Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука как социальный институт
Современная эпистемология (теория познания) выделяет три аспекта бытия науки: (а) как особой системы знаний; (б) как познавательной деят-ти со своими «технологиями» и методами; (в) как социального института. Понятие соц. институт (лат.-установление, учреждение), широко используемое в социологии, означает опред. организацию общ. деят-ти и соц. отношений, воплощающую в себе нормы эк., полит., правовой, нравственной жизни общества, а также соц. правила жизнедеятельности и поведения людей, фиксируемые в документах, имеющих соц. значимость. Гл. функцией науки как соц. института является производство необходимого обществу знания. Наука как соц. институт является предметом социологии науки (конец 30гг), которая изучает внутренние отношения, обеспечивающие функционирование и развитие науки, место научной деятельности в структуре общ. разделения труда; ее функции в социокультурном пространстве и взаимоотношения с другими соц. институтами. Условиями функц-ния науки как соц. института является наличие: (а) сообщества ученых, деят-ть которых регулируется принципами научного эпоса; (б) учреждений, снабженных опред. материальными средствами и осуществляющих свою деятельность в соответствии с формально-правовым регламентом. Один из основоположников «институциональной» социологии науки XX века Роберт Мертон показал, что научный эпос есть набор некоторых неписанных и юридически не оформленных, но признаваемых и выполняемых всеми членами научного сообщества предписаний: 1) универсализм (истинное научное знание имеет объективный характер, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно получено); 2) коллективизм (всеобщий характер научного труда, гласность научных результатов, без чего наука развиваться не сможет); 3) бескорыстие (ученый должен руков-ся ед. критерием – постиж. истины); 4) организованный скептицизм (требование критического переосмысления научных теорий). Но к выделенным Мертоном компонентам научного эпоса следует добавить еще два: (а) требование науч. компетенции всех членов науч. сообщества, т.к. науч. споры, проблемы оценки и признания рез-тов науч. деят-ти в принципе не могут быть решены ни властями, ни общественностью. (б) запрет на повтор-плагиат, обеспечиваемый соблюдением принципа приоритета. Процесс соц. иституционализации идет по цепочке: научное направление — специальность — дисциплинарное сообщество и заканчивается созданием специальных организаций и учреждений, прежде всего, научно-исследовательских и высших учебных заведений. В них особая группа людей (научное сообщество) осуществляет согласно определенным правилам деятельность, направленную на получение научного знания и его передачу последующим поколениям ученых. В наст. время науч. деят-ть ученых осуществляется только в рамках науки в ее статусе соц. института. Это, с одной стороны, порождает ограничения свободы исследовательского поиска отдельного ученого, который выполняет конкретную задачу в рамках общей исследовательской программы, а с другой, способствует сохранению принципов научного исследования, не позволяет паранаучным, оккультно-мистическим и иным видам ненаучного и вненаучного познания расшатать основу научной методологии. Текстовая, понятийно-знаковая оформленность научных знаний определила и специфику его трансляции. Термин трансляция (лат. - передача) в науковедческом словаре используется для обозначения передачи информации от одного поколения к другому. Трансляция научного знания как один из способов его социализации включает передачу от поколения к поколению информации о новых знаниях, о новых технологиях, разработанных на его основе, о нормах осуществления научной деятельности. Трансляция науч. знания предполагает наличие определенных механизмов и способов ее организации и осуществления. Ученым с самого начала формирования науки уже нужны были критическая оценка специалистов и признание коллег. Поэтому они стали обмениваться научными письмами, зачастую размножая эти письма и распространяя их в виде листовок, памфлетов, буклетов. Потребность ознакомить общественность и коллег с результатами научных исследований побудила первых ученых опубликовать их в виде книг. Наряду с развитием уже сущ-щих форм трансляции науч. знания человечество постоянно ищет новые, более совершенные формы его хранения и передачи. Один из шагов в этом направлении — создание Интернета, что позволяет ввести дистантные формы образования, когда знание транслируется не непосредственно от учителя к ученику. Date: 2015-06-06; view: 596; Нарушение авторских прав |