Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное конструирование тендерных различий
Основная масса различий в потреблении мужчин и женщин основывается не на физическом, а на социальном поле — понятии, весьма далеком от какой бы то ни было связи с очевидными природными различиями. В каждом обществе формируются модели «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», «нормального мужчины» и «нормальной женщины». Инструментом такого конструирования выступают мораль, законы, искусство, реклама, средства массовой информации и т. д. В качестве материала, из которого конструируются эти модели, используются одежда, обувь, прическа, косметика, парфюмерия, стиль речи, походка, способ времяпрепровождения, круг чтения, формы проявления эмоций, тип автомобиля, велосипеда, практикуемый вид спорта или физкультуры, тип фигуры, функции, выполняемые в семье и на производстве, отношение к воинской службе, частота посещения магазинов и их набор, демонстрируемые моральные качества и т. д. Все это — символы, из которых строится модель «мужчины» и «женщины». Соответственно, человек, желающий считаться женщиной, пишет текст, используя элементы женской нормативной модели, а стремящийся быть мужчиной пишет мужской текст. При этом нормы общества диктуют, кто должен хотеть быть похожим на мужчину, а кто — на женщину. Критерием такого разграничения норм выступает граница физического пола. В разных обществах степень жесткости связи между приписыванием к тому или иному физическому полу и нормативным текстом, который надо писать, далеко не одинакова. В традиционных обществах она обычно носит очень жесткий характер и отступление от таких предписаний может караться очень жестко. По мере либерализации общества цензура создаваемого текста ослабевает, хотя нигде пока не исчезла. Люди, не соблюдающие требования цензуры и пишущие тексты не своего пола, подвергаются воздействию негативных санкций. В традиционных обществах к нарушению этих норм могут относиться как к страшному преступлению. В современных обществах санкции помягче. Еще в 1950-е гг. в американские университеты не пускали девушек в брюках, я встречал такой же контроль в советских вузах в первой половине 1970-х гг. Использование мужчинами элементов женской одежды читается как символ принадлежности к гомосексуалистам — клеймо, которое в большинстве стран связано с моральным осуждением, а нередко и уголовным преследованием (в нашей стране гомосексуализм перестал рассматриваться как уголовное преступление лишь десятилетие назад). Поэтому культура общества принуждает людей писать текст «Я мужчина» или «Я женщина» в соответствии с физическим полом, к которому они приписаны. 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ «ПРЕКРАСНОГО ПОЛА» В большинстве обществ наблюдается процесс социального конструирования «прекрасного женского пола». Инструментами такого конструирования выступают массовое искусство, средства массовой информации, реклама. Эта модель конструируется как крупными фирмами, преследующими свои экономические интересы, так и миллионами людей обоих полов, в своей повседневной практике воспроизводящих ее. Акцент на красоту не случаен. Женский пол противопоставляется мужской модели, которая наделяется такими качествами, как сила и ум, соответственно, женщине остается быть слабой и красивой. Там, где мужчина утверждается просто в силу своего мужского статуса, женщине предлагается самоутверждаться через красоту. Но красота в патриархатном обществе — это модель, сконструированная мужчинами. «Красивая женщина» — это та, которая нравится мужчинам. Поэтому через конструирование «прекрасного пола» обеспечивается поддержание патриархата. В основе общества лежат отношения взаимного притяжения мужчин и женщин, которые ведут к сексу, деторождению, созданию семьи как базовой социальной общности. Нормы патриархата предписывают мужчинам и женщинам разные функции: мужчина завоевывает женское внимание, расположение своими действиями, а женщина — своей внешностью. Отсюда особая функция женской одежды, тела, украшений: они должны быть привлекательными, притягивать глаза и души мужчин. От этого зависит личное счастье. Поэтому женщина конструирует свою социальную идентичность с помощью символов красоты.[1] Красота обеспечивает не только создание семьи с избранником, но и продвижение по ступеням социальной иерархии. История знает массу случаев, когда благодаря красоте женщина вступала в брак с богатым и наделенным властью мужчиной, поднималась с самого низа на вершины иерархии. Таким образом, красота выступает тем ресурсом, который обеспечивает восходящую социальную мобильность через каналы брака. Не малую роль играет женская красота и на рынке труда, где в качестве работодателя чаще всего выступают мужчины. Есть немало рабочих мест, где красота прямо называется в качестве условия приема. Кроме того, еще больше рабочих мест, где прямо красота не требуется, но ее наличие играет невидимую, но важную роль, увеличивая шансы претендентки на получение работы. Часто красота, создающая расположение мужчин-руководителей, способствует служебной карьере. Таким образом, общество сконструировало модель «прекрасного пола», которая с помощью самых разных рычагов заставляет миллионы женщин стремиться быть красивыми — в глазах мужчин. Достигается это в первую очередь с помощью целенаправленного потребления, позволяющего скорректировать природные задатки в соответствии с моделью красоты, принятой в данном обществе. Правда, в интервью немало женщин утверждают, что они одеваются, красятся красиво в первую очередь для себя. С этим трудно согласиться и это не противоречит тезису о ключевой позиции мужчин как референтной группы в системе женского потребления: женщина украшает себя, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно, наблюдая производимый положительный эффект, который выливается в успех и в личной жизни, и на рынке труда, и в профессиональной карьере. Нередко женщины говорят, что им мнение других женщин важнее, чем мужское. С этим частично можно со- гласиться, так как мужчина воспринимает женщину целиком, а детали созданной конструкции заметны лишь женскому глазу. Лишь он в состоянии уловить новую помаду, новый элемент в одежде. Но это не противоречит тезису о мужчинах как главной референтной группе. Как сказал один критик, «Мужчины смотрят на женщин. Женщины наблюдают за собой как объектом мужских взглядов. Это формирует не только отношение мужчин к женщинам, но и отношение женщин к самим себе». На-оми Волф соглашается с этим: «Это верно для всей истории западной культуры, а сейчас это верно как никогда прежде» (Wolf, 58). Модель «прекрасного пола» играет важную экономическую функцию, заставляя женщин стремиться к ней через потребление массы вещей, предлагаемых производством и торговлей. Целые отрасли в современном мире основываются на этой модели. Рухнет она — остановится масса предприятий, закроются магазины[2]. Неудивительно, что огромные средства вкладываются в рекламу товаров, с помощью которых конструируется индивидуальная красота[3]. На эту же цель работает и идеология женской красоты, которая пронизывает всю человеческую историю, но в рыночном обществе приобретает особый экономический смысл. Date: 2015-06-06; view: 440; Нарушение авторских прав |