Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В основу разработки разделов представленной программы «Теория обучения» положена концепция классического и личностно-ориентированного обучения
В основу разработки разделов представленной программы «Теория обучения» положена концепция классического и личностно-ориентированного обучения, представленные в академической литературе. Это согласуется с междисциплинарным характером курса. Логика курса выстроена на формировании ключевых, необходимых на современном этапе образовательных компетенций выпускников данного направления.
Часть 2 Планы лекционных занятий Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа) 1. Понятие и сущность дидактики как науки. 2. Важнейшие категории дидактики. 3. Исторические этапы развития дидактики. 4. Актуальные проблемы современного образования. 5. Дидактическая система, ее компоненты. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 5 – 27. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 7-12. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 117 – 147. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 292 – 314. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 3 – 15. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 15 – 31. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 13 – 48, 91 – 142. Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.
Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов) 1. Сущность обучения. 2. Особенности и характеристика обучения. 3. Движущие силы и противоречия обучения. 4. Целостность, системность и комплексность процесса обучения. 5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя. 6. Учение – деятельность учащихся. 7. Функции обучения. Литература: Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 149 – 212. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 147 – 161. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 255 – 297. Межпредметные связи. Философия: диалектика.
Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа) 1. Взаимосвязь обучения и развития. 2. Понятие развивающего обучения. 3. Логика учебного процесса и движение познания человека. 4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения. 5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения. 6. Практика и ее особенности. Литература: Возрастная и педагогическая психология / Под ред А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 69 – 101. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2000. – 456 с. Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск: Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 15 – 26, 129 – 184. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 38 – 44. Межпредметные связи. Психология: личность, развитие личности. Философия: гносеология.
Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов) 1. Общее представление о законах и закономерностях обучения. 2. Законы обучения: дидактические и философские. 3. Закономерности обучения. 4. Понятие о принципах обучения. 5. Система принципов современного обучения. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 48 – 90. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 31 – 51. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 419 – 469. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 213 – 229. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 200 – 216. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 165 – 185. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 51 – 56. Межпредметные связи. Философия: законы диалектики.
Тема 5. Содержание образования (4 часа) 1. Содержание образования, исторические теории формирования. 2. Содержание современного российского образования. 3. Личностно-ориентированное содержание образования. 4. Требования к содержанию образования. 5. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 51– 68. Краевский В.В. Содержание образование: вперед к прошлому. – М., 2001. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 230 – 257. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 184 – 200. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 214 – 245. Хуторской А.В. Современная дидактика.- СПб.: Питер, 2001. – С. 168 – 255. Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.
Тема 6. Методы обучения (4 часа) 1. Понятие метода в обучении. 2. Выбор методов в процессе обучения. 3. Классификация методов обучения. 4. Понятие методической системы. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 259 – 282. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 216 – 244. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 174 – 180. Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования, теория воспитания. Тема 7. Средства обучения (4 часа) 1. Понятие средств обучения. 2. Классификация средств обучения. 3. Материальные и идеальные средства обучения. 4. Средства преподавания и средства учения. 5. Речь как средство обучения. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 284 – 308. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180 – 184. Межпредметные связи. Педагогика. Филология. Информатика. Тема 8. Формы организации обучения (6 часов) 1. Понятие о формах организации обучения и их развитие в дидактике. 2. Классификация форм обучения. 3. Характеристика ведущих форм обучения. 4. Урок – основная форма организации обучения. 5. Нетрадиционные уроки. 6. Анализ урока. 7. Понятие об организационной системе обучения. Литература: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 233 – 249. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 130 – 144. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 519 – 543. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 309 – 326. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 244 – 260. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251 – 268. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 169 – 174. Межпредметные связи. Педагогика: теория воспитания.
Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа) 1. Диагностика качества образования. 2. Контроль в обучении. 3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации. 4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201. Межпредметные связи. Педагогик: теория и методика воспитания. Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа) 1. Диагностика потенциальных возможностей учащихся (диагностика обучаемости). 2. Понятие неуспеваемости и ее причины. 3. Преодоление неуспеваемости. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 543 – 570. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201. Межпредметные связи. Психология. Социология. Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа) 1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики. 2. Типология современных образовательных учреждений. 3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: ДОУ, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения. Литература: Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 50 – 63. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 108 – 112. Межпредметные связи. Педагогика: история педагогики и образования.
Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии 1. Концепция личностно-развивающего обучения. 2. Подходы в обучении: традиционный и личностно-ориентированный. 3. Проблемы обучения и развития: концепции развивающего обучения. 4. Краткая характеристика образовательных технологий. 5. Современные технологии обучения. 6. Альтернативные технологии обучения. Литература: Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М., 1999. – С. 126 – 135. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 95 –130. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 512 – 519. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Педагогические технологии авторских школ. – Брянск, 2000. – С. 47 – 51. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – С. 14 – 20. Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 260 – 280. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 185 – 214, 406 – 409. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 319 – 330, 338 – 373, 507 – 518. Межпредметные связи. Технология.
Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа) 1. Понятие инновации в образовании. 2. Инновационные школы. 3. Учителя-новаторы и их технологии. 4. Авторские школы. Литература: Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 179 – 229. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 425 – 439. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С.14 – 20, 45 – 47, 69 – 73, 150 – 154, 176 – 179. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 543 – 550. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 271 – 275, 281 – 309. Межпредметные связи. Педагогика: управление образовательными системами.
Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов) 1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации. 2. Модернизация общего образования. 3. Система единых государственных экзаменов. 4. Концепция перехода на 12-летнее обучение. 5. Модернизация профессионального образования. Литература: Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. – (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования»). Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С. 174 – 182. Межпредметные связи. Педагогика: теория обучения. Date: 2015-06-07; view: 697; Нарушение авторских прав |