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 230 – 257. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 217 – 218, 320 – 325. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 50 – 63. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 214 – 245. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 75 – 129, 184 – 200.
Тема 6. Методы обучения (6 часов) Теоретические вопросы и задания: 1. Развитие взглядов на методы обучения в истории педагогики. Взгляды Я.А. Коменского, Д. Дьюи, В.П. Вахтерова и др. 2. Метод как дидактическая категория. Особенности методов обучения. 3. Соотношение методов, приемов и правил обучения. Приведите свои примеры. 4. Выбор методов обучения. 5. Классификация методов обучения по различным основаниям и их характеристика. 6. Назовите методы личностно-ориентированного обучения. Предложите основания для классификации таких методов. 7. Современные методы обучения. 8. Анализ урока с выделением методов обучения. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. Познакомьтесь с аргументацией В.К.Дьяченко по отношению к методам обучения (Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 53 –184), сделайте краткий конспект. Изложите свои аргументы по вопросам: 1) что такое метод обучения? 2) сколько может быть методов обучения? 2. Проанализируйте определения, которые давали методам обучения российские дидакты на протяжении 20 века (Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия. – 2002. – С. 221 – 222). Ответьте на вопросы: Какие из определений можно использовать в современной дидактике, какие – нет и почему? Какие основные отличия в определениях разных лет можно выделить? В чем, по-вашему, причина возникновения этих отличий? 3. Соотношение методов, приемов и правил обучения. Метод беседы может существовать в двух вариантах: беседа продуктивная, направленная на формирование новых знаний, и беседа репродуктивная, позволяющая закрепить и проверить качество усвоения материала. Приведенные ниже приемы и правила отнесите к той или иной беседе, заполнив таблицу (в одном методе может быть несколько приемов, к одному приему может быть несколько правил):
Приемы: 1. Организация внимания, актуализация знаний. 2. Подведение итогов. 3. Постановка вопросов. 4. Анализ ответов и гипотез, формулировка выводов. Правила: a) беседу необходимо связать с жизнью и опытом ребенка. b) вопросы формулируются в доступной форме. c) необходимо рассмотреть все выдвинутые гипотезы и все варианты ответов, не отвергая ни одного безосновательно. d) ясно определить цель и тему беседы. e) вопросы должны стимулировать как воспроизведение материала, так и размышления. f) необходимо сделать общие выводы об уровне усвоения темы группой в целом, а также дать рекомендации отдельным учащимся по работе над сложными для них вопросами. g) необходимо показать сложность и интересность проблемы. h) вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать собственные размышления учащихся. i) необходимо привлекать учащихся к анализу ответов и формулировке выводов. j) важно создавать проблемные ситуации, связанные с деятельностью учащихся. k) цепочка вопросов выстраивается таким образом, чтобы последующий вопрос опирался на предыдущий ответ, и сложность вопросов нарастала. Продолжите таблицу самостоятельно. Предложите приемы и правила для таких методов, как рассказ, эксперимент, демонстрация, наблюдение, практическая работа. 4. Используя свои знания о существующих методах обучения, заполните таблицу:
5. Какова связь методов и целей обучения? Методов и содержания обучения? 6. Проанализируйте фрагмент урока и покажите, какие методы обучения использовал учитель на уроке. 7. Разработайте фрагмент урока с использованием какого-либо нового метода. 8. Выполните конспект статьи: Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика 1998. – №1. – С. 28 – 34. 9. Написать мини-реферат на одну из предложенных тем: Современные методы обучения Разнообразие методов обучения в современной школе 10. Составьте кроссворд по теме «Методы обучения». Литература: Выбор методов обучения в современной школе / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С. 35 – 36. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 259 – 282. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 216 – 244. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 174 – 180.
Тема 7. Средства обучения (4 часа) Теоретические вопросы и задания: 1. Понятие о средствах обучения. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «средства обучения», «средства наглядности», «дидактические средства» 3. Классификация средств обучения и их характеристика. 4. Материальные и идеальные средства обучения. Приведите примеры использования в уроке материальных и идеальных средств обучения. 5. Средства преподавания и средства учения. Приведите свои примеры. 6. Технические средства обучения и особенности их использования. 7. Речь как средство обучения. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание? 2. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами? 3. Сформулируйте принципы или правила, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения (стандарты) на федеральном, национально-региональном и школьном уровнях. 4. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. 5. Проанализируйте урок и покажите, какие средства обучения использовал учитель на уроке. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 284 – 308. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180 – 184.
Тема 8. Формы организации обучения (8 часов) Теоретические вопросы и задания: 1. Понятие о формах организации обучения. 2. Классификация организационных форм обучения. 3. Общие формы обучения. 4. Организация домашней работы учащихся. Виды домашних заданий. 5. Дополнительные формы организации обучения: конференции, лекции, семинары, практикумы. 6. Вспомогательные формы организации обучения: факультативы, кружки и клубы по интересам. 7. Урок – основная форма обучения. Требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. 8. Типология и структура уроков. 9. Нетрадиционные уроки. 10. Характеристика исторически возникших систем обучения (индивидуальное обучение; классно-урочная система и ее разновидности: белль-ланкастерская и дальтон-план; бригадно-лабораторная; проектная; лекционно-семинарская и план Трампа). 11. Анализ урока. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. В чем преимущества и недостатки каждой формы обучения? Какие дидактические задачи решает каждая из общих форм обучения? 2. Что можно назвать основным противоречием классно-урочной системы? Как можно его устранить в настоящее время? Разработайте свой вариант решения этой проблемы. 3. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах? 4. Разработайте урок в нетрадиционной форме по выбранной теме для любого класса. 5. Какие новые формы обучения и системы форм организации обучения разрабатываются в последнее время? С какой целью вводятся в процесс обучения эти разработки? 6. Просмотрите и проанализируйте урок. Укажите: Ø цель посещения урока, Ø цели урока и их достижение, Ø тип урока и обоснованность его выбора, Ø структура и содержание урока в соответствие с выбранным типом урока, Ø организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудование урока), Ø эффективность использования методов и средств обучения на уроке, Ø деятельность учащихся на уроке (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, интерес к уроку, отношение к учителю, культура речи и труда), Ø деятельность учителя (умение владеть классом, организовать его работу, индивидуальный подход к учащимся, педагогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид), Ø результаты урока и их соответствие целям урока, Ø замечания и пожелания учителю. 7. Составьте кроссворд по теме «Формы организации обучения», «Исторические системы организации обучения». 8. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем: Урок как форма обучения в истории образования. Я. А. Коменский и классно-урочная система. Нетрадиционные уроки в современной школе: «за» и «против». 9. Выполнить конспект: Культура современного урока / Под. ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 73, 124 – 128. Литература: Амонашвили Ш.А. Хвала уроку // Воспитание школьников. – 1990. – №1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 217 –241. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 130 –144. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с. Кульневич В.С. Анализ современного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. Культура современного урока/ Под. Ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск: Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 519 – 543. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 309 – 326. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 94, 124 – 133. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 244 – 260. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251 – 268. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 169 – 180, 533 – 540. Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа) Теоретические вопросы и задания: 1. Диагностика качества образования. 2. Контроль в обучении и его функции. 3. Методы и принципы контроля. 4. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации. 5. Способы выражения результатов проверки: оценка и отметка. 6. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. В чем сходство и отличие понятий «диагностика», «контроль», «проверка». 2. Приведите примеры разнообразных форм и приемов устного и письменного контроля. Укажите возможные условия, в которых они могут применяться. 3. В чем преимущества и недостатки устного контроля, письменного контроля? 4. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее? 5. Ш.А. Амонашвили говорил: «Двойки – костыли хромой педагогики». Поддержите или опровергните высказывание педагога. Почему он так относился к двойкам? Каково отношение Ш.А. Амонашвили к отметкам вообще? 6. Как ликвидировать имеющуюся у школьников зависимость от отметок и перевести их внимание на содержание своих образовательных результатов? 7. Прочитайте фрагмент журнала личных достижений ученика 1-го класса. Выберите высказывания, которые могут рассматриваться как оценки. 16.09. «Напечатал» красками цветную букву «С». 17.09. Слепил дерево. Придумал и нарисовал очень сложный орнамент. Залез на шест. 19.09. Спросил: «Почему листик не хочет отрываться от ветки?» (послушав стихи об осени из альбома «Светлячок», изд. 1909 г.). 20.09. Смешал много разноцветного пластилина и получился один зеленый. 23.09. Научился ударять по мячу в лапте. 25.09. Старательно и с интересом рисовал геометрические фигуры. Рука «твердая». Хуже получаются круглые формы. 27.09. Нарисовал корабль, отбивающийся от врагов. «Примеры с числами всякие получились». 08.10. Выиграл приз на самую лучшую находку в природе: нашел красивый лист, похожий на закат солнца. 10.10. Вместо «математического» домика для чисел графически изобразил интересный узор из перьев Жар-птицы (задание прошедшего урока). Охотно участвовал в сочинении сказки. 11.10. Построил с Ильей дворец из кубиков. Заработал 1 очко в лапту. Хорошо считал, почти не ошибался. 14.10. Излагал свою версию о происхождении мира из воздуха. 18.10. С краской работал смело, индивидуально. 22.10. Нашел по дороге в школу и принес в класс красивый белый камень, «который блестел». Слушал у шестиклассников защиту творческой работы по математике (о нуле и бесконечности) и понял эту идею. Нарисовал День и Ночь в представлении древних греков. 24.10. Участвовал в подготовке к спектаклю. Сделал рисунок для газеты. 25.10. Очень заинтересовался древним символом «Аусеклис», несколько раз пытался его нарисовать. Играл Зевса, рисовал на живописи снег. 29.10. В Пушкинском музее наибольший интерес проявил к сценам битв (римские воины, люди и кентавры). 31.10. В «греческой школе» на природе придумал и сформулировал несколько оригинальных вопросов. Победил в конкурсе с вопросом: «Почему светит солнце, а снег не тает?» 8. Единый государственный экзамен предназначен для проверки и оценки базового уровня подготовки выпускников общеобразовательной школы. Но каждый школьник имеет и личностные достижения и успехи в учебе. Каким образом можно оценить индивидуальное своеобразие итоговых образовательных результатов учащихся? 9. Разработать тестовую проверочную работу по дидактике по одной из изученных тем. 10. Проанализировать две-три тестовые работы, составленные студентами группы, с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к тестовым заданиям. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180. Кукушин В.С. Дидактика. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2001. – С. 236 – 277. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424. Пискунов А.И. Трудовое обучение и воспитание в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. М., 1976. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с. Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа) Теоретические вопросы и задания: 1. Диагностика потенциальных возможностей учащихся (диагностика обучаемости). Оценка темпа усвоения, темпа продвижения и темпа прироста результатов. 2. Понятие неуспеваемости и ее причины. 3. Преодоление неуспеваемости. 4. Мотивация, активизация, стимулирование как способы профилактики отставания в учебе. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. С какой целью проводится диагностирование обучаемости? 2. Подготовить листы с заданиями для проверки темпа усвоения с использованием материалов по различным разделам наук. Листы должны содержать: формулировку и расшифровку понятия, предлагаемого к усвоению, вопросы и задания для эталонного теста контроля усвоения. 3. Предложите вариант программы преодоления неуспеваемости учащихся в зависимости от той или иной причины неуспеваемости. Обсудите варианты на семинаре. 4. Неуспеваемость, неуспешность, отставание в учебе: в чем сходство и различие понятий. Приведите примеры. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 557 – 570. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 190 – 201.
Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа) Теоретические вопросы и задания: 1. Типология образовательных учреждений России. 2. Типология и многообразие образовательных учреждений зарубежных стран: Англия, США, Германия, Франция, Япония и др. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. По итогам изучения системы образовательных учреждений зарубежных стран составьте сравнительную таблицу:
Литература: Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1992. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. Желбанова Р.И. Современные зарубежные системы образования. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 128 с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1998. – С. 531 – 544. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 233 – 245. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 50 – 63. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 108 – 112. Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов) Теоретические вопросы и задания: 1. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный. 2. Концепции развивающего обучения: Л.В.Занков, В.В.Давыдов, концепция поэтапного формирования умственных действий, концепция проблемного обучения, концепция З.И. Калмыковой. 3. Характеристика образовательных технологий. 4. Современные технологии обучения: поисково-исследовательская, имитационная (моделирующая), технология критериально-ориентированного обучения. 5. Информационные технологии в обучении. 6. Технологии дистанционного обучения. 7. Альтернативные технологии обучения (Р. Штейнер, М. Монтессори). 8. Локальные технологии: активизация познавательной деятельности учащихся, организация самостоятельной работы учащихся. Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре: 1. Сравните между собой традиционное и личностно-развивающее обучение, трациционный и личностно-ориентированный подход в обучении. Сформулируйте свое отношение к данным концепциям и подходам. 2. Чем дистанционное обучение отличается от дистанционного образования? 3. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удаленного от педагога ученика? 4. Перечислите факторы, от которых зависит эффективность дистанционного обучения. 5. Существует мнение, что использование телекоммуникационных технологий подходит предметам естественно-математическим и техническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения. 6. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты. 7. В школе М. Монтессори преимущественно проводятся занятия с искусственно созданными пособиями. При этом ограничивается изучение реальной жизни. Предложите подход, с помощью которого можно сбалансировать работу детей с искусственно созданными для них пособиями и естественным окружением. Как преодолеть ограниченное изучение реальной жизни? 8. Сравните занятие на тему «Соль» (возраст детей 8-9 лет), проводимое в двух различных дидактических системах: Монтессори и Дьюи. В обеих системах познание мира происходит посредством эксперимента, через практическую деятельность детей. Но, если в школе Монтессори основная идея — это развитие чувств, то в школе Дьюи — развитие активности, прагматического восприятия обучения. Дополните таблицу характеристиками элементов занятия на одну тему в разных системах обучения: Date: 2015-06-07; view: 2380; Нарушение авторских прав |