Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и основные концепции современной философии науки
Классич. определение науки связано с возн. филос. знания. Наука — это особый вид (разновидность) теор. знания, точнее, совокупность теор. знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, человеческого рода) характер. Т.о., можно сразу отграничить теор. научное знание от теор., но ненаучного знания (н., богословского), от знания опытного, обыденного знания. Впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840г. (Англия). Предметом ф.н. явл. общие закономерности и тенд. науч. познания как особой деят-ти по производству науч. знаний, взятых в их историч. развитии и рассм-ных в истор. измен. социокультур. контексте. Предметом ф.н. можно считать принципы, структуру и методы науч. познания, историю науки, социальные и культурологические аспекты науч. знания. Центр. является проблема теории научного знания. Ф.н. пытается ответить на след. осн. вопр.: что такое науч. знание, как оно устроено, принципы его организации и функц-ния, что собой предст. наука как производство знаний, каковы закономерн. формир-ния и развития науч. дисц., чем они отлич. друг от друга и как взаимод. Осн. объектами Ф.н. являются формы организации научного знания, способы развития науки, методы иссл. деятельности. Выделять концепции совр. Ф. н. можно двумя способами. 1. Исходить из установки, согласно которой философия науки совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки. Тогда основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 2. Анализировать, как решаются три тесно связанные проблемы — научности, рациональности, истинности, концентрирующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?» Рассмотрим осн. этапы и идеи ф.н., считая, что они совпадают с этапами развития позитивизма, неопозитивизма, постпозитивизма. Позитивизм как философия науки. Наука определяет производство и сама выступает как производящая сила и соц. институт. О.Конт жестко связывает науч. знание с опытом и с экспериментом. Такое знание может быть названо полож-ным, «позитивным» в отличие от «спекулятивного» знания, которое опир. не на эксперимент, а на мысленные конструкции, оторванные от реальн. опыта. Наука напр. только на реально сущ-щие объекты действ-ти. Критерии научности таковы: (а) наука познает факты, явления, процессы, которые «улавливаются» в опыте человечества; (б) наука связана с практикой, знание ценно только тогда, когда мы его можем использовать практически. Истина — это придаток практики, практика — критерий истины; (в) науч. знание содержит гипотезу, теорию, оно способно объяснять мир, а главное, предвидеть явления действительности. Науч. знание имеет свой собственный понятийный аппарат, свои методы познания действительности (индуктивный, дедуктивный и пр.) (г) настоящая наука не может ничего сказать о причинах сущ-ния космоса или человека. Неопозитивистские концепции философии науки. 20-30гг ХХ – «логический позитивизм», «неопозитивизм». Главные идеи: (а) наука нуждается в очищении своего языка. То, что не выразимо в слове, не существует в мире. Т. обр., для мыслителя границы языка совпадают с границами бытия. Язык науки тесно связан с опытом. Только те высказывания могут иметь ценность для науки, которые связаны с опытом. Тогда истины науки — это совпадение высказываний с опытом человека или чел-ва. Неопозитивистский образ науки: 1) эмпир. фундаментализм: научное знание состоит из эмпир. высказываний; 2) элиминация субъекта науч. иссл-ния – знание свободно от субъективного; 3) основной метод науки – наблюдение; 4) критерий истины - принцип верификации (Л.Витгенштейн) – подтверждение опытом; 5) сфера рациональности строго совпадает со сферой науки. Постпозитивистская философия науки В совр. западной философии проблема роста, развития знания явл. центр. в ф.н., ярко представленной в постпозитивизме. Постпозитивизм — течение философско-методол. мысли XX в., пришедшее в 60-х гг. на смену неопозит. (логическому позитивизму). Осн. черты течения: активное обращение к истории науки как диалектическому процессу; переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, противоречий; отказ от жестких разграничений — эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания и т. п., а попытки гибко сочетать их; стремление представить общий механизм развития знания как единство колич. («нормальная наука») и кач. изменений (научные революции); анализ социокультурных факторов возн-я и развития науки; резкое изменение отношения к ф., подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного иссл-я; замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устан-ся ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирич. проверки. К.Поппер – идеи демаркации – (разграничения науки и ненауки) и фальсификации. Наука тогда настоящая наука, когда ее принципы могут быть опровергаемы нек. фактами. Знание научно, когда оно фальсиф-мо. Карл Поппер (1902—1994) рассм-ет знание не только как готов. систему, но и как измен-ся, развив-ся. Рост знания - не простое накопл. наблюдений, а повторяющееся ниспроверж. науч. теорий и их замена лучшими и более удовлетв-ми теор. Рост науч. знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наил. (из возможных) теорий и осущ-нии их опровержений, в рез-те чего реш. науч. проблемы. Рост науч. знания рассм. им как частный случай общих мир. эволюц. процессов. Томас Кун (1922—1995): общая схема (модель) историко-науч. процесса вкл. два осн. этапа: «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «науч. рев.» — распад парадигмы, конкуренция между альтерн. парадигмами и победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «норм. науки». Науч. развитие подобно развитию биол. мира, представляет собой однонаправ. и необр. процесс. «Научно-иссл. программа» — осн. понятие концепции науки Имре Лакатоса (1922—1974). Научно-иссл. прогр. - серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совок-тью фунд. идей и методол. принципов. Любая науч. теория должна оцен-ся вместе со своими вспом. гипотезами, нач. условиями и в ряду с предш. ей теориями. Рост зрелой науки — это смена непрер. связ. совок-тей теорий, за которыми стоит конкр. научно-иссл. прогр. Осн. этапами в разв. последней явл. прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщ-я». Новая прогр. должна объяснить то, что не могла старая. Смена осн. научно-иссл. прогр. и есть науч. рев-ция. Пол Фейерабенд (1924—1974): сущ-ет множ. равноправ. типов знания, и дан. обстоят. спос. росту знания и развитию личности. Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки и научные идеи, и мышление их создателей должны быть рассм. как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизменное или однолин. процесс. Т. Кун (парадигма и н. рев.), И. Лакатос (научно-иссл. прогр.), П. Фейерабенд, М.Полани (концепция личностного знания) – прослеж. общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике науки. Date: 2015-06-06; view: 2401; Нарушение авторских прав |