Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Силовое поле группы
Социальная группа обладает свойством своего рода силового поля, которое оказывает более или менее сильное воздействие на потребительское поведение всех попавших в него индивидов. Действие силового поля группы проявляется в двух основных формах. Во-первых, оно формирует границы поля, которые часто трудно преодолеть, то есть обеспечивает контроль входа (включения) в группу и выхода (исключения) из нее. Потребление является своего рода кодом, позволяющим отличить «своих» от «чужих». Поэтому желающий попасть в группу стремится соответствовать ее потребительским стандартам, а игнорирующий эти стандарты подвергается изоляции, выталкивается за пределы поля. Высокодоходные группы широко практикуют такой простой способ социального закрытия своего пространства от чужаков, как высокие цены на потребляемые товары и услуги. Например, в западных странах в районах концентрации групп с высокими доходами обычно действуют магазины с ценами, которые существенно превышают уровень цен на такие же товары в других районах, что обеспечивает закрытие этих магазинов для представителей низкодоходных групп. Аналогичным образом в престижных районах вздуваются цены на землю. Стратегия пространственной сегрегации постепенно начинает проявляться и в России, где уже существуют так называемые «элитные поселки», «элитные районы». Во-вторых, силовое поле навязывает тем, кто в него попал, определенные модели поведения, в том числе потребительского. Одна группа может иметь разные модели, но это модели, присущие ей, соответствующие ее статусу. Одна из важных потребностей человека — потребность в принадлежности к группе, связанная с боязнью одиночества, изоляции. Эта потребность является одним из инструментов поддержания группового сплочения, в том числе и посредством следования групповым потребительским нормам. Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского поведения. Власть — это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм. Власть вознаграждения — это способность оказывать влияние на поведение другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций. Иначе говоря, г-н Н. молча повинуется указаниям, рекомендациям или пожеланиям м-ра У., если знает, что это подчинение его власти может быть вознаграждено. Вознаграждение имеет место в форме денежной премии, подарка, продвижения по службе, молчаливого одобрения или восхищения. Власть вознаграждения — это власть «пряника». Следование нормам группы повышает статус индивида, дает ему больше уважения, признания, что стимулирует его еще более тщательно следовать групповым нормам. Власть принуждения — это способность оказывать влияние на поведение другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть посредством негативных санкций. Так, люди, одевающиеся вопреки нормам группы, могут стать предметом насмешек. Легитимная власть — это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы. Власть самоидентификации — это способность оказывать влияние на поведение индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней сблизиться. Определенный стиль потребления или его элементы рассматриваются как атрибуты групповой принадлежности, поэтому желающие поддерживать свое членство должны следовать этому стилю. Требование может быть как категоричным, так и мягким пожеланием, несоблюдение которого вызывает иронию и насмешку. Маркетинговая стратегия фирмы может строиться с учетом как наличия силового поля социальных групп, так и спроса на средства поддержания этого поля. Иначе говоря, фирма может предлагать товары и услуги, соответствующие групповым стандартам и обеспечивающие поддержание и закрытие границ групп. Date: 2015-06-06; view: 581; Нарушение авторских прав |