Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика науки как процесс порождения нового знания





Проблема роста научного знания - центральная проблема философии науки.

Выд. три стадии разв. науки – додисц.; дисц. (XIXв.) – различ. науки о природе и духе; междисц. – исслед. погранич. «зон» (втор. пол. XXв.)

I. Преднаука – это нач. стадия разв. науч. знания, котор. связ. с цивилиз. уровнем разв. регионов мира. Формир. больш. фактологич. база в области геологии, астрон., медицины, металлург., архит., стр-ва и т.д.

Она носила рецептур. хар-р знания. отсутств. больших теорий, не связ. с др. с-мами знания, кроме алхимич. практики. Объекты сакральные привязывались к ритуал. практикам. С-ма знания была связ. с религ. с-мой. Шир. распр-я науч. знание не получ.

Античность (появл-е 7в. до н.э.). Отдел. от миф. и религ. Фалес и Пифагор – сконструир. с-му науч. знания. Фалес вв. понятие «док-во». Требование публич. док-ва. Появ. геом., заклад. основы теор. мышления, понимание науки как теории.

Матем. как наука, механика как искусство, наравне с ремесл. статусом.

Поним. науки: обоснование логично, утв. должно быть док-но, умозрительность.

Наука: (по Пифагору – число как причинная сущность) матем., музыка, астрономия. Ф. как конгломерат наук. Науки, изуч. причины (метафизика), послед. причин (физика).

Аристотель: науки творческие, науки практич. (политика). Отдельно стоит логика (четкий критерий различ. истин-ти и лжи). Логика играет методол. роль. Критерий научности: логика. Характ-ка: логоцентризм.

Наука античности – дедуктивная. Филос. возн. как критич. отнош. к знаниям.

Средневек. наука. Текстоцентрич. с-ма: текст выступ. осн. источником знания. Уровни чтения: Священное Писание (Ветхо и Новозаветные Книги Бытия), Творения Святых Отцов церкви (патристич. традиция).

Наука схоластична. 7 искусств творч. (с/х, медицина, текстура, произ-во оружия, орг-ция театр. представлений) и 7 свободных (диалектика, грамм-ка, риторика, арифм., геом., история, музыка).

Наука умозрительна, не предусм. возм-ти новых открытий и иссл-ний.

Новое время (XVIв.). Принципы механицизма как всеобщие. Понятие спроектир-го эксперимента. Наблюд-ть фактов. Методол. зав-ть от философии. Предпочт-е описат. методологии. Формир. матем. естествознание. Популяризация просвещения. Замена церков. образов. на светское.

Втор. пол. XIXв. Развитие органич. химии. Вновь ввод. понятие интерпретации. Появл. возм-ть исп-ния науч. метафор, понятие случайности. Прогресс в психологии.

Конец XIX – нач. XXв. Признание роли иссл-ля. Объект иссл-ния не сущ. сам по себе. Непрозрачные (непознав-мые) объекты. Отказ от ценностно-нейтр. статуса науки. Появл. «чистой» науки: появ. теор. обобщений, теорий, котор. эксперим-но не могут быть подтв.

В истории науки сущ. два крайних подхода к анализу развития науч. знания и механизмов этого развития.

Кумулятивизм (кумул. теории) (от лат.- увеличение, скрепление) счи­тает, что разв. знания происх. путем постеп. до­бавления новых положений к накопленной сумме знаний. Сторонники кумулятивизма представляют развитие науч. знания как простое посте­п. умножение числа накопленных фактов и ув. сте­пени общности устанавливаемых на этой основе законов.

Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких–либо устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается в виде непрекр. борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Теория научных революций Куна, множ-во теорий у Лакатоса и Фейерабента.

Интернализм и экстернализм в объяснении динамики научного знания.

Интернализм – классич. позитивистский подход. Осн. силой разв. науки явл. ее внутр. логика построения. Эволюц. науч. идей, логика рассужд., язык проводят трансформ. науки. Динамика науч. знания – следствие внутр. развития науки. Она связана с природой, структурой научного мировоззрения. Сюда входят: эволюция интеллектуальных традиций; объективная логика объяснения, решения научных проблем; соотношение логического и методологического приоритетов; характер научного языка описания.

Экстернализм. Факторы, определяющие рост научного знания – социоисторический, экономический, технический, культурный и даже религиозный.

В отеч. ф.н. сформир. подход. к поним. динамики науч. знания (Степин, Горохов, Розин).

Можно выд. след. сит., которые характ-ют процесс разв. науч. знания:

1. Взаимод. науч. картин мира и опытных фактов.

2. Формир. первич. теор. схем и законов – выявл. в теор. форме обобщ-ных и систематизир. фактов, котор. приобр. норматив. хар-р для той или иной сферы иссл-ния. Между фактами и теор. формир. категор. стр-ра.

3. Становление и разв. теорий. Модель выводного знания, претенд. на истинность, адекв., очевидность описания.

 

Традиционная классич. гносеология опис. движе­ние научно-познав. процесса как ход мышления от воп­роса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего доста­точного обоснования превращается в теоретическую модель. Таким образом, гносеологическая цепочка: вопрос-проблема-гипотеза-тео­рия скрепляет развивающееся научное знание.

 

Ньютон объяснял динамику научного знания как накопление.

Бэкон: подлинная наука проявляет себя в борьбе с устоявшимися стереотипами, ложными предрассудками, находит основание для своего развития в опыте.

О. Конт выделял 3 стадии развития науки по степени доступности, открытости знаний и связанные с ней политические устройства:

1) религиозная – закрытая, сакральная – теократия;

2) метафизическая – ограниченно свободный человек – аристократия;

3) научная (позитивистская) – всеобщая – демократия.


 

Date: 2015-06-06; view: 707; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию