Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Объектом любой науки называется то, на что направлена деят-ть иссл-ля и что противостоит ему в кач. объективной реальности. Объектом соц.-гум. познания является «чел. реальность» во всей сложности и многообразии ее соц. и исторического бытия. К главным характ-м объекта соц.-гум. познания можно отнести: а) «человекоразмерность»: т.к. в чел. перепл. соц-ное и биол-кое, духовное и витальное, обладает возможностью вмешиваться в «естеств.» ход соц. событий, то в объекте соц.-гум. познания перепл. стихийное и сознательное, эмоц-ное, рац-ное и внерац-ное; в) уник., индивидуальность соц.-гум. событий и явлений, предстающих как ценность. М. Вебер говор. о культурно-значимой индив. действ-ти, к которой не применимы в полной мере процедуры обобщения и генерализации, широко исп-мые в естеств. науках; д) изменяемость, т.е. к объекту соц.-гум. знания в полной мере применим принцип развития, который имеет спецификацию; е) объект соц.-гум. познания не может быть подвергнут экспериментам, подобным естественнонаучным; ж) ему свойственна «детерминация будущим», когда ожидаемое состояние объекта во многом определяет траекторию его развития в настоящем. Характ-ки объекта соц.-гум. познания обусловливают специфику его познания: (а) человеческая субъективность не может быть элиминирована из соц.-гум. знания, оно должно учитывать включенность чел. во все события и возм-ть его влияния на макросоц. процессы. Поэтому соц.-гум. познание предполагает единство объективного и субъективного; (б) содержание соц.-гум. знания должно постоянно изменяться, «поспевая» за развитием своего объекта; (в) эмпирической базой соц.-гум. познания могут выступать хроники, архивные материалы, вещественные археологические остатки прошлого, документы. Специфика соц.-гум. познания: 1. Его предмет – «мир человека» - он имеет субъективное измерение, в него включен человек как «автор и исполнитель своей собств. драмы», он же и ее исследователь. Гум. познание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отнош-ми людей. Тут тесно переплетается материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются опред. цели и т.д. Поскольку общество – деят-ть людей, постольку соц. познание исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой деят-ти есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления. Различие соц.-гум. наук коренится в специфике предметной области. В них предмет вкл. в себя человека, его сознание. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета соц.-гум. наук установка на объективное его изучение и поиск законов явл. обязательной характ-кой науч. подхода. Это обстоят-во не всегда приним. во внимание сторонниками «абсолютной специфики» гум. и соц.-исторического знания. Понятия «соц.-гум. знание» и «научное соц.-гум. знание». Первое вкл. в себя рез-ты науч. иссл-ния, но не сводится к ним, поск. предполагает вненаучные формы творчества. Второе же огранич-ся рамками науч. иссл-ния. Date: 2015-06-06; view: 835; Нарушение авторских прав |