Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности





Т. Кун (Структура научных революций) – основатель учение о научных традициях, он же ввел термин «научная революция». Считал, что традиции явл. условием развития науки. По способу сущ-ния: вербализованные (сущ-щие в виде текстов, монографий, учебников), невербализованные (сущ-ют на уровне образцов действия и образцов продуктов) традиции.

Смена традиции, возникн. новых парадигм стан. возможным потому, что ученый, действуя по правилам господств. парадигмы, наталкивается на факты и явления, которые не объяснимы в рамках этой парадигмы.

В ходе науч. революций измен. основания науки. Традиционная наука называется «нормальной наукой» - исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, котор. в течение нек. времени признаются определенным научным сообществом как основа для дальнейшей практич. деят-ти. Парадигма – (общепризнанная теория) признанные всеми научные достижения, котор. в теч. определенного времени дают модель постановки проблем и их решению научному сообществу. В норме в каждой научной области сущ. лишь 1 преобладающая теория – парадигма, и история представляет собой последовательное господство теорий, чередующихся революционными периодами экстраординарной науки. Парадигмы несравнимы друг с другом. Когда накапливается большое количество фактов, опровергающих существующую парадигму (аномалий) возникает кризисная ситуация, кот. ведет к появлению новой парадигмы. Революция – резкий переход к новой парадигме. Научные революции затрагивают мировоззренческие и методологические аспекты науки. Сущ. общенаучные и частнонаучные революции. Частные – в рамках 1 науки (микроскоп в биологии). Общие – за пределами 1 науки (Дарвин – эволюционная теория).

Революции – вид новаций, кот. отличен от др. видов не столько характером и механизмом своего генезиса, сколько своей значимостью, последствиями для развития науки и культуры.

Н. революции: 1) связаны с перестройкой научных традиций 2)затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, изменяя нередко сам стиль мышления.

Виды научных революций: 1) появление новых фундаментальных теорий 2) внедрение новых методов исследования 3) открытие новых миров.

20-30 гг 20в – логический позитивизм (неопозитивизм) – принцип верификации теорий.

Постпозитивизм – принцип фальсификации К. Поппер не согласен с Куном, метод в «норме» - метло смелых предположений и критики, всегда имеется возможность сравнения парадигм и проведение критического философского их анализа.

Степин «Философия науки». Основания науки обеспечивают рост знаний до тех пор, пока общие черты системы организации изуч. объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Новые объекты м. потребовать изменения схемы метода познавательной дть, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. В зав-ти от того, какой компонент основания науки перестраивается, разл. Две разновидн. Науч. революции: 1) как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования 2) как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее фил. обоснование.

Революции возможны как рез-т изменения оснований научной дисциплины, а также благодаря междисциплинарным взаимодействиям. Общая научная картина мира м.б. рассмотрена как такая форма знания, кот. регулирует постановку фундаментальных научных проблем и целенаправляет трансляцию представлений и принципов из одной науки в другую.

Научные революции:

1) 17в. Становление классического естествознания

Гл. идея: Объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все то, что относится к субъекту и процедурам его познавательной дти. S-срва – О Идеал –построение абсолютно истинной картины природы. Гл. внимание уделялось поиску очевидных наглядных, вытекающих из опыта онтологических принципов, на базе котор. можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. Механистическое понимание природы.

2) Дисциплинарно организованная наука – конец 18 -1 пол 19в.

Появление в биологии, химии и др. областех знания специфических картин мира, несводимых к механистической. Нобх-ть ввести субъектив. фактор в содержание научного знания.

3) Неклассическое естествознание – конец 19 –сер.20вв.

Истинность только одной механистической картины мира заменяется возможностью истинного описания реальности разными картинами мира – каждая из них содержит момент объективной истины. Объект исследования – сложные саморегулирующиеся системы. Взаимод-е объекта с прибором.

4) Постнеклассическая наука последняя треть 20в.

Объект исследования – сложные развивающиеся самоорганизующиеся системы, в котор. включен сам человек как компонента. Идеи историзма и эволюционизма проникают не только в биологию и геологию, но и физику. Субъект и объект в науч. исследовании не противопоставляются друг другу. Учет ценностных и этических факторов.

Гл. условием появл. идеи науч. рев-ций явилось признание историчности разума, след-но, историчности науч. знания и соотв-щего ему типа рац-ти. Философия XVII – пер. пол. XVIII в. – разум как неисторич., самотожд-ная спос-ть человека. Принципы и нормы рассуждений пост. для любого историч. времени. XIXв. Внеисторич-ть разума поставлена под сомнение (Сен-Симон, О. Конт). Гегель показал, что субъект познания вторичен. Историчность разума, с пом. которого осущ-ся процесс познания. Истина стала опред-ся как историческая. С начала 60-х гг. XXв. историч. подход к разуму и науч. познанию стал широко обсуждаться историками и философами науки (постпозитивисты Кун, Лакатос, Фейерабенд).

Типы научной рациональности:

1) Классическая. Стремление получить объективно-истинное знание. Концентрируется внимание на объекте и элиминируется все относящееся к субъекту и средствам получения знания. Научная дть рассматривается вне связи с внутринаучными и социальными ценностями и целями.

2) Неклассическая. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств операций дти. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не учитываются.

3) Постнеклассическая. Рассматривает поле рефлексии над дтью. Учитываются соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций дти, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется (объяснять) связь внутринаучных целей с вненаучными соц. ценностями и целями.


Date: 2015-06-06; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию