Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное конструирование границ физического пола
То, что мужчина и женщина имеют существенные различия, данные им от природы, кажется очевидным фактом. Правда, перечень чисто мужских и чисто женских природных характеристик весьма узок. При всей очевидности природного происхождения границы надо иметь в виду, что сама природа никаких граней не проводит. Это результат классификации, осуществляемой людьми: это они отбирают признаки, которым придается статус существенных, и по ним проводится граница. Поэтому деление на мужчин и женщин — это результат классификации, то есть интеллектуального и социального процесса. Иначе говоря, граница уществующая в обществе и отделяющая мужчин от женщин, имея природные основания, в отношениях людей предстает как результат социального конструирования. Даже половые физиологические признаки не носят абсолютного характера. Есть немало мужчин, которые являются носителями некоторых женских половых признаков, и женщин, в этом отношении похожих на мужчин. В крайнем варианте обе группы половых признаков представлены в индивиде в более или менее равных пропорциях, в результате человек находится в физиологическом смысле на стыке двух полов. В последнее время с помощью хирургического вмешательства стала возможной и сознательная смена пола. Не природа, а люди решают, где кончается один физический пол и начинается другой. Специфически женские и специфически мужские физиологические потребности и интересы существуют в объективной форме, но о них можно только догадываться в процессе практической и научной деятельности. Мотивом к действиям являются не объективные потребности и интересы, а осознанные, то есть представления людей о том, что нужно мужчинам и что — женщинам. Специфические товары, ориентированные на различные от природы потребности, — это исключительно социальная конструкция, то есть представления людей о том, что нужно женщине и мужчине. Разные эпохи, культуры — разные представления. Во второй половине 1990-х гг. редкое слово на российском телевидении звучало чаще, чем «прокладки». Через каждые несколько минут оно вторгается вместе с рекламной паузой в просмотр телепередач и редкий мальчик дошкольного возраста не знает этого слова, которое в этом смысле еще в 1980-е гг. в русском языке вряд ли использовалось в силу отсутствия соответствующего товара и представления о таком средстве решения специфически женских физиологических проблем. В середине 1990-х гг. российский рынок подвергся массированному вторжению средств женской гигиены с Запада, совершенно бесполезных для мужчин. Физиологией обусловлены различия в противозачаточных средствах, используемых двумя полами. Особенности женского организма породили особую нишу гинекологических услуг. Способность женщин к деторождению порождает специфический спрос на такие услуги, как аборты и акушерство. Есть ряд сугубо женских болезней, формирующих особую нишу на рынке медикаментов. В свою очередь на мужском рынке предлагаются средства от импотенции и услуги специалистов в этой области. Однако граница физических полов не сводится к различиям в половых органах. Мужской пол называют «сильным», а женский — «слабым», что отражает представления, господствующие в обществе о различии физического потенциала представителей двух полов. Здесь имеют место две реальности, которые обычно не различаются: объективно существующие различия и субъективные представления людей о них, структурирующие человеческую деятельность. «Сильный» и «слабый» пол — это понятия, то есть интеллектуальные конструкции, созданные в результате обобщения наблюдений. Любые же обобщения грешат упрощениями, натяжками, игнорированием особенностей, в том числе и существенных. Такие обобщения основываются на сравнении всех мужчин (от новорожденных мальчиков до глубоких стариков) и всех женщин (от новорожденных до старушек). Масштаб настолько велик, что трудно удержаться от сомнений в выводах. Кто сильнее? Мальчик двух лет или девочка четырех? Больной мужчина или здоровая женщина? Мужчина-хлюпик или дородная женщина, про которую Н. Некрасов писал, что она «коня на скаку остановит»? Мужчина, занятый только умственным трудом, или женщина, толкающая ядра? Молодая женщина или старик? Исключений набирается так много, что характеристики двух полов как «сильного» и «слабого» оказываются лишь стереотипами, опирающимися на совершенно конкретное сравнение среднестатистических показателей в пределах одной возрастной группы и при наличии одинакового здоровья, а также — высших показателей в спорте. Таким образом, различия в физической силе есть, но насколько они глубоки — спорный вопрос. В результате граница между «сильным» и «слабым» полом оказывается очень условной социальной конструкцией. Эта граница покажется еще более относительной, если мы будем трактовать силу шире, не сводя ее к способности поднимать тяжести. Многие исследователи отмечают, что женщины более выносливы, жизнестойки, продолжительность их жизни больше, чем у мужчин во всем мире (здесь мы отвлекаемся от спора о ее причинах). Из деления людей на «сильный» и «слабый» пол вырастает и соответствующая сегментация рынка. Средний мужчина выше средней женщины — отсюда различия в средних размерах одежды и обуви. Из представления об этой границе вырастают и представления о том, что мужчина должен есть больше, чем женщина. При этом нередко эти представления отрываются от различий в физической тяжести труда, порождающей разный расход калорий, и привязываются исключительно к половому статусу. На этой социально сконструированной границе строится деление спорта и физкультуры на мужские и женские виды. В условиях внедрения в эту область платных услуг формируется и граница мужского и женского сегментов рынка. Date: 2015-06-06; view: 471; Нарушение авторских прав |