Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современного этапа развития науки. Перспективы НТП





С точки зрения организации форм совр. науки, происходят процессы дифференциации и интеграции. Дифф-ция связ. с появл. новых науч. дисциплин со своим предметом и специф. средствами познания. Это способствовало ув. глубины, точности науч. знания, однако этот подход носит ограниченный характер, не может открыть фунд. законы, раскрывающие взаимосвязи между разл. группами или областями природы. Интеграция позв. изучать сразу многие процессы и явления с единой, общей т. зр. Исп-ние методов одной науки в другой (биохимия, биофизика, геохимия) Сист. подход (50гг 20в) распростр. на естеств. и соц-гум науки. Предметы и явл. окр. среды рассм. как элементы и части единого целого, взаимод. между собой и приводящие к появл. новых свойств системы, отсутств. у ее отд. элементов.

70-е гг. XX века: изуч. сложно орга­низованных неравновесных систем, привело к созданию прин­ципиально новой теории самоорганизации сложных систем - синергети­ки. Самоорг-ция предполагает изменение прежней организации, порядка на основе взаимод. элементов с внеш. средой. Гл. вопрос: как, каким образом возн. порядок и устойчивость в таких системах, если по своей сути они неустойчивы и динамичны? Для этого необх. след усл.: 1) открытость системы 2) вкл. в себя случ. отклонения – флуктуации, котор. приводят к развитию, распаду прежн. порядка и возн. нового. (Принцип образования нов. порядка через флуктуации) Слож. системы измен. в рез-те изменений, происх. на микроуровне (недоступны наблюдению).

Синергетическая парадигма позволила разрешить сущ. противоречие между живой и неживой природой, микро- и макроуровнями, основанное на противопоставлении классич. термодинамики и теории эволюции. При наличии опр. условий, самоорганизация м. происходить уже в простейших физ.-хим. и др. системах неорганической природы.

Главные характеристики постнеклассической науки.

1. Формир-ся новый взгляд на мир как сложную нестаци­онарную систему взаимод. микро-, макро- и мегаобластей, характеризующуюся неустойчивостью по отношению к собств. нач. параметрам.

2. Формируется методол. установка, согласно, которой необх. учит. наличие генетической связи меж­ду неживой и живой природой, а также соразмерность чел. мира остальному миру. Новое видение субъекта познания и человека как органической части природы приводит к критич. переосмыслению идеи господства человека над природой.

3. Диалог – необх. форма гум., естествен­нонауч. познания, становится новой формой рац-ти, признающей открытость сознания к разнообразию под­ходов, к тесному взаимод. разл. индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур.

4. Формир. нелин. интерпретация принципа де­терминизма: вводится понятие имманентной самоорганиза­ции системы, в которой глав. роль играет не жесткая при­чинно-следств. связь, а случайность, отражающая фактор невозм-ти однозначно по законам лин. причиннос­ти определить вектор эволюции неравновесной системы.

5. Стираются жесткие границы между методологией естественнонаучного и гум. познания. Ф. науки преобразуется в междисц. иссл. с преобла­данием гум. компонентов, в силу чего иссл. научного знания стан. лишь формой и способом познания человека.

Сциентизм и антисциентизм.

На этапе постнекл. науки началась переоценка цен­ности и роли науки в совр. мире, возникли сомнения в том, что наукоцентризм есть единственно возможный мировоз­зренческий фундамент цивилизации.

Оценка объективной роли науки в совр. и буд. обществе неоднозначна: она колеблется между сциентиз­мом (от лат. - наука, знание) и антисциентизмом. Сциен­тизм - это позиция придания науке большей, по сравнению с религией, искусством и другими формами общ. созна­ния, роли в культуре и обществе в целом. Наиболее полно эта позиция выражена в философии позит. и неопозит., рассм-щих науку как высшее благо и высшую цен­ность, средство достиж. общественно знач. целей. В наст. вр. сци­ентизм смыкается с технократическим (власть техники) взгля­дом на разв. общества.

В XX веке обнаружились нег. последствия ес­теств. и соц.-гум. наук, а также технич. прогресса: (а) возник глоб. экол. кризис; (б) не удался соц. эксперимент внедрения науч. тео­рии социализма; (в) неспособность науки разреш. слож. проблемы соц.-эк., полит., духовно-нравств. жизнед. людей.

Антисциентистские аргументы против науки: она не спос., даже препятствует достижению таких значимых для человека и общества целей, как экол. безопас­ность, суверенность личности.

Антисциентизм претерпел эволюц. изменения. Так, критический анализ философских и методол. осно­ваний сциентизма, проведенный К.Поппером, С.Тулмином, И.Лакатосом, П.Фейерабендом, спос. его эволюции от позитивизма к нео- и постпозитивизму. Эта эволюция сопро­вождалась осознанием того факта, что главное заблуждение, присущее сциентистскому оптимизму, связано с приписыванием на­уке неогр. познав. возможностей.

Фейерабенд: (а) наука должна быть формально отделена от гос-ва, так же как отделена церковь; (б) мнения ученых по общественно важным проектам должны быть не оконч., а проходить экспертизу общ. деятелей.

Осн. характ-ки соврем. постнеклассич. науки:

1. Широкое распрост-ние идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой сложности.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необх-ти глобального всестрон. взгляда на мир.

3. Укрепление и шир. примен. идеи (принципа) коэволюции (сопряженного взаимообусл-го измен. систем или частей внутри целого).

4. Внедрение времени во все науки, шир. распр. идеи развития.

5. Изменения характера объекта иссл-ния и усиление роли междисц. комплексных подходов в его изучении.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

7. Шир. примен. философии и ее методов во всех науках.

8. Усил. матем-ция науч. теорий и ув. уровень их абстр. и сложности.

9. Методологический плюрализм, осознание огранич-ти, односторонности любой методологии. Америк. методолог науки Пол Фейерабенд: «Все дозволено».

НТП – непрерывное соверш. всех стадий общ. воспроизводства, произв. и непроизв. сфер путем единого, взаимообусловленного, поступательного развития науки, образования, техники, технологий, организации и управления ради практич. решения стоящих перед обществом в данный истор. период соц.-эк., соц. и полит. задач.

НТП – категория историческая, охватывающая длит. период развития науки и производства и их влияния на жизнь человека. Первый этап сближения прогресса в науке и технич. средствах производства появились в 16–18вв. (мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теор. и эксперим. решения практич. задач). След. этап связан с развитием машинного произв. с конца 18в., (наука и техника стали взаимно стимулир. развитие друг друга ускоряющимися темпами) Особым истор. этапом в НТП явл. период крупного машинного производства, становления индустриальной цивилизации.

НТП направлен на развитие производит. сил общества. К сер. ХХ в. наметился новый этап НТП – НТР, являющаяся закономерным шагом чел. истории и носящая глоб. хар-р. Это означает, что рев. изменения охв. все разделы науки, техники и производства, что НТР повлияла на все стороны общ. жизни, затронула все регионы планеты и соц. системы.

Совр. этап НТП многими учеными характ-ся как подготавливающий очередную НТР. Ее отличит. признаками будут многократно возросшая энергонасыщенность жизнед. чел., глобализация всех осн. процессов, радикально преобразованный технол. базис, превращение системных межотраслевых технологий в определяющий фактор соц.-эк. развития.

Совр. этап НТП связан с переходом к постинд. цивилиз., с формир. особой роли науч. знания, рез-тов многоотраслевого науч. труда в соц.-эк. прогрессе общества. Осн. напр. НТП: исп. новых технологий, освоение космич. простр-ва, создание ракетной техники; автоматизация производства; развитие химич. пром-ти и создание материалов с заранее задан. св-ми; создание альтерн. источников энергии и т.п.

Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации.

В рез-те быстро расширяющегося процесса технизации (т.е. пост. ув. и соверш-ния мира инструм. средств с одной стороны, сопровождающей этот процесс с-мы ценностей, господствующих в культуре с другой) европ. цивилизация стала приобр. техноген. характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техн. прогрессом и его следствиями.

Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела (англ.философ) о том, «что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели»?

Совершенствование оценок техники сегодня сопряжено с периориентацией групповых интересов, что позволяет, предвидя соц. и культурные последствия технической деят-ти, ставить опред. пределы в технич. изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации нег. для чел-ва рез-тов.

Социокультур. парадигма инженерии формирует новые принципы контроля над техникой, и новые принципы технич. проектирования в глобальной системе «Техническое устройство – Человек – Окружающая среда». Суть и смысл дальн. развития техники состоит в выработке таких проектированных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание. Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технокритическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их чел. измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.


Date: 2015-06-06; view: 1089; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию