Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания





Объектом любой науки называется то, на что направлена деят-ть иссл-ля и что противостоит ему в кач. объективной реальности. Объектом соц.-гум. познания является «чел. реальность» во всей слож­ности и многообразии ее соц. и исторического бытия.

К главным характ-м объекта соц.-гум. познания можно отнести:

а) «человекоразмерность»: т.к. в чел. перепл. соц-ное и биол-кое, духовное и витальное, обладает возможнос­тью вмешиваться в «естеств.» ход соц. событий, то в объекте соц.-гум. познания перепл. стихийное и сознательное, эмоц-ное, рац-­ное и внерац-ное;

в) уник., инди­видуальность соц.-гум. событий и явлений, предстающих как ценность. М. Вебер говор. о культурно-значимой индив. действ-ти, к которой не применимы в полной мере процедуры обобщения и генерализации, широко исп-мые в естеств. на­уках;

д) изменяемость, т.е. к объекту со­ц.-гум. знания в полной мере применим принцип развития, который имеет спецификацию;

е) объект соц.-гум. познания не может быть подвергнут экспериментам, подобным естественнонаучным;

ж) ему свойственна «детерминация будущим», когда ожидаемое со­стояние объекта во многом определяет траекторию его разви­тия в настоящем.

Характ-ки объекта соц.-гум. познания обусловливают специфику его познания: (а) человеческая субъективность не может быть элиминирована из соц.-гум. знания, оно должно учитывать включенность чел. во все события и возм-ть его вли­яния на макросоц. процессы. Поэтому соц.-гу­м. познание предполагает единство объективного и субъективного; (б) содержание соц.-гум. зна­ния должно постоянно изменяться, «поспевая» за раз­витием своего объекта; (в) эмпирической базой соц.-гум. познания могут выступать хроники, архивные материалы, вещественные археологические остатки прошлого, документы.

Специфика соц.-гум. познания:

1. Его предмет – «мир человека» - он имеет субъективное измерение, в него включен человек как «автор и исполнитель своей собств. драмы», он же и ее исследователь. Гум. познание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отнош-ми людей. Тут тесно переплетается материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются опред. цели и т.д. Поскольку общество – деят-ть людей, постольку соц. познание исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой деят-ти есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления.

Различие соц.-гум. наук коренится в специфике предметной области. В них предмет вкл. в себя человека, его сознание. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета соц.-гум. наук установка на объективное его изучение и поиск законов явл. обязательной характ-кой науч. подхода. Это обстоят-во не всегда приним. во внимание сторонниками «абсолютной специфики» гум. и соц.-исторического знания. Понятия «соц.-гум. знание» и «научное соц.-гум. знание». Первое вкл. в себя рез-ты науч. иссл-ния, но не сводится к ним, поск. предполагает вненаучные формы творчества. Второе же огранич-ся рамками науч. иссл-ния.

Date: 2015-06-06; view: 796; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию