Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы развития философии науки
1. С I тыс. до н.э. до XVI века. Период преднауки: наряду с обыденно-практич. знаниями возн. первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер общих и абстр. умозр. теорий. Зачатки науч. знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. В филос. трудах Аристотеля можно усмотреть зачатки физики, зоологии, эмбриологии, минералогии, географии. Выдел. и приобр. относительно самост. значение статическая механика, гидростатика, геометрическая оптика. Возникавшие науч. дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Науки как особой, отдельной от философии сферы деят-ти еще не сущ.: она развивалась в основном в рамках философии, параллельно с др. источником научных знаний – жизненной практикой и ремесленным искусством – и в очень слабой связи с ними. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры. Преднаука, ее способы познав. деят-ти, несм. на принципиальное отличие от науки, имели общую с ней цель — познать вещи, их свойства и отношения. Др. Египет, Индия, Китай. Не сущ. научной теории. Всякое знание носило ситуативный рецептурный характер, было связано с решением утилитарных практич. задач (медиц., агрономич., астрономич., физ сведения). На этапе преднауки изучались те предметы и вещи, те их свойства и отношения, которые были задействованы в реальной практич. деят-ти людей. Сакрализация науч. знания и письменности – жречество, исп. для соц. манипуляций. 2. XVI-XVII века – эпоха науч. революции. (иссл. Коперника и Галилея, труды Ньютона и Лейбница). Это период новаторских открытий и острой борьбы создателей новых науч. идей со схоластикой и догматизмом религ. мировоззрения. В этот период были заложены основы соврем. естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализ-ся и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения науч. знания, связанные с матем. формулировкой законов природы, эксперим. проверкой теорий, критическим отнош. к религ. и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собств. методологию и напр. на реш. вопросов, связ. с нуждами практич. деят-ти. К концу периода наука понимается уже как система знаний, которую можно развивать независимо от филос., религ., теологических догматов. В рез-те наука оформ. как особая, самост. область деят-ти. Появляются ученые профессионалы. Развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Появл. нац. академии и науч. общества. Возникает науч. сообщество со свойственными ему специф. формами и правилами деят-ти, общения, обмена информацией. 3. XVIII-XIX века. Науку этого периода назыв. классической. Образ. множ-во отдельных науч. дисц., в которых накапл. и систем-ся огромный фактический материал. Создаются фунд. теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и др. науках. Возн. и начин. играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает соц. роль науки, развитие ее рассм-ся мыслителями того времени как важное условие общ. прогресса. Наука стан. самост. отраслью общ. труда, которым заним. «светские» ученые-профессионалы, окончившие спец. факультеты университетов и институтов. В 1850г. в мире издается уже около тысячи науч. журналов, а в 1950 – более 10 тысяч. Наука все больше начин. привлекать вним. предпр-лей, которые фин. работы ученых, имеющие промыш. значение. 4. XX век – новая эпоха в развитии науки. Науку XX века назыв. постклассической (неклассической). Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы целого ряда наук. В 1895 году В. К. Рентген открыл неведомые ранее лучи, названные впоследствии его именем. В 1896 году А.А. Беккерель открыл явление радиоактивности. А еще через год Дж. Дж. Томсон открыл электрон. В 1900 году М. Планк выдвинул теорию квантов. Теория относительности. Рев. в науке разрушила многие исходные представления физиков XIX века. Они ошибочно считали, что атом – это предел делимости материи, что материя предст. собой нечто непроницаемое. Оказалось, что это не так: был открыт электрон и было док-но, что радиоактивное излуч. «пронизывает» материальные предметы. Теория А. Эйнштейна заставляла коренным образом изменять устоявшиеся взгляды на пространство и время. Это был «всеобщий разгром принципов», всех представлений о мире, всех основ классич. физики. Возникает ряд новых дисциплин. В биологии развивается генетика. Появляются новые фунд. теории в медицине, психологии и др. науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы науч. деят-ти, ее нормы и идеалы. 5. 2-я пол. XX века приводит науку к новым рев. преобразованиям, которые характ-ся как научно-техническая революция. Эти преобразования связаны с тем, что наука обгоняет в своем развитии технику и ставит перед ней конкр. задачи. Не только создание новой техники, но и ее эксплуатация уже невозможны без овладения науч. знаниями. Особенно большие изменения наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Развитие науки стало главнейшим условием создания новейшей военной техники. В результате наука втор. пол. XX века бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общ. труда. Наступает эра «большой науки». Совр. наука как отрасль общ. труда есть система, обладающая большой избыточностью. Науч. открытия в наше время делаются, как правило, не одним ученым, а целыми группами. Все, что открывается нового, переоткрывается и проверяется учеными, работающими в разных странах независимо друг от друга. Это, с одной стороны, увеличивает расходы общества на науку, но, с другой, – повышает достоверность ее рез-тов. Совр. наука стала могущественной непосредственной производительной силой, воздействие которой на общество трудно переоценить. Совр. мир обязан науке своими достижениями и своим динамизмом. Однако научная истина сама по себе безразлична к нуждам людей. Она бесстрастна и беспощадна. Но если, согласно афоризму Фрэнсиса Бэкона, знание – сила, то чем большей становится эта сила, тем осторожнее нужно пользоваться ею, чтобы не причинить вреда человечеству. Гуманистическая ориентация научного поиска, нравственная оценка его путей и последствий – это серьезнейшие проблемы нашего времени.
Date: 2015-06-06; view: 793; Нарушение авторских прав |