Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное конструирование тендерных различий





Основная масса различий в потреблении мужчин и женщин основывает­ся не на физическом, а на социальном поле — понятии, весьма далеком от какой бы то ни было связи с очевидными природными различиями. В каждом обществе формируются модели «настоящего мужчины» и «на­стоящей женщины», «нормального мужчины» и «нормальной женщи­ны». Инструментом такого конструирования выступают мораль, законы, искусство, реклама, средства массовой информации и т. д. В качестве материала, из которого конструируются эти модели, используются одеж­да, обувь, прическа, косметика, парфюмерия, стиль речи, походка, спо­соб времяпрепровождения, круг чтения, формы проявления эмоций, тип автомобиля, велосипеда, практикуемый вид спорта или физкультуры, тип фигуры, функции, выполняемые в семье и на производстве, отноше­ние к воинской службе, частота посещения магазинов и их набор, демон­стрируемые моральные качества и т. д. Все это — символы, из которых строится модель «мужчины» и «женщины».

Соответственно, человек, желающий считаться женщиной, пишет текст, используя элементы женской нормативной модели, а стремящийся быть мужчиной пишет мужской текст. При этом нормы общества дикту­ют, кто должен хотеть быть похожим на мужчину, а кто — на женщину. Критерием такого разграничения норм выступает граница физического пола. В разных обществах степень жесткости связи между приписыванием к тому или иному физическому полу и нормативным текстом, кото­рый надо писать, далеко не одинакова. В традиционных обществах она обычно носит очень жесткий характер и отступление от таких предписа­ний может караться очень жестко. По мере либерализации общества цензура создаваемого текста ослабевает, хотя нигде пока не исчезла.

Люди, не соблюдающие требования цензуры и пишущие тексты не своего пола, подвергаются воздействию негативных санкций. В тради­ционных обществах к нарушению этих норм могут относиться как к страшному преступлению. В современных обществах санкции помяг­че. Еще в 1950-е гг. в американские университеты не пускали девушек в брюках, я встречал такой же контроль в советских вузах в первой по­ловине 1970-х гг. Использование мужчинами элементов женской одеж­ды читается как символ принадлежности к гомосексуалистам — клей­мо, которое в большинстве стран связано с моральным осуждением, а нередко и уголовным преследованием (в нашей стране гомосексуализм перестал рассматриваться как уголовное преступление лишь десятиле­тие назад). Поэтому культура общества принуждает людей писать текст «Я мужчина» или «Я женщина» в соответствии с физическим по­лом, к которому они приписаны.

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ «ПРЕКРАСНОГО ПОЛА»

В большинстве обществ наблюдается процесс социального конструиро­вания «прекрасного женского пола». Инструментами такого конструи­рования выступают массовое искусство, средства массовой информа­ции, реклама. Эта модель конструируется как крупными фирмами, преследующими свои экономические интересы, так и миллионами людей обоих полов, в своей повседневной практике воспроизводящих ее. Акцент на красоту не случаен. Женский пол противопоставляется мужской моде­ли, которая наделяется такими качествами, как сила и ум, соответствен­но, женщине остается быть слабой и красивой. Там, где мужчина утверж­дается просто в силу своего мужского статуса, женщине предлагается самоутверждаться через красоту. Но красота в патриархатном обществе — это модель, сконструированная мужчинами. «Красивая женщина» — это та, которая нравится мужчинам. Поэтому через конструирование «пре­красного пола» обеспечивается поддержание патриархата.

В основе общества лежат отношения взаимного притяжения мужчин и женщин, которые ведут к сексу, деторождению, созданию семьи как базовой социальной общности. Нормы патриархата предписывают муж­чинам и женщинам разные функции: мужчина завоевывает женское внимание, расположение своими действиями, а женщина — своей внешно­стью. Отсюда особая функция женской одежды, тела, украшений: они должны быть привлекательными, притягивать глаза и души мужчин. От этого зависит личное счастье. Поэтому женщина конструирует свою со­циальную идентичность с помощью символов красоты.[1]

Красота обеспечивает не только создание семьи с избранником, но и продвижение по ступеням социальной иерархии. История знает массу слу­чаев, когда благодаря красоте женщина вступала в брак с богатым и на­деленным властью мужчиной, поднималась с самого низа на вершины иерархии. Таким образом, красота выступает тем ресурсом, который обес­печивает восходящую социальную мобильность через каналы брака.


Не малую роль играет женская красота и на рынке труда, где в каче­стве работодателя чаще всего выступают мужчины. Есть немало рабо­чих мест, где красота прямо называется в качестве условия приема. Кро­ме того, еще больше рабочих мест, где прямо красота не требуется, но ее наличие играет невидимую, но важную роль, увеличивая шансы претен­дентки на получение работы. Часто красота, создающая расположение мужчин-руководителей, способствует служебной карьере.

Таким образом, общество сконструировало модель «прекрасного пола», которая с помощью самых разных рычагов заставляет миллионы женщин стремиться быть красивыми — в глазах мужчин. Достигается это в первую очередь с помощью целенаправленного потребления, по­зволяющего скорректировать природные задатки в соответствии с моде­лью красоты, принятой в данном обществе.

Правда, в интервью немало женщин утверждают, что они одеваются, красятся красиво в первую очередь для себя. С этим трудно согласиться и это не противоречит тезису о ключевой позиции мужчин как референтной группы в системе женского потребления: женщина украшает себя, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно, наблюдая производимый положи­тельный эффект, который выливается в успех и в личной жизни, и на рынке труда, и в профессиональной карьере. Нередко женщины говорят, что им мнение других женщин важнее, чем мужское. С этим частично можно со-

гласиться, так как мужчина воспринимает женщину целиком, а детали со­зданной конструкции заметны лишь женскому глазу. Лишь он в состоянии уловить новую помаду, новый элемент в одежде. Но это не противоречит тезису о мужчинах как главной референтной группе. Как сказал один кри­тик, «Мужчины смотрят на женщин. Женщины наблюдают за собой как объектом мужских взглядов. Это формирует не только отноше­ние мужчин к женщинам, но и отношение женщин к самим себе». На-оми Волф соглашается с этим: «Это верно для всей истории западной культуры, а сейчас это верно как никогда прежде» (Wolf, 58).

Модель «прекрасного пола» играет важную экономическую функцию, заставляя женщин стремиться к ней через потребление массы вещей, предлагаемых производством и торговлей. Целые отрасли в современ­ном мире основываются на этой модели. Рухнет она — остановится мас­са предприятий, закроются магазины[2]. Неудивительно, что огромные средства вкладываются в рекламу товаров, с помощью которых констру­ируется индивидуальная красота[3]. На эту же цель работает и идеология женской красоты, которая пронизывает всю человеческую историю, но в рыночном обществе приобретает особый экономический смысл.







Date: 2015-06-06; view: 440; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию