Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образ потребления и стиль потребления
Принадлежность индивида к социальной группе предопределяет основные пределы свободы выбора потребительского поведения. Совокупность устойчивых характеристик потребительского поведения группы, обусловленная ее местом в системе общественного производства, — это образ потребления (одна из сторон образа жизни). Категория образа потребления очерчивает область необходимого, принудительного поведения. Постмодернизм пытается отбросить этот структуралистский подход, акцентируя внимание на многообразии моделей потребительского поведения, часто не связанного с принадлежностью к классу или профессиональной группе. Однако в странах со сложившейся классовой системой, которые в то же время дальше всего продвинулись по пути к постмодерну, наличие групповых образов потребления бросается в глаза. Это заметно даже в Скандинавии, где социальное неравенство активно сглаживается, не говоря уже о Соединенных Штатах с характерными для них социальными контрастами. Проявляется групповой образ прежде всего в классовой сегрегации жилых районов, имеющих весьма различные модели потребления. Общество с контрастными типами потребления вырисовывается в постсоветской России. Основным стержнем образа потребления является экономический потенциал членов группы, который жестко определяет границы выбора. Члены низкодоходных групп могут быть свободны только в потребительских желаниях, но не в поведении. Очевидно, что неквалифицированный рабочий не в состоянии выбрать модели потребления, популярные среди высших менеджеров, крупных или средних собственников капитала. Однако силовое поле группы не сводится к ограничительному влиянию доходов. Группы формируют свои субкультуры, также обладающие принудительной силой. В результате директор банка не может следовать стилю потребления студентов не потому, что у него для этого нет денег, а потому, что это будет воспринято его группой как символический вызов, что чревато ответной реакцией. Поэтому члены и самых экономически могущественных групп не так свободны в своем потребительском выборе, как это может показаться снизу. Аргумент «статус обязывает» обладает такой же принудительной силой, как и объяснение типа: «Нет денег». Успешная маркетинговая стратегия фирмы, как правило, основывается на осознанном или интуитивном учете образа потребления. Это проявляется в четком определении целевой группы, ее экономического потенциала и жестких субкультурных ограничителей свободы выбора. Соответственно, товар, ориентированный на конкретную группу или ряд групп, должен умещаться в рамки экономических и субкультурных границ. Образ потребления обычно относительно устойчив в своих качественных и количественных характеристиках. Правда, в эпохи радикальных социально-экономических и культурных перемен и кризисов (именно такое время переживает современная Россия) он становится гораздо более подвижным, его изменения порою трудно предсказуемы. Так, финансовый кризис августа 1998 г. резко подорвал социально-экономический статус значительной части среднего класса, доходы которого в долларовом эквиваленте резко упали. В результате разворачивающееся в России производство корейских моделей автомобилей для среднего класса столкнулось с феноменом количественного свертывания этого класса. Едва поставленные на поток, машины оказались недоступными для значительной части целевой группы, не приобретя привлекательности для высшего слоя среднего класса. Между тем любой индивид обладает той или иной степенью свободы выбора. Феномен потребительской свободы отражается в категории «стиль потребления». На его абсолютизации и строится постмодернистская концепция потребления. Индивид в принципе свободен в выборе предметов и услуг, однако свободен до тех пор, пока не захотел выйти за пределы образа потребления, который очерчивает границы зоны необходимости почти с такой же неумолимостью, как закон земного притяжения разбивает иллюзии человека относительно его свободы двигаться. В пределах стилей потребления фирмы обладают большой инновационной свободой. Они могут создавать совершенно новые товары и услуги, соблазнять потребителей попробовать их. В этой области возможны резкие смены стилей причесок, одежды, автомобилей и т. д. Не исключаются причудливые индивидуальные смешения стилей. Все это создает достаточно прочную базу под постмодернистской иллюзией свободы. Массовое проникновение в Россию новых моделей потребления и невиданных прежде товаров в середине 1990-х гг. происходило именно в форме корректировки стиля потребления. Но новые товары принимались в той мере, в какой они соответствовали жестким границам образа потребления социальных групп и слоев, определенным уровнем доходов и их устойчивыми ценностно-нормативными комплексами. Образ и стиль потребления связаны между собой невидимыми нитями. Грани между ними размыты до такой степени, что часто создается видимость полной свободы перехода потребителей от одного товара и стиля к другому, что порождает иллюзию свободы фирмы в ее скольжении по социальному пространству. Однако фирма свободна в своем творчестве до тех пор, пока помнит о пределах образа потребления целевой группы. Если же она пытается парить, игнорируя эти границы, то ее ждет судьба человека, забывшего, что он не птица. Немало фирм потерпели крах, создавая новые товары и услуги без учета структурных ограничений образа потребления целевой группы. Это приводило к тому, что прежняя целевая группа по экономическим или субкультурным причинам была не в состоянии принять новое предложение, и фирма оказывалась в пространстве уже иных социальных групп, имеющих совершенно иные структурные ограничения. Типичный вариант: товар стал слишком дорогим для прежней целевой группы «А», но слишком непрестижным для более состоятельной группы «Б». При этом нередко сам факт, что фирма прежде работала на группу «А», может служить основанием отказа группы «Б» по- • треблять ее товары. С такой проблемой сталкиваются автомобильные фирмы, которые, гонясь за качеством, утрачивают прежние низкодоходные целевые группы и вынуждены бороться за признание со стороны групп со средними и высокими доходами. Такую эволюцию проделал концерн «Фольксваген» (буквальный перевод — «народный автомобиль»), начинавший свой послевоенный взлет с простейших «Жуков», а позднее сдвинувшийся на рынок автомобилей среднего и дорогого классов. Характерна такая эволюция и для «Форда». Такой переход от группы к группе возможен, но он требует больших дополнительных усилий и имеет смысл лишь для переживающих период экспансии фирм, которым стало тесно в нише прежней группы. В этой связи попытки АЗЛК выйти из глубокого кризиса (ситуация, прямо противоположная той, с которой столкнулись «Фольксваген» и «Форд») посредством смены целевой группы в результате перехода к выпуску относительно дорогих автомобилей. Но готова ли эта группа процветающих представителей высшего слоя среднего класса или собственников выбрать отечественную новинку и отказаться от привычных зарубежных статусных символов типа «Мерседесов» или «Ауди»? Такая стратегия представляется очень рискованной. Date: 2015-06-06; view: 905; Нарушение авторских прав |