Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура научного познания
Познание – процесс постижения ч-ком, обществом новых ранее неизвестных фактов, явлений, закономерностей. Научное познание включает 4 компонента: субъект познания (отдельный исследователь, научное сообщество, общество в целом. Требуется специфическая подготовка); объект (то, что именно изучает наука или научная дисциплина, на что направлена мысль исследователя), средства познания (система методов); специфический язык (знаки, символы, уравнения, формулы). Научное познание вкл. в себя два взаимосвязанных, но различающихся уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональные формы (суждения, понятия) имеют подчиненное значение. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Содержание эмпирического познания-это сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность. Методы: описание, сравнение, измер., наблюд., эксперимент, анализ, индукция. Логическая форма эмпирич. знания – факт. В понимании природы факта в фил. науки XXв. выдел. две тенденции: фактурализм (подчеркивает нез-ть и автономность факта по отнош. к разл. теориям и видит в совок-ти фактов базис устойч. науки) и теоретизм (факты полностью зав. от теории). Внутр. стр-ру эмпирич. уровня образуют два подуровня: наблюдение и эксперимент, результатом котор. явл. первичные данные наблюдений (это еще не факты); познават. процедуры, посредством котор. осущ. переход от данных наблюдения к эмпирич. зав-тям и фактам. Факт – граничное образование между теорией и эксперим. данными, но в нем эмпирическое давлеет над теор-ким. Самым главным в факте явл. его непосред-ная связь с действ-тью. Факт – фундамент науки, строит. материал. Эмпирич. знание приобр. кач-во фактичности, если оно достоверно и служит исходным моментом постановки и реш. науч. проблемы. Теоретический уровень характеризуется преобладанием рациональных форм мышления, он отражает процессы со стороны внутр., существенных связей и закономерностей, постигаемых путем рац. обработки эмпирич. знания. Важн. задача: достиж. объектив. истины во всей ее конкр-ти и полноте содержания. Познав. приемы, средства: абстр-ние, идеализ-я, синтез, дедукция, восхождение от абстр. к конкр. Основные формы мышления: Понятие — форма мышл., отраж. общие и сущ-ные признаки явлений. Суждение — форма мышления, отраж. процессы действ-ти, их свойства, связи и отношения. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или неск. суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). К структурным компонентам теор. уровня познания относятся: проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема — форма теор. знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком. Знание о незнании. Это вопрос, возн. в ходе познания и треб. ответа. Проблема вкл. два осн. этапа: ее постан. и решение. Гипотеза – это положение, выдвиг. в кач. предварит., условного объяснения явления(й). Она играет роль руков-го принципа, напр-го и корректир. дальн. наблюд-я и эксперимент. Наиболее важ. спос. обосн. гипотезы явл. ее соглас-е с фактич. материалом. Это не означ., что от гип. нужно треб. пассивного приспос. к фактам. В опред. условиях правомер. гипотеза, противор. фактам, вырывая факты из теор. контекста, заставляет посм. на мир с новой точки зрения и повысить вер-ть обнаруж. нечто новое. Второй спос. обосн. гипотезы – устан. ее проверяемости (утв. или опроверж.). Третий способ: проверка на принцип – проложимость к шир. классу иссл-х объектов, она должна охв. не только явления, для объяснения котор. она была предложена, но и более шир. круг родственных им явлений. Четвертый способ – логический способ (гипотеза для данного случая ad-hoc «на случай»). Науч. теория - наиболее сложная и развитая форма науч. знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действ-ти. Она объедин. весь материал науки в целост. знание о мире. На первых порах созд. описат. теории (классиф. иссл. объектов и их описание – теории Ламарка, Дарвина). Вторая высш. форма развития науки – объяснит-я, дающая не только описание, но и объясн-е изуч. явлений. В наличии подобных теорий видят признак зрелости науки. Объяснит. теории имеют гипотетико-дедуктив. стр-ру – основание теорий служит набор исход. понятий дисциплин и фундам. принципов, постулатов и законов. Исход. понятия и принципы выраж. осн., фундам. связи и отнош. изучаемой области, котор. опред. все ост. явления. Исход. понятия и принципы науч. теории относ. непоср. не к реал. вещам и соб., а к нек. абстр. объектам, в сов-ти образ-м идеализ. объект теории. Идеализ. объект теории, не существуя по себе в реальности, имеет опред. отнош. к реал. вещам и явлениям. Отвлек. от второстеп. св-в реал. мира и выдел. в чистом виде то, что предст. особенно важным. Объясн. теории, вкл. набор исход. понятий и принципов, идеализ. объект и логико-матем. аппарат. Осн. ф-ции теории: описание, объясн-е, предсказание и методол. ф-ция. Соотнош-я элементов идеализ-го объекта, как исход., так и выводные, предст. собой теор. законы, котор. в отличие от эмпирич. законов формулир-ся путем мысл. действий с идеализ-ным объектом. Примерами теории явл. классич. механика Ньютона, теория относ-ти А.Эйнштейна. Закон – это объективное, сущ-ное, конкретно всеобщее, внутренняя, повтор. устойч. связь между явлениями и процессами. 2. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики При всех разл. эмпир. и теор. уровни познания взаимосв., граница между ними подвижна. Недопустимо абсолют. один из этих уровней в ущерб др. В ходе истории соотношение между теорией и практикой пост. изменяется, т.к. появляются новые формы общ. практики. Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные — реализация всеобщих схем в познании и в реальной жизни. Сущность прямых связей сост. в том, что все логические категории, теор. схемы и другие абстракции формир-ся в процессе предметно-практич. преобразования реальной действ-ти. Практика есть то важн. звено, через которое объективно всеобщее попадает в мышление в виде «фигур логики». Последние возвращ. обратно, помог. познавать и преобр. объективную реальность, т.е. происх. материализация теории. Для того чтобы теория материализовалась, объективировалась, необх-мы опред. условия: (1) теория должна достоверно и адекватно отраж. опред. сторону реальности, соотв-ть реальным фактам в их взаимосвязи; (2) теория должна представлять внутр. единство, глубинную взаимосвязь и системное взаимод. понятий, законов, гипотез, суждений и т.д.; (3) она должна обнаруживать тенденции развития реальности, практики, а потому должна пост. изменяться, расширяться, углубляться, уточняться; и т.д. Основания науки – это фундам. предст-я, понятия и принципы науки, опред-щие стратегию иссл-я, орг-щие целост. с-му многообразия теор. и эмпирич. знаний и обесп. их вкл. в культуру той или иной эпохи. Основания: идеалы и нормы иссл-я (регулят. идеи и принципы, выраж-е представления о ценностях науч. деят-ти, ее целях и путях достижения. Разл. нормы и идеалы, котор. регулир-ют процесс познания в рамках науч. знания и соц. нормативы, котор. фиксир. роль науки и ее цен. для общ. жизни, котор. упр-ют процессом коммуник. иссл-лей, отнош. науч. сообществ в целом), научная картина мира (целостный образ предмета науч. иссл-ния в его главных системно-структур. характ-х), формир-мый посредством фундам. понятий и принципов науки на кажд. эт. ее историч. развития. Различ. 3 формы к.м.: общенаучная (обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в разл. науч. дисциплинах), соц. и естеств-науч. (представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно соц.-гум. и естеств. наук), специализир. – дисциплинарная (представления о предметах отдельных наук – физ., хим., биол. и т.п. картины мира)), философские основания (с-ма филос. идей и принципов, посред. котор. обосн-ся предст-ние науч. картины мира, идеалы и нормы науки и котор. служат одним из условий включения с-мы знаний в культуру эпохи). Date: 2015-06-06; view: 589; Нарушение авторских прав |