Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Проблема роста научного знания - центральная проблема философии науки. Выд. три стадии разв. науки – додисц.; дисц. (XIXв.) – различ. науки о природе и духе; междисц. – исслед. погранич. «зон» (втор. пол. XXв.) I. Преднаука – это нач. стадия разв. науч. знания, котор. связ. с цивилиз. уровнем разв. регионов мира. Формир. больш. фактологич. база в области геологии, астрон., медицины, металлург., архит., стр-ва и т.д. Она носила рецептур. хар-р знания. отсутств. больших теорий, не связ. с др. с-мами знания, кроме алхимич. практики. Объекты сакральные привязывались к ритуал. практикам. С-ма знания была связ. с религ. с-мой. Шир. распр-я науч. знание не получ. Античность (появл-е 7в. до н.э.). Отдел. от миф. и религ. Фалес и Пифагор – сконструир. с-му науч. знания. Фалес вв. понятие «док-во». Требование публич. док-ва. Появ. геом., заклад. основы теор. мышления, понимание науки как теории. Матем. как наука, механика как искусство, наравне с ремесл. статусом. Поним. науки: обоснование логично, утв. должно быть док-но, умозрительность. Наука: (по Пифагору – число как причинная сущность) матем., музыка, астрономия. Ф. как конгломерат наук. Науки, изуч. причины (метафизика), послед. причин (физика). Аристотель: науки творческие, науки практич. (политика). Отдельно стоит логика (четкий критерий различ. истин-ти и лжи). Логика играет методол. роль. Критерий научности: логика. Характ-ка: логоцентризм. Наука античности – дедуктивная. Филос. возн. как критич. отнош. к знаниям. Средневек. наука. Текстоцентрич. с-ма: текст выступ. осн. источником знания. Уровни чтения: Священное Писание (Ветхо и Новозаветные Книги Бытия), Творения Святых Отцов церкви (патристич. традиция). Наука схоластична. 7 искусств творч. (с/х, медицина, текстура, произ-во оружия, орг-ция театр. представлений) и 7 свободных (диалектика, грамм-ка, риторика, арифм., геом., история, музыка). Наука умозрительна, не предусм. возм-ти новых открытий и иссл-ний. Новое время (XVIв.). Принципы механицизма как всеобщие. Понятие спроектир-го эксперимента. Наблюд-ть фактов. Методол. зав-ть от философии. Предпочт-е описат. методологии. Формир. матем. естествознание. Популяризация просвещения. Замена церков. образов. на светское. Втор. пол. XIXв. Развитие органич. химии. Вновь ввод. понятие интерпретации. Появл. возм-ть исп-ния науч. метафор, понятие случайности. Прогресс в психологии. Конец XIX – нач. XXв. Признание роли иссл-ля. Объект иссл-ния не сущ. сам по себе. Непрозрачные (непознав-мые) объекты. Отказ от ценностно-нейтр. статуса науки. Появл. «чистой» науки: появ. теор. обобщений, теорий, котор. эксперим-но не могут быть подтв. В истории науки сущ. два крайних подхода к анализу развития науч. знания и механизмов этого развития. Кумулятивизм (кумул. теории) (от лат.- увеличение, скрепление) считает, что разв. знания происх. путем постеп. добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Сторонники кумулятивизма представляют развитие науч. знания как простое постеп. умножение числа накопленных фактов и ув. степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких–либо устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается в виде непрекр. борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Теория научных революций Куна, множ-во теорий у Лакатоса и Фейерабента. Интернализм и экстернализм в объяснении динамики научного знания. Интернализм – классич. позитивистский подход. Осн. силой разв. науки явл. ее внутр. логика построения. Эволюц. науч. идей, логика рассужд., язык проводят трансформ. науки. Динамика науч. знания – следствие внутр. развития науки. Она связана с природой, структурой научного мировоззрения. Сюда входят: эволюция интеллектуальных традиций; объективная логика объяснения, решения научных проблем; соотношение логического и методологического приоритетов; характер научного языка описания. Экстернализм. Факторы, определяющие рост научного знания – социоисторический, экономический, технический, культурный и даже религиозный. В отеч. ф.н. сформир. подход. к поним. динамики науч. знания (Степин, Горохов, Розин). Можно выд. след. сит., которые характ-ют процесс разв. науч. знания: 1. Взаимод. науч. картин мира и опытных фактов. 2. Формир. первич. теор. схем и законов – выявл. в теор. форме обобщ-ных и систематизир. фактов, котор. приобр. норматив. хар-р для той или иной сферы иссл-ния. Между фактами и теор. формир. категор. стр-ра. 3. Становление и разв. теорий. Модель выводного знания, претенд. на истинность, адекв., очевидность описания.
Традиционная классич. гносеология опис. движение научно-познав. процесса как ход мышления от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель. Таким образом, гносеологическая цепочка: вопрос-проблема-гипотеза-теория скрепляет развивающееся научное знание.
Ньютон объяснял динамику научного знания как накопление. Бэкон: подлинная наука проявляет себя в борьбе с устоявшимися стереотипами, ложными предрассудками, находит основание для своего развития в опыте. О. Конт выделял 3 стадии развития науки по степени доступности, открытости знаний и связанные с ней политические устройства: 1) религиозная – закрытая, сакральная – теократия; 2) метафизическая – ограниченно свободный человек – аристократия; 3) научная (позитивистская) – всеобщая – демократия.
Date: 2015-06-06; view: 769; Нарушение авторских прав |