Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эталонные (референтные) группы





Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербер­том Хаймоном (Hymon) в его работе «Архивы психологии» в 1942 г. Под референтной группой он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведе­ния. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной или эталонной группой, которая служит крите­рием для сравнения.

Однако наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р. Мерто-на), или членская группа это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закре­питься в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различ­ны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассмат­риваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы ни были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае наша группа не предлагает нам привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или во­ображаемой, являющейся результатом социального конструирова­ния, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они — одна сплоченная группа. Так, на протяжение многих десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа как «Запад», «Америка».

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обще­ствах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с соци­альным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обще­стве крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подра­жать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государствен­но-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, админи­стративной или экономической иерархии. В таком обществе вполне ра­зумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находит­ся на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. «Американская мечта», как важнейший миф Америки, гласит, что каждый американец может стать президентом или мил­лионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американс­кой мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров ге­роев, поднявшихся из «простых рабочих и крестьян» до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших лю­дей страны еще вчера находилась на том же этаже, что и большинство из нас.

Связь индивида с референтными группами часто является неу­стойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных эта­пах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении раз­ных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы. Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортив­ной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спорт­смен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не является авторитетным. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, не любимого чемпиона.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негатив­ными. Позитивная эталонная группа это та реальная или вообра­жаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлека­тельным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эта­лонная группа — это реальная или мнимая (сконструированная) груп­па, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа кон­такта, ассоциации с которой стремятся избежать.


«Не чистят зубы, — пишет студентка В., — только бомжи, горькие пьяницы и люди, не особенно заботящиеся о своем моральном облике и здоровье зубов».

Набор референтных групп имеет относительный характер. Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как анти­эталон («Не дай Бог быть на них похожими»). В этом случае говорят: «Ты вырядился(-лась) как...». В нашем обществе в качестве такого «ком­плимента» может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, «крутым» бандитом и т. д.

Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

(1) Информационная референтная группа — это та группа лю­дей, чьей информации мы доверяем. При этом не важно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информа­ции. Эта группа проявляется в двух основных формах.

а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие на своей шкуре данный товар или услугу. Мы об­ращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опроверг­нуть сомнения относительно планируемой покупки марки товара.

б) Эксперты, то есть специалисты в данной области. Эксперты — это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качества явления, товара, услуги и т. д.

Когда возникает потребность в эксперте? К ним обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, то есть такая ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин, 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом стала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших зна­ний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников — дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радио­технике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения лю­дей, которые являются или кажутся мне экспертами.

Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, боль­шинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение — это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, кото­рая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на рынке, на Арбате или на престиж­ной выставке имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку яв­ляется для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для ди­летантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция — как негативная. Лишь эксперт не нуждается в заключении эксперта для выбора товара. Однако эксперт — это всегда узкий специалист и за преде-лами своей узкой сферы компетенции он дилетант.


(2) Референтные группы самоидентификации.

Это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуж­дения, но, как гласит поговорка, «с волками жить — по-волчьи выть». Индивид принадлежит к данной группе и не может игнорировать свое членство в ней.

Группа, к которой принадлежит индивид, прямо или косвенно вынуж­дает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потреб­ления, который рассматривается как «подобающий» для члена данной группы и избегать такого стиля, который считается в ней «неприлич­ным», «странным».

(3) Ценностная референтная группа.

Ценностная референтная группа — это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носите­ли, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в-физи-ческом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эта­лонной группы выступают «звезды» спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

(4) Утилитарная референтная группа.

Это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В та­ком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мни­мые группы. Например, служащий учреждения одевается так, как нра­вится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собствен­ной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особен­ности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, ко­торый вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают


как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций как явные и скрытые проявления сим­патии, любви, антипатии,презрения.

Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на пове­дении значительной части девушек и женщин. Именно среди них осо­бенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части муж­чин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вред­ное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бла-ник: «Высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир» (Маслов). Та­ким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при на­личии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающи­ми или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитив­ные или негативные санкции по отношении к нему (одобрение—на­смешка и т. п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение воз­награждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противополож­ного пола) (Loudon and Bitta, 277).

 

***

ИонинЛ. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. Маслов С. Женщины могут повыкаблучиваться / /Комсомольская прав­да. 1997. 6 ноября. С. 18.

Loudon D. and A. J. D. Bitta. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. New York et al.: McGraw-Hill Book Company, 1988. Luck D. J., O. C.Ferrell, G. H. Lucas, Jr. Marketing Strategy and Plans. 3rd ed., Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1989.







Date: 2015-06-06; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию