Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В основу разработки разделов представленной программы «Теория обучения» положена концепция классического и личностно-ориентированного обучения





В основу разработки разделов представленной программы «Теория обучения» положена концепция классического и личностно-ориентированного обучения, представленные в академической литературе. Это согласуется с междисциплинарным характером курса. Логика курса выстроена на формировании ключевых, необходимых на современном этапе образовательных компетенций выпускников данного направления.

 

 


Часть 2

Планы лекционных занятий

Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)

1. Понятие и сущность дидактики как науки.

2. Важнейшие категории дидактики.

3. Исторические этапы развития дидактики.

4. Актуальные проблемы современного образования.

5. Дидактическая система, ее компоненты.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 5 – 27.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 7-12.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 117 – 147.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 292 – 314.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 3 – 15.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 15 – 31.

Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 13 – 48, 91 – 142.

Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.

 

Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)

1. Сущность обучения.

2. Особенности и характеристика обучения.

3. Движущие силы и противоречия обучения.

4. Целостность, системность и комплексность процесса обучения.

5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя.

6. Учение – деятельность учащихся.

7. Функции обучения.

Литература:

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 149 – 212.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 147 – 161.

Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 255 – 297.

Межпредметные связи. Философия: диалектика.

 

Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)

1. Взаимосвязь обучения и развития.

2. Понятие развивающего обучения.

3. Логика учебного процесса и движение познания человека.

4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения.

5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения.

6. Практика и ее особенности.

Литература:

Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 69 – 101.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2000. – 456 с.

Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск:
БИПКРО, 1996. – 159 с.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 15 – 26, 129 – 184.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38 – 44.

Межпредметные связи. Психология: личность, развитие личности. Философия: гносеология.

 

Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)

1. Общее представление о законах и закономерностях обучения.

2. Законы обучения: дидактические и философские.

3. Закономерности обучения.

4. Понятие о принципах обучения.

5. Система принципов современного обучения.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 48 – 90.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 31 – 51.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 419 – 469.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 213 – 229.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 200 – 216.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 165 – 185.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 51 – 56.

Межпредметные связи. Философия: законы диалектики.

 

Тема 5. Содержание образования (4 часа)

1. Содержание образования, исторические теории формирования.

2. Содержание современного российского образования.

3. Личностно-ориентированное содержание образования.

4. Требования к содержанию образования.

5. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 51– 68.

Краевский В.В. Содержание образование: вперед к прошлому. – М., 2001.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 230 – 257.


Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 184 – 200.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 214 – 245.

Хуторской А.В. Современная дидактика.- СПб.: Питер, 2001. – С. 168 – 255.

Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.

 

Тема 6. Методы обучения (4 часа)

1. Понятие метода в обучении.

2. Выбор методов в процессе обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Понятие методической системы.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 259 – 282.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 216 – 244.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 174 – 180.

Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования, теория воспитания.

Тема 7. Средства обучения (4 часа)

1. Понятие средств обучения.

2. Классификация средств обучения.

3. Материальные и идеальные средства обучения.

4. Средства преподавания и средства учения.

5. Речь как средство обучения.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 284 – 308.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180 – 184.

Межпредметные связи. Педагогика. Филология. Информатика.

Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)

1. Понятие о формах организации обучения и их развитие в дидактике.

2. Классификация форм обучения.

3. Характеристика ведущих форм обучения.

4. Урок – основная форма организации обучения.

5. Нетрадиционные уроки.

6. Анализ урока.

7. Понятие об организационной системе обучения.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 233 – 249.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 130 – 144.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 519 – 543.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 309 – 326.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 244 – 260.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251 – 268.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 169 – 174.

Межпредметные связи. Педагогика: теория воспитания.

 

Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)

1. Диагностика качества образования.

2. Контроль в обучении.

3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации.

4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180.


Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201.

Межпредметные связи. Педагогик: теория и методика воспитания.

Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)

1. Диагностика потенциальных возможностей учащихся (диагностика обучаемости).

2. Понятие неуспеваемости и ее причины.

3. Преодоление неуспеваемости.

Литература:

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201.

Межпредметные связи. Психология. Социология.

Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)

1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики.

2. Типология современных образовательных учреждений.

3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: ДОУ, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.

Литература:

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 50 – 63.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 108 – 112.

Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.

 

Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
(6 часов)

1. Концепция личностно-развивающего обучения.

2. Подходы в обучении: традиционный и личностно-ориентированный.

3. Проблемы обучения и развития: концепции развивающего обучения.

4. Краткая характеристика образовательных технологий.

5. Современные технологии обучения.

6. Альтернативные технологии обучения.

Литература:

Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М., 1999. – С. 126 – 135.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 95 –130.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 512 – 519.

Ретивых М.В., Фомин Н.В. Педагогические технологии авторских школ. – Брянск, 2000. – С. 47 – 51.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – С. 14 – 20.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 260 – 280.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 185 – 214, 406 – 409.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 319 – 330, 338 – 373, 507 – 518.


Межпредметные связи. Технология.

 

Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)

1. Понятие инновации в образовании.

2. Инновационные школы.

3. Учителя-новаторы и их технологии.

4. Авторские школы.

Литература:

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 179 – 229.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 425 – 439.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С.14 – 20, 45 – 47, 69 – 73, 150 – 154, 176 – 179.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 543 – 550.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 271 – 275, 281 – 309.

Межпредметные связи. Педагогика: управление образовательными системами.

 

Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)

1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.

2. Модернизация общего образования.

3. Система единых государственных экзаменов.

4. Концепция перехода на 12-летнее обучение.

5. Модернизация профессионального образования.

Литература:

Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. – (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования»).

Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 174 – 182.

Межпредметные связи. Педагогика: теория обучения.








Date: 2015-06-07; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию